СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МЕТОДИКА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

Нажмите, чтобы узнать подробности

В нашей школе, у детей с нарушением зрения, на уроках физической культуры формируются зрительно-двигательные взаимосвязи (выполнение движений под контролем зрения) и повышение двигательной активности за счёт увеличения разнообразия движений. В работе с детьми, имеющими нарушения зрения, есть особенности, которые вызывают необходимость строго индивидуального подхода к обучению каждого ребенка, но это не означает, что на занятии каждому ребенку должны даваться разные упражнения. В большинстве случаев дается одно и то же упражнение, но результата добиваемся разными путями. Например: ослабленным детям уменьшается нагрузка путем сокращения количества повторений, дистанций, снижения темпа выполнения упражнений. Так же у детей, с нарушением зрения, движения скованны, неуверенны. Они не всегда видят, как правильно выполнять упражнение, а это приводит к неправильному формированию двигательного навыка, поэтому на занятиях применяется индивидуальный подход. Правильно организованный двигательный режим для детей с нарушением зрительной деятельности определяет формы физической нагрузки. При этом учитывается общее количество времени для активных движений в режиме дня; время двигательной активности в каждом режимном отрезке; интерес и доступность для детей разных видов движений; дозировку упражнений в зависимости от особенностей зрения и двигательной подготовленности детей; принцип чередования общеразвивающих и коррекционных упражнений. В коррекционно-педагогической работе проводится активизация зрительных функций через активную двигательную деятельность детей с нарушением зрения. На уроках физической культуры применяются ряд упражнений зрительной гимнастики в сочетании с движениями рук, используя при этом, тренажеры для глаз. Специфические особенности физического развития могут проявляться и в различных нарушениях опорно-двигательного аппарата и осанки. Нарушение осанки и степень их выраженности обусловлены состоянием зрения у детей. Наряду с нарушением осанки у детей встречаются деформации нижних конечностей /плоскостопие/. На уроках дается комплекс упражнений корригирующей гимнастики, направленный на укрепление костно-мышечного аппарата и мышц стоп, также в комплекс входят прогибания спины, наклоны в стороны, приседания и другие упражнения.. Наряду, с уроками физической культуры проводятся занятия лечебной физкультуры, где решаются дополнительно задачи оздоровления обучающихся. В нашей школе имеются все условия для обеспечения оптимального уровня двигательной активности детей на занятиях: специально оборудован спортивный зал, в котором расположены спортивный комплекс, гимнастическая стенка, тренажер, фитболы, гимнастические скамейки и другой крупный и мелкий спортивный инвентарь. Методика физкультурных занятий в 1-4 классах учитывает величину необходимой физической нагрузки, которая определяется исходя из показателей индивидуального развития и психофизического состояния здоровья каждого ребенка. На каждом уроке решаются задачи обучения: оздоровительные, воспитательные, образовательные и коррекционные. Учитывая состояние здоровья детей с нарушением зрения, уроки проводятся по общепринятой структуре и состоят из подготовительной, основной и заключительной частей, каждая из которой имеет конкретные задачи по развитию различных двигательных навыков и умений с коррекционной направленностью. В подготовительной части урока используются все виды ходьбы и бега и придаются этим упражнениям, коррекционную направленность. Ходьба как вид упражнений весьма эффективна, особенно для детей с нарушением зрения, имеющих противопоказания и ограничения в физических нагрузках. Так, Б.В. Сермеев отмечал, что ценность ходьбы как физического упражнения заключается в том, что она доступна детям с нарушением зрения всех возрастно-половых групп и при любых дефектах зрения. Ходьба является средством повышения работоспособности сердечно - сосудистой и дыхательной систем учащихся с нарушением зрения, что, в свою очередь, благотворно влияет на общую зрительную работоспособность. Исходя из наблюдений в ходе работы в нашей шкоде замечено, что у детей с нарушением зрительной деятельности, наряду со снижением зрительного восприятия, замедленностью скорости выполняемых действий, наблюдается слабость зрительного контроля за движениями, что осложняет формирование координации движений, поэтому на своих уроках, особенно в подготовительной части урока, большая часть упражнений направлена на повышение координации / « мельница», имитация « ходьбы на лыжах», круговые движения. различные махи руками, ногами/, известно, что физические упражнения способствуют как общему укреплению организма и активизации его функции, так и повышению работоспособности глазных мышц, укреплению склеры глаза. На уроках используется ходьба спиной, ходьба правым и левым, спортивная ходьба. В основной части урока решаются главные задачи: обучение детей новым упражнениям, повторение пройденного материала, развитие двигательных качеств, упражнения на равновесие. В содержание основной части урока входят общеразвивающие упражнения, которые проводятся в определенной последовательности: для мышц плечевого пояса, мышц спины и мышц живота, а затем ног, упражнения на расслабление, т.е. структура общеразвивающих упражнений та же, что и для нормально видящих учеников. В комплекс упражнений коррекционных заданий включаются упражнения на формирование осанки, координацию движений, на развитие и укрепление органов дыхания и кровообращения, которые сочетаются с упражнениями для мышц глаз. Известно множество средств физической культуры, служащих укреплению здоровья: • упражнения циклического характера • спортивные и подвижные игры, обеспечивающие высокую эмоциональную привлекательность упражнения силового характера; • естественные природные факторы (солнце, воздух, вода); • традиционные средства: контрастный душ, бани, ванны, массаж; Эти средства открывают возможности управления здоровьем, а при условии врачебно-педагогического контроля являются одним из направлений формирования здоровья. Их подбор индивидуален и поэтому учитываются особенности каждого обучающегося благодаря данным мониторинга. Очень важным, было для учителя физической культуры, овладеть методикой мониторинга показателей здоровья по тестам физического развития, физической и функциональной подготовленности, что является основой физической полноценности человека. Упражнения, на уроках, ученики выполняют в разных исходных положениях: сидя, стоя, лежа на спине и животе, что способствует укреплению мышц живота, спины и положительно влияет на формирование осанки детей. В заключительной части урока решаются следующие задачи: урегулирование состояния организма ученика, подготовка к последующим режимным моментам и переход от интенсивной деятельности к спокойной. Лучшим физическим упражнением, регулирующим организм после сравнительно большой нагрузки в заключительной части является ходьба, в сочетании с дыхательными упражнениями. Так же, в заключительной части, используются подвижные игры: «Тише едешь - дальше будешь», «Море волнуется», «Внимание-класс!», которые способствуют сохранению эмоционального подъема учеников, более динамичному восстановлению пульса. В конце урока подводится итог, акцентируется внимание детей на том, как они занимались, чему научились, указываются ошибки и дается домашнее задание, тем ученикам, которые не смогли достичь правильности выполнения упражнения, выставляются оценки. Чем младше класс, тем большее внимание уделяется укреплению организма и формированию осанки.
08.01.2015 18:20


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!