СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика обучения прыжкам на уроке физической культуры

Нажмите, чтобы узнать подробности

Прыжки в легкой атлетике делятся на два вида: - через вертикальные препятствия, где преследуется цель прыгнуть как можно выше, - прыжок в высоту и прыжок с шестом; - через горизонтальные препятствия, где стремятся прыгнуть как можно дальше, - прыжок в длину и тройной прыжок. Достижения в прыжках измеряются в метрах и сантиметрах. Прыжки выполняются с места и с разбега, без помощи дополнительных приспособлений и с ними (прыжки с шестом). В настоящее время прыжки с места в программу официальных соревнований не включаются, а используются как тренировочное средство либо как контрольное упражнение для определения уровня общей и специальной физической подготовленности спортсменов. Техника прыжков в длину с разбега имеет три разновидности: «согнув ноги», «прогнувшись», «ножницы». Самый простой способ «согнув ноги» применялся до конца XIX в. Современный способ «ножницы» впервые появился еще 1900 г., но широкое распространение получил только в 30-40-х гг. XX в. В 1920 г. финский прыгун Туулос впервые продемонстрировал новую технику прыжка в длину - «прогнувшись». Несмотря на то, что этот способ является менее эффективным по сравнению с «ножницами», многие прыгуны, а особенно женщины, широко его используют. Ряд других прыгунов применяют совмещенную технику этих двух способов.

Прыжок «Согнув ноги». Прыжок в длину способом «согнув ноги» дисциплина технических видов лёгкой атлетики, относящаяся к горизонтальным видам прыжков. Прыжок в длину требует от спортсменов прыгучести, спринтерских качеств. Прыжок в длину входил в соревновательную программу античных Олимпийских игр. Является современной олимпийской дисциплиной лёгкой атлетики для мужчин с1896 года, для женщин — с 1948 года. Входит в состав легкоатлетических многоборий. Для освоения движений в полете применяются упражнения: — прыжок в «шаге» с 3—5 шагов разбега с приземлением в положение «шага»; — из положения неглубокого выпада подтянуть сзади, расположенную толчковую ногу к впереди стоящей ноге; — прыжок в «шаге» с 5—7 шагов разбега через две планки (линии) с дальнейшим пробеганием; — прыжки в длину способом «согнув ноги» с различных по длине разбегов, отталкиваясь от мостика, дорожки перед ямой или бруска; — имитация вылета в «шаге» и группировка в висе на кольцах или перекладине. Технику целостного прыжка в длину с разбега можно разделить на четыре части: разбег, отталкивание, полет и приземление. (начало разбега - четное количество шагов, впереди толчковая нога) Разбег. Разбег в прыжках в длину служит для создания оптимальной скорости прыгуна. Скорость разбега в этом виде в наибольшей степени приближается к максимальной скорости. Длина разбега зависит от индивидуальных особенностей спортсмена. В основном спортсмены используют следующие варианты: с места и с подхода (или подбега), а также с постепенным набором скорости и резким (спринтерским) началом. В подготовке к отталкиванию на последних 3 — 4 беговых шагах спортсмен должен развить оптимальную для себя скорость. Отталкивание. Эта часть прыжка начинается с момента постановки ноги на место отталкивания. Нога ставится на всю стопу с акцентом на внешний свод. Цель отталкивания — перевести часть горизонтальной скорости разбега в вертикальную скорость вылета тела прыгуна, т. е. придать телу начальную скорость. Полет. После отрыва тела прыгуна от места отталкивания начинается полетная фаза, условно полетную фазу прыжка можно разделить на три части: · взлёт · горизонтальное движение вперёд · подготовка к приземлению Приземление: с падением в сторону, с выбиванием. После взлета в положении шага толчковая нога сгибается в коленном суставе и подводится к маховой ноге, плечи отводятся несколько назад для поддержания равновесия, а также для снятия излишнего напряжения мышц брюшного пресса и передней поверхности бедер, которые удерживают ноги на весу. Руки, слегка согнутые в локтях, поднимаются вверх. Когда траектория ОЦМ начинает опускаться вниз, плечи посылаются вперед, руки опускаются вниз движением вперед—вниз, ноги приближаются к груди, выпрямляясь в коленных суставах. Прыгун принимает положение для приземления. Хотя это элементарный вариант прыжка, но им пользуются атлеты высокого уровня и в XXI веке. Так английский легкоатлет Кристофер Томлинсон, который имеет в активе прыжок на 8,35 м (рекорд Великобритании), прыгает «в шаге». Этим же стилем Галина Чистякова установила мировой рекорд 7,52 м. Подводящие упражнения для способа прыжка «Согнув ноги». Упражнение 1. Стоя на месте, оттолкнуться двумя ногами и подпрыгнуть вверх, приземлившись в положение шага-выпада (маховая нога впереди). Туловище держать прямо. Упражнение 2. И. п.— толчковая нога впереди, маховая сзади, руки опущены вдоль туловища. Перенести вес тела на толчковую ногу, а согнутую в колене маховую поднять вперед-вверх до уровня таза и держать 3—5 с. Упражнение 3. Прыжки по гимнастическим матам. Расстояние между ними должно быть таким, чтобы можно было выполнять на каждом мате только один промежуточный шаг (приземление на маховую ногу — шаг на толчковую— отталкивание—полёт). Упражнение 4. Прыжки «через зоны». Двумя линиями на полу обозначается широкое препятствие, причем расстояние все время увеличивается в одну сторону. Ученики прыгают через самую широкую зону, которую могут преодолеть. Упражнение 5. Имитация приземления в положении сидя на полу. Из этого положения согнуть ноги, подтянуть колени к груди и резко выбросить их вперед, подав вперед руки и туловище. Упражнение 6. Разбег по прямой линии с постановкой толчковой ноги на место отталкивания в коридоре шириной 30—35 см, обозначенном мелом, поролоновыми полосками или резиновой губкой и т. п. Упражнение 7. Прыжки в длину с 8—10 шагов разбега через два-три препятствия (натянутые резиновые ленты), высота и расстояние между которыми регулируются учителем в зависимости от решения конкретных задач. Методические указания. Для уменьшения вращательного момента вперед корпус в полетной фазе необходимо удерживать в вертикальном положении, чему способствует подъем рук вверх.

Прыжок «Прогнувшись». После того, как занимающиеся освоят простейший способ прыжка «согнув ноги», можно переходить к обучению технике прыжка «прогнувшись». Обучение технике данного способа начинается с показа прыжка в целом со среднего разбега, а затем — пробных прыжков с короткого разбега. Основные упражнения при обучении: — прыжки с короткого разбега (3—5 беговых шагов), после вылета «в шаге» необходимо опустить маховую ногу вниз — назад, а таз вынести вперед и прогнуться, руки поднять вверх в стороны, приземлиться на обе ноги, не стремясь активно выбросить их вперед; — прыжки с короткого разбега, обращая внимание на опускание маховой ноги, прогиб и активное выбрасывание ног далеко вперед во время приземления; руки при этом опустить вперед, вниз и назад; — прыжки с короткого разбега; — имитация движения ног в висе на кольцах или перекладине, следя за тем, чтобы во время опускания маховой ноги вниз таз выводился вперед, а плечи несколько отводились назад; — прыжки в целом с увеличением длины разбега, отталкиваясь от пола (дорожки) и бруска. Подводящие упражнения для прыжка способом «Прогнувшись» 1) имитация полетной фазы: прыжок вверх с подтягиванием стоп и легким пригибанием туловища; 2) имитация движения ног в висе на перекладине; 3) прыжок с пяти-шести беговых шагов с опусканием маховой ноги и отведением обеих ног назад; 4) то же, но в сочетании с движением рук вверх - в стороны; 5) прыжок в длину способом "прогнувшись" с двух-трех шагов разбега, отталкиваясь от возвышения; 6) прыжки в длину способом "прогнувшись" с различных по длине разбегов. Методические указания. Прогибание туловища в полетной фазе осуществляется за счет активного движения таза вперед и отведения плеч назад.

Прыжок «Ножницы». Эффективность его проявляется за счет сохранения координирующей структуры бегового шага в переходе от разбега к отталкиванию и в движениях в полете. Более точное название этого способа «бег по воздуху», так как прыгун в полете выполняет 2,5 — 3,5 шага. Из положения шага в полете (первый шаг) маховая нога выпрямляясь опускается вниз —назад, толчковая нога выводится вперед. Продолжая движение, маховая нога двигается назад, сгибается в коленном суставе, а толчковая нога выносится бедром вперед, согнутая в коленном суставе (второй шаг). После этого маховая нога, согнутая в коленном суставе, выносится вперед, присоединяясь к толчковой ноге. После обе ноги выпрямляются в коленных суставах, принимая положение перед приземлением. Руки выполняют круговые движения, через стороны. Когда маховая нога опускается вниз, разноименная рука опускается вниз, а другая рука поднимается вверх. Когда толчковая нога выносится вперед, разноименная рука также выводится вперед, а другая рука назад. При подтягивании маховой ноги к толчковой ноге руки опускаются вниз и перед приземлением отводятся назад. После создания представления о технике полетной фазы прыжка с помощью целостного показа со среднего разбега для изучения этого способа полета применяются упражнения: — прыжки в «шаге» с 3—5 беговых шагов, опуская маховую ногу вниз с приземлением на нее и пробегая вперед; — прыжки в «шаге» с 1—3 шагов со сменой положения ног в полете и приземлением в положение «шага», толчковая нога впереди; — прыжки с 3—5 беговых шагов, меняя положение ног в полете, но приземляясь на толчковую ногу; — имитация движения рук в ходьбе; — имитация смены ног в висе на кольцах, перекладине и лежа на гимнастических матах; — прыжки способом «ножницы» (2,5 шага), толкаясь от гимнастического мостика или трамплина, для согласования движений ног и рук; — прыжки способом «ножницы» с различных по величине разбегов, отталкиваясь от грунта и бруска. При выполнении всех упражнений необходимо обращать внимание на то, чтобы движения ног в полете выполнялись не голенью, а от бедра, свободными, широкими ногами. Подводящие упражнения для прыжка способом «Ножницы». 1) прыжок «в шаге» с приземлением «в шаге» на обе ноги. 2) прыжок в длину с разбега «в шаге» с последующим приземлением на маховую ногу и пролеганием. 3) прыжок «в шаге» с 5-7 шагов с быстрым опусканием маховой н. вниз и выводом толчковой н. вперед, приземление на обе ноги, толчковая нога - впереди. 4) прыжки в длину с разбега с 4-6 и 10-12 шагов со сменой положения ног в воздухе и подтягиванием маховой ноги к толчковой. 5) такие же прыжки с далеким выбрасыванием ног на приземление Методические указания. Обращать внимание на то, чтобы после отталкивания таз находился впереди. Смену ног производить быстро, но с большой амплитудой. При обучении приземлению применять веревочку или планку, которые располагаются примерно в 65-75 см от предлагаемого места приземления на высоте 30-50 см.

Заключение. Освоение прыжков на всех этапах обучения и тренировки должно сопровождаться повышением уровня обшей и специальной подготовленности учащихся – основы для проявления максимальных взрывных усилий, характерных при выполнении прыжков. При обучении, особенно на его начальных этапах, необходимо широко применять игры и различные эстафеты с прыжками. Это, с одной стороны, внесет в процесс обучения необходимую эмоциональность и позволит значительно увеличить тренировочные нагрузки, а с другой – улучшит координационные возможности детей, научит их владеть своим телом в полете, поможет развить прыжковую смелость и ловкость. Обучение технике прыжка должно быть тесно связано со специальной тренировкой, направленной на развитие необходимых физических качеств. Специальные упражнения в первую очередь должны быть направлены на развитие высокой скорости в разбеге и выполнение сильного и быстрого толчка. Эффективность техники отталкивания лучших прыгунов заключается в умении создавать большее давление на дорожку при меньшем выставлении ноги, чтобы обеспечить необходимую высоту прыжка и сохранить горизонтальное движение тела. Задача тренера и спортсмена найти оптимальный вариант постановки ноги и степень ее амортизации для создания необходимой высоты полетов с наименьшими потерями продвижения вперед.

Список используемой литературы. 1. Жилкин А.И. и др. Легкая атлетика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.И. Жилкин, В.С. Кузьмин, Е.В. Сидорчук. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 464 с. 2. Войнова С.Е. и др. Базовые виды спорта: легкая атлетика: учебное пособие / С.Е Войнова, М.Ю. Щенникова, В.Е. Лутковский, А.Б. Янковский; Национальный гос. Ун-т физ. Культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. - СПб.:[б.и.], 2010. - 256 с. 3. Коробова А.В. Школа легкой атлетики. Обучение техники видов легкой атлетики / М. Физкультура и спорт 1968. -С. 159-186. 4. Ломов Вольфгант “Бег. Прыжки. Метания” / М. Физкультура и спорт 1974. -.С 120-123. 5. Озолина Н.Г., Воронина В.И., Приманова Ю.Н. “Легкая атлетика” / М. Физкультура и спорт 1989. - С 461-469. 6. Попов В.Б., Прыжок в длину. М.: Физкультура и спорт 1977. -С 96. 7.Спортивная энциклопедия. Сайт https://sportguardian.ru/article/6463/prijki_v_legkoy_atletike

Категория: Физкультура
25.03.2024 09:34


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!