СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лечение ДЦП

Нажмите, чтобы узнать подробности

Организация работы логопеда с детьми с ДЦП. Направления работы.

«Дистанция длинною в жизнь!»

Если меня спросят, знаю ли я что делать с ребенком с ДЦП, то я, не задумываясь, отвечу что «да» и «нет».

«Да», потому что я дипломированный специалист в области медицины и дефектологии, логопедии и реабилитации.

«Нет», потому что одинаковых детей с ДЦП не бывает! ДЦП растет вместе с ребенком. У детей с ДЦП неограниченные способности, они добры и позитивны, они светлые и благодатные дети. Если с ребенком с ДЦП заниматься, а именно массажи, лечебная физкультуры, физиолечение, бальнеотерапия, развивать высшие психические функции, речь, и так далее, то психомоторное состояние ребенка улучшается.

Логопед должен работать в тесной связи с невропатологом, массажистом, инструктором ЛФК, родителями.

Родителям ребенка с ДЦП хочется пожелать терпения, выносливости, мудрости, трудолюбия для воспитания и развития ребенка в семье.

С самого раннего возраста необходимо:

1)Уточнить диагноз, проводить курсовые лечение в отделениях неврологии, на год вперед запланировать курсы лечения, в том числе санаторно-курортное.

2)Оформить инвалидность (МСЭ)

3)Оформить индивидуальную программу реабилитации, в которой должны быть прописаны все необходимое для коррекции моторикии речи. Рекомендации дают невропатолог, ортопед, массажист, инструктор ЛФК, педиатр. Могут быть назначены санаторно-курортное лечение по роду заболевания, специальные медикаменты, противосудорожные и т.д., ортопедическая обувь, тутора, артезы, кожно-железные аппараты, ходунки, трости, канадские палочки, вертикализаторы, брусья, памперсы, прогулочные коляски и многое другое.

4)Желательно, чтобы ребенок наблюдался у одного невропатолога и ортопеда, массажиста и инструктора ЛФК.

5)Лечение должно носить не ситуативный временный характер, а ежедневный, оно должно быть комплексным, систематическим, от простого к сложному, исходя из состояния и возраста ребенка.

6)Родителям необходимо фактически поменять образ жизни для того, чтобы адаптировать ребенка и социализировать в обществе. Тот член семьи, который будит ухаживать за ребенком должен научиться приемам массажа, знать и ежедневно делать ЛФК, тепловые процедуры (парафин по курсам), ванны, занятия на мяче, упражнения на вертикализаторе, в брусьях, у шведской стенки, в ходунках и конечно заниматься развитием памяти, мышления, воображения, внимания и речи.

Для коррекции речи детям с ДЦП необходимо:

1)Медикаменты

2)Парафин на ведущую руку

3)Массаж ведущей руки

4)Массаж по Су-Джок

5)Мелкая моторика (мозаика, шнуровка, лепка, бусы, пазлы)

6)Пальчиковая гимнастика

7)Дыхательная гимнастика

8)Мимическая гимнастика

9)Артикуляционная гимнастика

10)Зондовый массаж органов артикуляции.

11) Развивать понимание речи (семантику), зрительно- моторное и пространственное восприятие.

Развивать высшие психические функции (память, мышление, воображение, восприятие, внимание)

12) Коррекция звукопроизношения -постановка звуков, автоматизация, дифференциация, введение в связную речь

13) Фонетический слух и восприятие

14) Расширять словарь

15) Грамматический строй речи

16) Формировать связную речь

17) Подготовить руку к письму

18) Письменная речь

19) Формировать математические представления

20) Чтение.

Особенности логопедической работы при детском церебральном параличе

Частота нарушений речи при детском церебральном параличе

Наиболее часто встречаются:

Псевдобульбарная дизартрия

при спастической диплегии-80%

Псевдобульбарная дизартрия при гемипаретической форме -30-35%

Подкорковая дизартрия при гиперкинетической форме-90%

Мозжечковая дизартрия при атонически-атактической форме-30-35%

Нарушения письменной речи дислексии и дисграфии

Нарушения речи у детей с детским церебральным параличом

Нарушения речи

Фонетико-фонематические – проявляются в рамках различных форм дизартрии

Специфические особенности усвоения родного языка – трудности в формировании целостного представления о предмете, в словесном обозначении окружающих предметов, их качеств, трудности в усвоении лексической системы языка

Нарушения грамматического строя речи – неразрывно связаны с лексическими и фонетико-фонематическими расстройствами

Нарушения формирования связной речи и понимания речевого сообщения

дисграфии и дислексии – в генезе лежит несформированность зрительно-моторных и оптико-пространственных систем

Специфические трудности в усвоении лексической системы языка у детей с церебральным параличом

Вид нарушения

Проявления

1

Лексические нарушения

( Малофеев Н.Н., 1985)

  • замедленный темп расширения словарного запаса
  • преобладание в лексиконе существительных, глаголов и предлогов (90% всего лексического запаса)
  • многократное повторение одних и тех же слов в связной речи
  • недостаточная степень владения глаголами, незнание их точного значения

2

Лексико-семантичес-кие и грамматичес-кие наруше-ния

( Халилова Л.Б., 1984, 1991)

  • незнание значений слов
  • замена значений слов, совпадающих по звучанию
  • смешение семантикиисходного слова с лексическим значением других слов, находящихся с ним в отношениях синонимической зависисмости
  • вычленение в слове лишь конкретного значения, непонимание переносного смысла
  • затруднения в установлении функциональной общности между значениями многозначного слова
  • крайне ограниченные семантические представления, недостаточность языковых абстракций и обобщений

Особенности понимания речи учащимися с детским церебральным параличом

(Мастюкова Е.М.)

Нарушения понимания речи

Проявления

1 вариант

Трудности в различении фраз с правильным и неправильным синтаксическим согласованием слов, в понимании сложных грамматических конструкций, содержащих последовательные подчинения, относительные или дистантные конструкции; узость понимания значений отдельных слов, понимания сложных форм контекстной речи, скрытого смысла рассказов

2 вариант

Трудности в переводе последовательно поступающей информации в целостно обозреваемую симультанную систему, нарушения понимания обратных конструкций, содержания рассказов, условий задач и другого программного материала

3 вариант

Трудности понимания обращенной речи связаны с ограниченностью словарного запаса, неточностью понимания значений отдельных слов, недостаточным объемом знаний и представлений об окружающем, бедностью практического опыта; затруднения в понимании глаголов движения (особенно префиксальных)

Специфика логопедической работы с детьми с ДЦП (развитие лексики)

Формирование восприятия и представлений об окружающих предметах и явлениях в разных видах деятельности

Ранние коррекционные мероприятия, направленные на расширение практического и чувственного опыта

  1. первичное ознакомление с предметами, их изображениями, действиями с ними
  2. привлечение внимания к предметам, создание поисковых ситуаций
  3. стимуляция детей к повторению и произнесению названий предметов
  1. более углубленное ознакомление детей с предметами, их качествами и свойствами, понимание взаимосвязи назначения предмета с его строением, обозначение частей и целого предмета,
  2. обучение обследовательским действиям с предметами, выделение качеств предметов, введение обозначающих их слов, сравнение качеств предметов с противоположными
  1. увеличение набора выделяемых качеств и свойств предметов
  2. формирование умения точно подбирать слова различных частей речи
  1. формирование видовых и родовых обобщений, понятий

Предметно –практическая игровая деятельность развивает у ребенка с ДЦП познавательную, сенсорную и мыслительные функции.

30.06.2015 13:31


Рекомендуем курсы ПК и ПП