СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Организация работы логопеда с детьми с ДЦП. Направления работы.
«Дистанция длинною в жизнь!»
Если меня спросят, знаю ли я что делать с ребенком с ДЦП, то я, не задумываясь, отвечу что «да» и «нет».
«Да», потому что я дипломированный специалист в области медицины и дефектологии, логопедии и реабилитации.
«Нет», потому что одинаковых детей с ДЦП не бывает! ДЦП растет вместе с ребенком. У детей с ДЦП неограниченные способности, они добры и позитивны, они светлые и благодатные дети. Если с ребенком с ДЦП заниматься, а именно массажи, лечебная физкультуры, физиолечение, бальнеотерапия, развивать высшие психические функции, речь, и так далее, то психомоторное состояние ребенка улучшается.
Логопед должен работать в тесной связи с невропатологом, массажистом, инструктором ЛФК, родителями.
Родителям ребенка с ДЦП хочется пожелать терпения, выносливости, мудрости, трудолюбия для воспитания и развития ребенка в семье.
С самого раннего возраста необходимо:
1)Уточнить диагноз, проводить курсовые лечение в отделениях неврологии, на год вперед запланировать курсы лечения, в том числе санаторно-курортное.
2)Оформить инвалидность (МСЭ)
3)Оформить индивидуальную программу реабилитации, в которой должны быть прописаны все необходимое для коррекции моторикии речи. Рекомендации дают невропатолог, ортопед, массажист, инструктор ЛФК, педиатр. Могут быть назначены санаторно-курортное лечение по роду заболевания, специальные медикаменты, противосудорожные и т.д., ортопедическая обувь, тутора, артезы, кожно-железные аппараты, ходунки, трости, канадские палочки, вертикализаторы, брусья, памперсы, прогулочные коляски и многое другое.
4)Желательно, чтобы ребенок наблюдался у одного невропатолога и ортопеда, массажиста и инструктора ЛФК.
5)Лечение должно носить не ситуативный временный характер, а ежедневный, оно должно быть комплексным, систематическим, от простого к сложному, исходя из состояния и возраста ребенка.
6)Родителям необходимо фактически поменять образ жизни для того, чтобы адаптировать ребенка и социализировать в обществе. Тот член семьи, который будит ухаживать за ребенком должен научиться приемам массажа, знать и ежедневно делать ЛФК, тепловые процедуры (парафин по курсам), ванны, занятия на мяче, упражнения на вертикализаторе, в брусьях, у шведской стенки, в ходунках и конечно заниматься развитием памяти, мышления, воображения, внимания и речи.
Для коррекции речи детям с ДЦП необходимо:
1)Медикаменты
2)Парафин на ведущую руку
3)Массаж ведущей руки
4)Массаж по Су-Джок
5)Мелкая моторика (мозаика, шнуровка, лепка, бусы, пазлы)
6)Пальчиковая гимнастика
7)Дыхательная гимнастика
8)Мимическая гимнастика
9)Артикуляционная гимнастика
10)Зондовый массаж органов артикуляции.
11) Развивать понимание речи (семантику), зрительно- моторное и пространственное восприятие.
Развивать высшие психические функции (память, мышление, воображение, восприятие, внимание)
12) Коррекция звукопроизношения -постановка звуков, автоматизация, дифференциация, введение в связную речь
13) Фонетический слух и восприятие
14) Расширять словарь
15) Грамматический строй речи
16) Формировать связную речь
17) Подготовить руку к письму
18) Письменная речь
19) Формировать математические представления
20) Чтение.
Особенности логопедической работы при детском церебральном параличе
Частота нарушений речи при детском церебральном параличе
Наиболее часто встречаются: |
Псевдобульбарная дизартрия при спастической диплегии-80% |
Псевдобульбарная дизартрия при гемипаретической форме -30-35% |
Подкорковая дизартрия при гиперкинетической форме-90% |
Мозжечковая дизартрия при атонически-атактической форме-30-35% |
Нарушения письменной речи дислексии и дисграфии |
Нарушения речи у детей с детским церебральным параличом
Нарушения речи
Фонетико-фонематические – проявляются в рамках различных форм дизартрии |
Специфические особенности усвоения родного языка – трудности в формировании целостного представления о предмете, в словесном обозначении окружающих предметов, их качеств, трудности в усвоении лексической системы языка |
Нарушения грамматического строя речи – неразрывно связаны с лексическими и фонетико-фонематическими расстройствами |
Нарушения формирования связной речи и понимания речевого сообщения |
дисграфии и дислексии – в генезе лежит несформированность зрительно-моторных и оптико-пространственных систем |
Специфические трудности в усвоении лексической системы языка у детей с церебральным параличом
№ |
Вид нарушения |
Проявления |
1 |
Лексические нарушения ( Малофеев Н.Н., 1985) |
|
2 |
Лексико-семантичес-кие и грамматичес-кие наруше-ния ( Халилова Л.Б., 1984, 1991) |
|
Особенности понимания речи учащимися с детским церебральным параличом
(Мастюкова Е.М.)
Нарушения понимания речи |
Проявления |
1 вариант |
Трудности в различении фраз с правильным и неправильным синтаксическим согласованием слов, в понимании сложных грамматических конструкций, содержащих последовательные подчинения, относительные или дистантные конструкции; узость понимания значений отдельных слов, понимания сложных форм контекстной речи, скрытого смысла рассказов |
2 вариант |
Трудности в переводе последовательно поступающей информации в целостно обозреваемую симультанную систему, нарушения понимания обратных конструкций, содержания рассказов, условий задач и другого программного материала |
3 вариант |
Трудности понимания обращенной речи связаны с ограниченностью словарного запаса, неточностью понимания значений отдельных слов, недостаточным объемом знаний и представлений об окружающем, бедностью практического опыта; затруднения в понимании глаголов движения (особенно префиксальных) |
Специфика логопедической работы с детьми с ДЦП (развитие лексики)
Формирование восприятия и представлений об окружающих предметах и явлениях в разных видах деятельности |
Ранние коррекционные мероприятия, направленные на расширение практического и чувственного опыта |
|
|
|
|
Предметно –практическая игровая деятельность развивает у ребенка с ДЦП познавательную, сенсорную и мыслительные функции.
© 2015, Кружкова Елена Викторовна 2036