© 2025, Рижук Юлия Васильевна 45
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 10.06.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Суть принципа наглядности обусловлена рядом факторов:
- обучение как процесс познания окружающего мира происходит более успешно, если основан на непосредственном наблюдении и изучении предметов, явлений или событий.
- познавательный процесс требует включения в овладение знаниями различных органов восприятия. По мнению Ушинского, наглядное обучение повышает внимание учащихся, способствует более глубокому усвоению знаний.
- наглядность обучения основана на особенностях мышления детей, которое развивается от конкретного к абстрактному.
- наглядность повышает интерес учащихся к знаниям и делает процесс обучения более легким. Многие сложные теоретические положения при умелом использовании наглядности становятся доступными и понятными для учащихся.
- использование учебно-наглядных пособий повышает у школьников интерес к работе, они прослеживают связь декоративно-прикладного искусства с жизнью.
Функции наглядности:
- помогает воссоздать форму, сущность явления, его структуру, связи, взаимодействия для подтверждения теоретических положений;
- помогает привести в состояние активности все анализаторы и связанные с ними психические процессы ощущения, восприятия, представления, в результате чего возникает богатая эмпирическая основа для обобщающе-аналитической мыслительной деятельности детей и педагога;
- формирует у учащихся визуальную и слуховую культуру;
- дает учителю обратную информацию: по заданным вопросам учащимся можно судить об усвоении материала, о движении мысли учащихся к пониманию сути явления.
Виды учебной наглядности
- Натуральные вещественные модели (реальные предметы, муляжи, геометрические тела, макеты объектов, фотографии и т.д.)
- Условные графические изображения (чертежи, эскизы, схемы, графики, географические карты, планы, диаграммы и т. д.)
- Знаковые модели, математические, химические формулы и уравнения и другие интерпретированные модели
- Динамические наглядные модели (кино и телефильмы, диапозитивы, мультфильмы и др.)
Требования к картинам
Картины (репродукции, эстампы) - это изо издания, которые воспроизводят оригиналы искусства или фотографии с текстом или без него.
Картины являются демонстрационными ТСО, поэтому их элементы должны быть хорошо видны со всех мест классной комнаты.
Иллюстрации к литературным художественным произведениям должны знакомить учащихся с лучшими произведениями русской и зарубежной живописи, графики, наиболее точно раскрывающими авторский замысел писателя и художника.
Пособия должны иметь большие размеры, быть чёткими по рисунку и живописи.
Методические таблицы и плакаты – наиболее распространённый вид наглядных пособий. Таблицы могут быть снабжены небольшим текстом, давать ясные указания на работу. На таблицах желательно иметь заголовки. Например таблица «Последовательность построения натюрморта». Схемы: схема лица человека, схема фигуры человека в опорных линиях, в том числе в динамике. Макеты: проволочные каркасы геометрических тел, картонные макеты для демонстрации перспективы.
«Цветовой круг» и «Тоновой круг» предназначен для развития у детей чувства цвета и тона. Можно показать изменение тональных отношений с помощью изменения фона: натура на светлом и на тёмном фоне. Все средства наглядности помогают ученику правильно видеть и понимать натуру – её форму, структуру, цвет и фактуру.
Наглядность оказывает более эффективное действие, чем словесное определение. Не случайно Я.А. Коменский провозгласил принцип наглядности «золотым правилом дидактики»
При наличии технических средств обучения: компьютера, проектора, экрана, при объяснении темы проводятся презентации. Можно использовать и учебное кино. С помощью учебного кино можно продемонстрировать методическую последовательность выполнения рисунка, приёмы работы карандашом, акварелью, показать технику наложения штриха. Быстрые процессы – движение руки, нанесение штриховки, приёмы работы кистью – можно показать в замедленном темпе, длительные процессы представить быстро протекающими (написание картины).
Рисунок учителя
В ряде случаев рисунок учителя служит побудительным стимулом для изобразительной деятельности учащихся, является одним из лучших средств
наглядного обучения самого Наглядность, как правило, оказывает более эффективное действие, чем словесное объяснение.
Изобразительную деятельность учителя, связанную с иллюстрированием учебного материала, дополняющую устное объяснение и осуществляемую непосредственно в ходе урока, принято называть педагогическим рисованием. Пояснительный рисунок преподавателя, сделанный на полях работы ученика, а также лаконичные наброски большого размера, выполненные различными материалами на классной доске или листах бумаги во время урока с целью разъяснения учебного материала и дополнения устного объяснения, являются разновидностями педагогического рисунка.
Работа учителя на классной доске – является прекрасным методом наглядного обучения. Такой рисунок помогает понять увиденное, влияет на умственное развитие ребенка, на правильность его суждений К сожалению, учителя недостаточно используют возможности рисования на классной доске. Главное качество педагогического рисунка – это лаконичность изображения, простота и ясность его. Скупыми средствами графического языка учитель дает возможность детям ясно понять и представить сказанное.
Учитель может демонстрировать рисунки большого размера, рассчитанные на фронтальную демонстрацию всем ученикам, находящимся в классе, выполненные на отдельных листах бумаги. Второй вид рисунка – это зарисовка учителя на полях рисунка учащегося. Такими зарисовками мы пользуемся в том случае, когда ошибка в рисунке замечена лишь у одного-двух обучаемых и нет смысла отвлекать внимание всего класса. Небольшие наброски, выполняемые преподавателем на полях работ учащихся или на отдельных листочках бумаги выполняются с целью иллюстрирования индивидуального объяснения учебного материала.
Третий вид педагогического рисования – это исправление ошибок в рисунке учащегося рукой учителя. Некоторые методисты категорически возражают против таких исправлений, но эта точка зрения субъективна. Учащийся видит, как можно исправить именно его рисунок. Наблюдая, как преподаватель работает в его альбоме, он впитывает все детали этого процесса и потом уже сам старается делать так, как показал педагог. Однако методика наглядной демонстрации техники исполнения должна быть очень продуманной и тонкой. Искусство преподавания состоит в том, чтобы уметь почувствовать, что и в какой форме надо показать обучаемому, уметь продемонстрировать это так, чтобы он двигался вперед, верил в свои силы, а не был подавлен учителем.
Несомненно, что все указанные формы помощи учащимся в их работе над рисунком должны иметь место в школе.
Педагогические рисунки могут выполнять следующие функции:
а) иллюстрирование отдельных положений устного объяснения, даваемого учителем в ходе занятий;
б) демонстрация методической последовательности работы над рисунками;
в) показ одной из стадий выполнения рисунка;
г) разъяснение сущности строения изображаемых объектов;
д) показ принципов композиционного решения рисунков;
е) демонстрация технических приемов работы, показ технических возможностей и особенностей различных материалов, применяемых в рисовании;
ж) наглядный анализ правильных и неправильных решений изобразительных задач, связанных с темой занятий; з) объяснение особенностей выполнения рисунков на ту или иную конкретную тематику.
К педагогическому рисунку предъявляются следующие требования:
- эстетические; - дидактические;
- культура исполнения и подачи изображения;
- четко поставленная дидактическая задача;
- оригинальность замысла, выразительность, запоминаемость образа;
- изобразительная грамотность исполнения;
- привлекательность, вдохновляющий характер, живость (антоним «сухости») решения; - лаконизм, ясность, доступность изображения, учет особенностей его восприятия учащимся;
- соответствие средств выразительности, техники и приемов исполнения рисунка дидактической задаче.
Процесс построения рисунка рукой учителя должен быть хорошо согласован с ходом изложения учебного материала. Главным в данном случае должны быть пояснения педагога, рисунок лишь дополняет слова. Указывая на «золотое правило обучения», Я.А. Коменский писал: «Следовательно, о том, чтобы надо знать, надо не только рассказать, чтобы
это было воспринято слухом, но это же следует зарисовать, чтобы через зрение предмет запечалился в воображении». А для этой цели, говорит Коменский, полезно все, что обыкновенно изучается в каждом классе, будь то теоремы, или правила, или образы предметов, изображать наглядно на доске.
Рисунки на классной доске должны передать самую главную мысль учителя, опуская все случайное и второстепенное. Простота и лаконичность изображения диктуются, прежде всего, необходимостью быстрого исполнения рисунка. Например, когда осваивается изображение человека в движении, вполне достаточно дать упрощенные схемы закономерностей движения фигуры человека, при объяснении особенностей строения и характера форм деревьев тоже можно ограничиться лаконичными рисунками. На такие рисунки учитель затрачивает не более одной-двух минут. Некоторые учителя стараются дать по возможности законченный рисунок, в результате они затрачивают на него по 10-15 минут, отнимая у детей и без того ограниченное учебное время. Чтобы овладеть педагогическим рисунком и понять его специфику, нужна большая тренировка.
Выполняются рисунки мелом на классной доске с одновременным словесным объяснением приемов изображения.
Важными качествами любого педагогического рисунка следует считать: правдивую и убедительную трактовку изображаемого, передачу в рисунках главного, существенного, обоснованно упрощенный характер изображения; лаконизм и выразительность графических средств.
Рисунки, предназначенные для фронтального показа учащимся, должны иметь достаточно большой размер, обладать выраженной активностью изобразительных средств, значительной контрастностью. Важность именно этих качеств обусловлена необходимостью обеспечить высокую степень наглядности, хорошую читаемость рисунков с различных мест в классе.
Пояснительные рисунки могут различаться также по технике выполнения, применяемым при этом материалам. Однако во всех случаях важными качествами педагогических рисунков, создаваемых учителями изобразительного искусства, являются: содержательность, дидактическая направленность и художественные достоинства
Как правило, педагогические рисунки выполняются в течение очень непродолжительного времени. Это объясняется задачами и условиями работы учителя. Данное обстоятельство определяет необходимость уверенного владения навыками быстрого рисования, которые основываются на высокой степени тренированности быстрого восприятия, оперативности мышления и действий учителя.
Изобразительная деятельность учителя осложнена тем, что работа над созданием педагогических рисунков проводится одновременно с устным изложением учебного материала, попутно с рассказом учителя. «Образно говоря, мел в руках учителя должен поспевать за его речью, а речь не отставать от руки».
В работе учителя изобразительного искусства желательно так же чаще использовать быстрые рисунки, этюды, наброски, выполняемые кистью с помощью туши, акварели или гуаши, без предварительной наметки контуров будущего изображения карандашом. В таких набросках активно действуют два основных элемента: красочное пятно и фон (белая бумага), благодаря чему хорошо читается силуэт предмета. Для достижения нужного художественного и педагогического эффекта в некоторых случаях можно применить комбинацию нескольких материалов: например, сочетание прессованного угля и мела, черной или цветной гуаши и мела и др. Такие рисунки можно осуществлять на больших листах белой или тонированной бумаги и непосредственно на классной доске, если она не очень темная. В последние годы ряд художников-педагогов в нашей стране и за рубежом успешно использует белые классные доски для создания пояснительных рисунков с помощью цветного мела, специальных фломастеров с толстыми стержнями и других материалов. Это удобно и практично. Экономится бумага и время учителя, затрачиваемое на смену листов бумаги, ее прикрепление к доске или планшету. Однако принципиального различия в методах выполнения рисунков фломастерами на белой доске в отличие от приемов работы этим же материалом на бумаге нет.
Педагогический рисунок, даже выполненный к конкретной теме урока, не имеет однозначного толкования или единственного варианта решения. Он может иллюстрировать:
решение дидактической задачи на примере изображения конкретного объекта (например, геометрический аспект формы в композиции «Аквариум»;
- предмет изображения (многообразие форм аквамира);
- технические аспекты выполнения изображения (например, этапы и приемы выполнения граттажа).
Иногда педагогический рисунок может быть заготовлен заранее, но не как нечто раз и навсегда данное, а как постоянно изменяемый и дополняемый на уроке учителем и учащимися объект.
Педагогический рисунок отличаются от других наглядных изображений: таблиц, рисунков в учебниках и пособиях и других наглядных средств, воспроизводимых на классной доске и имеющих аналогичный характер. По существу, он является наброском, что обусловлено быстротой и лаконичностью его исполнения, соответствующему его целевому назначению, задачам и условиям выполнения. Поясняя свои рассуждения рисунками, учитель сознательно отвлекается от мелочей, второстепенных деталей, сосредотачивая внимание учащихся на самом главном, на сути излагаемого материала, как бы создавая синтезированный образ изучаемого. Педагогический рисунок сам по себе может и не иметь художественной ценности, но в сопровождении объяснений педагога он предельно оптимален, убедителен и ясен. Соответственно ходу усвоения материала учениками, он может быть упрощен, схематизирован или, наоборот, обогащен деталями.
© 2025, Рижук Юлия Васильевна 45