СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Внеурочная деятельность
Занятие «Зимушка-зима»
Образовательная цель: расширять знания обучающихся о природе родного края.
Развивающая цель: формировать у детей коммуникативные навыки, творческие способности, навыки групповой работы.
Воспитательная цель: воспитывать бережное, гуманное отношение ко всему живому, уважительное отношение к природе, умения решать без конфликтов проблемные ситуации, используя медиативную технику.
Формирование УУД:
Личностные результаты: принимать правила поведения, принятые в обществе; проявлять дружелюбие, вежливость, уважение и чуткость по отношению к другим людям, учебно-познавательный интерес к материалу занятия, самоанализ и самоконтроль результата.
Регулятивные результаты: определять цель своей деятельности, план выполнения заданий, определять правильность выполненного задания на основе образца, оценка своего задания, коррекция.
Познавательные результаты: уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации, шифра, добывать информацию из дополнительных источников, ставить проблему и решать ее.
Коммуникативные результаты: уметь работать в группе, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение.
Планируемый результат воспитания: получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.
Оборудование: раздаточный материал для работы в группах, иллюстрации, проектор, презентация, ноутбук.
Ход занятия
Организационный момент.
- Сегодня мы будем работать в группах. Давайте вспомним правила работы в группах.
- Ребята, у нас гости. Поприветствуйте их так, чтобы ваши слова не повторялись (здравствуйте, добрый день, рады вас видеть, добро пожаловать, приятно познакомиться).
Работа по теме занятия.
- Отгадаете загадку
Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица -
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом -
Всё покрылось серебром.
- Ребята, о какой царице говорится? (о зиме)
- Закройте глаза и шепотом произнесите: «ЗИМА…”
- Что вы себе представили? Вы любите зиму?
- Зиму любят многие, поэтому и называют её ласково зимушкой. И мы назвали наше занятие «Зимушка-зима».
- А сейчас попробуйте подобрать слова на каждую букву в слове зима (Забавная, интересная, морозная, активная).
- Нашу зимушку можно ещё назвать красивыми словами.
Задание в группах:
- Выберите слова, которыми можно назвать зиму. Обоснуйте свой ответ.
(у каждой группы слова – волшебница, красавица, мастерица, белоснежка)
Зима – самая холодная, но в то же время сказочная пора года. В это время мороз рисует узоры на окнах, деревья покрываются инеем, снег скрипит под ногами и блестит на солнце. Природа отдыхает под снежным покрывалом.
Звучит отрывок из песни «Три белых коня»
- О каких 3 белых конях поётся в песне?
- Правильно, это зимние месяцы. Назовите их. Про зиму создано множество загадок, пословиц, сказок. В ежедневном общении также часто используются народные пословицы про зиму. Они сочинялись на протяжении многих лет и дошли до наших дней.
-Составьте пословицы о зиме. (на карточках даны пословицы – начало и конец)
Декабрь год кончает, зиме середина.
Январь -году начало, под февраль налетели.
Вьюги да метели зиму начинает.
Как зима не злится, а весне покорится.
Зима - не лето, а стоять не велит.
Мороз невелик, в меха одета.
Музыкальная физминутка
-Поэты, композиторы, художники в своих произведениях изображали красоту зимней природы.
- Вспомните строчки из стихотворений о зиме и расскажите их. чтобы они подходили к пейзажу на экране (на экране по очереди 4 картинки, дети читают строчки).
-Чем вы любите заниматься зимой? (рассказы детей о зимних забавах)
- Чего вы не хотите зимой, о чём бы вы попросили у природы? (просьбы
детей, чтобы не было гололёда, сильного ураганного ветра, сильных морозов)
- Да, ребята, трудно зимой особенно птицам. Мы с вами можем и должны им помогать.
Стихотворение-обращение к нам. (рассказывает один ученик)
"Покормите птиц зимой!", А. Яшин
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна —
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
-Давайте вспомним сказки, в которых говорится про зимнее время.
«Пришла зима студеная, со вьюгой да снежными сугробами. Зайка с холода и вовсе побелел, и надумал он себе избу строить.» («Заюшкина избушка»)
«Ты, братец, ступай на реку, опусти хвост в прорубь, сиди да приговаривай: «Ловись, рыбка. И мала и велика!»» («Лисичка-сестричка и серый волк»)
«Зима. Хитрый Лис думает: «Замерзло озеро. Теперь уточка моя, никуда от меня не денется: по снегу куда ни пойдет, — наследит, по следу я ее и найду.» (В. Бианки, «Хитрый Лис и умная Уточка»)
«Придумала мачеха падчерицу со двора согнать: «Вези, старик, ее куда хочешь, чтобы глаза мои ее не видели. во чисто поле на трескучий мороз». («Морозко»)
«Мне бы лучше за мужиком погнаться. Его скорее дойму: полушубок старый, заплатанный, шапка вся в дырах, на ногах кроме лаптей ничего нет. А ты, братец, как посильнее меня, за барином беги». («Два Мороза»)
«Ну, постой же, — думает зима, — дойму я людей. Шлет мороз за морозом, один другого злее. А люди затопили печки, пекут себе блины горячие да над зимою посмеиваются». (К. Ушинский. «Проказы старухи зимы»)
«Вот пришла зима снежная, намела сугробов до пояса, ребятишки на санках катаются, а старик со старухой на них из окна глядят да про свое горе думают». («Снегурочка»)
-Давайте вспомним сказку «Заюшкина избушка» (дети рассказывают).
- Кто там поссорился? В чем причина ссоры? Как можно мирно решить конфликт между лисой и зайцем?
- Сколько же о зиме придумано загадок, не счесть! Вот и мы сейчас будем отгадывать их. (каждая группа предлагает загадки для других) Быстро, весело и дружно. Два берёзовых коня По снегам несут меня. Кони эти рыжие, А зовут их. (лыжи)
Мчусь как пуля я вперёд, Лишь поскрипывает лёд, Да мелькают огоньки. Кто несёт меня? (коньки)
Зимой на ветках яблоки. Скорей их собери! И вдруг вспорхнули яблоки: Ведь это -. (снегири)
Дел у меня не мало - Я белым одеялом Всю землю укрываю, В лёд реки убираю, Белю поля, дома, Зовут меня. (зима)
Веретунья белобока, А зовут её.(сорока)
Схватил за щёки, кончик носа, Раскрасил окна все без спросу. Но кто же это? Вот вопрос! Всё это делает.(мороз)
Едва повеяло зимой, Они всегда с тобой. Согреют две сестрички, Зовут их.(рукавички)
Взял дубовых два бруска, Два железных полозка. На бруски набил я планки Дайте снег! Готовы.(санки)
- Предлагаю вам поиграть в игру “Что мы делаем зимой?”
Что мы делаем зимой, Дай, дружок, ты мне ответ. Слушайте внимательно, Отвечая “да” иль “нет”. В снежки играем мы с друзьями? Грибы по лесу собираем сами? С горки на санках катаемся? В деревне на речке купаемся? По лесу на лыжах бродим? А много цветов находим? В саду своем грядки копаем? И с Дедом Морозом мы пляшем?
- Ну, что ж, молодцы!
«Снеговик пожеланий»
- Любит русский народ зиму: и на санках покататься можно, и в снежки поиграть, и по льду промчаться на быстрых коньках, и на санках под горку крутую слететь. А ещё зимой можно слепить снеговика. Вот и мы сейчас с вами слепим снеговика пожеланий. (каждая группа получает часть снеговика и пишет на обратной стороне пожелания для всех присутствующих - 2-3 слова. Затем собирается на доске снеговик, а кто не участвовал во время занятия – добавляет остальные части).
Рефлексия.
- Наше занятие подошло к концу. Если оно вам понравилось, то передайте своё настроение – улыбнитесь, похлопайте в ладоши.
© 2021, Манахова Ирина Александровна 859