СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Методика раздельного обучения
В результате своей работы, систематических наблюдений и поисков новых методов повышения эффективности уроков физической культуры, пришёл выводу, что раздельное обучение наиболее полно соответствует успешному решению многих задач, проставленных перед учителем физической культуры: укрепление здоровья, обучение двигательным умениям и навыкам, развитие физических качеств, воспитание потребности в регулярном занятии физическими упражнениями, содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитию психических процессов и свойств личности, умение самостоятельно заниматься физическими упражнениями, гуманизация учебного процесса, представление учащимися более удобных и комфортных форм обучения.
На мой взгляд, метод раздельного обучения позволяет решать данные проблемы следующим образом.
1. Физическое развитие.
Все мы знаем, что в подростковый период девочки по своим антропометрическим показателям в основном опережают мальчиков. Физическое развитие девочек опережает развитие мальчиков примерно на 2 года. Несомненно, это сказывается на эффективности совместных занятий. Требования к физическим показателям, сдачи контрольных нормативов также различны. Зачастую учителю приходится решать одновременно разные задачи на одном уроке для мальчиков и девочек. При раздельном обучении этот вопрос не возникает. Несомненно, между мальчиками и девочками происходит общение, что может привести к дискомфорту учеников, особенно физически слабых. Мальчики не хотят выглядеть слабее девочек, комплексуют, замыкаются в себе, ищут причины не посещать уроки физической культуры.
На третьей ступени обучения юноши напротив существенно опережают девушек в своём физическом развитии, что так же может стать причиной возникновения определённых проблем. Особенно ярко это проявляется в игровых видах спорта: волейбол, баскетбол, подвижные игры и т.д., где соревновательный дух очень высок. В смешанных командах в игре мальчики доминируют, либо всеми силами стараются быть лидерами. Девушки в этой ситуации менее конкурентоспособны, они замыкаются, малоактивны в игре, что снижает их двигательную активность, тормозит процесс обучения на уроке.
На уроках в смешанных классах высока вероятность травматизма. Мальчики, стремясь достичь высоких результатов, в азарте, не всегда адекватно соизмеряют свою силу (особенно в игровых вида спорта) и могут нанести травму своим более слабым партнёрам, в результате чего возникают конфликты.
Учителю приходится делить учеников на различные группы, что усложняет учебный процесс. Раздельное обучение помогает педагогу повысить плотность и эффективность урока, учеников не приходится делить на группы по половому признаку, значительно снижается риск травматизма, отсутствует стеснительность, замкнутость, что позволяет учащимся в полной мере реализовывать свои возможности.
2. Физиологическое развитие.
Обратившись к вопросу физиологии, мы понимаем, какие моральные и психологические проблемы возникают перед учениками в связи с половым созреванием и формированием организма.
Возникает стеснительность, развиваются неврозы, комплексы у девушек, особенно в период менструального цикла. Это ведёт к замкнутости, неуверенности в себе, нервным срывам и другим проблемам и том числе и гигиенического характера, которые с возрастом могут усугубиться и нанести непоправимую моральную травму в последующей жизни. Отсюда поиски у учащихся причин пропусков уроков физической культуры, что снижает и так недостаточную физическую активность учеников.
На уроках раздельного обучения учащихся гораздо меньше причин стесняться друг друга, постоянно думать об этом. Все озадачены решением одной, равной по возможностям для всех задачи. Девушкам свойственны повышенная эмоциональность, солидарность между собой, что может привести к проблемам, которые в мужском коллективе могут отсутствовать.
Юноши более хладнокровны, рациональны, решительны и смелы в опасной ситуации. Эти особенности учителю необходимо учитывать при построении урока, что гораздо легче сделать при раздельном обучении. Учителям физического воспитания, работающим в смешанных коллективах, следует учитывать определённый антагонизм во взаимоотношениях между мальчиками и девочками. В раздельных группах эта проблема отсутствует. Многочисленные исследования показывают, что разные двигательные качества достигают своего максимального развития в различном возрасте. Юноши и девушки развиваются неодинаково. Соответственно они достигают этих максимумов в разное время. Юноши в старших классах в основном достигают пика физической формы. У девушек в 15-17 лет наблюдается некоторое снижение физических качеств (прыгучести, быстрота движений), связанное с нарастанием веса, притом в значительной мере за счёт пассивной массы - жира. Это приводит к уменьшению относительной силы.
3. Психологическое развитие.
Из наблюдений на уроках выявляются разные интересы и приоритеты физических упражнений на уроках физической культуры. Юношей более привлекают такие игры как футбол, хоккей, баскетбол, упражнения на развитие силы координации быстроты и т.д.
Девушки предпочитают упражнения на гибкость, грацию, гимнастику, шейпинг, волейбол, фигурное катание и т.д.
Соответственно при раздельном обучении легче планировать учебный процесс с учётом интересов детей.
4. Духовное развитие.
Решая задачи духовного развития детей, при раздельном обучении легче определить приоритетные направления: мальчикам присуще патриотическое воспитание, подготовка как будущего защитника отечества. Девушкам - воспитание будущей матери, хранительницы домашнего очага.
Данную методику я разработал и применяю в школе уже более 15 лет. Эффективность реализации методики в данной школе отслеживается психологом школы и имеет положительную оценку, а так же дан отзыв заведующей кафедрой теории и методики физической культуры и спорта ФГОУ ВПО «АмГПГУ», доцентом, кандидатом биологических наук Поповой И.А. Методика имеет рецензию заведующей кафедрой теории и методики физической культуры и спорта ФГОУ ВПО «АмГПГУ», доцентом, кандидатом биологических наук Поповой И.А.
© 2023, Чебыкин Анатолий Владимирович 302