СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Множество аспектов Я и сложность Я

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные структуры и составляющие «Я»

Концепция «я» в науке о душе (психологии) возникла на рубеже XIX-XX столетий как отражение доктрины двойственной природы человека: индивида, познающего себя, и объекта для собственного познания. Первооткрывателем идеи концепции «я» стал американский психолог Уильям Джеймс (1842–1910), чьи теоретические вклады оказались ключевыми.[6]

В середине XX века, особенно активное развитие данной теории наблюдается в контексте гуманистической психологии. Здесь выделяются такие мыслители, как Абрахам Маслоу и Карл Роджерс, которые сосредоточивали внимание на изучении целостного «я» человека — основополагающего фактора его поведения и личностных трансформаций. [7]

Концепция «я» в психологии тесно связана с самосознанием и идентичностью личности. Она представляет собой многослойный феномен, включающий осмысление индивидом собственных убеждений, эмоционального мира, мотивационной структуры и поведенческих проявлений. «Я» выступает как центральная ось личной реальности, определяющая восприятие себя и взаимодействие с миром вокруг. Соотношение понятий «Я-концепция» и «самосознание» до сих пор точно не определено. Часто они выступают как синонимы. Вместе с тем существует тенденция рассматривать Я-концепцию в отличие от самосознания как результат, итоговый продукт процессов самосознания.[8] Согласно С.Л. Рубинштейну, самосознание – это осознание самого себя как сознательного субъекта, реального индивида, а вовсе не осознание своего сознания. Если сознание ориентировано на весь объективный мир, то объектом самосознания является сама личность.[5] В самосознании она вступает и как субъект, и как объект познания и отношения (И.И. Чеснокова). Результатом процесса самосознания служит Я-концепция, понимаемая как совокупность установок, направленных на самого себя.

Исследование концепции «Я» в психологии занимает особое место благодаря её фундаментальной роли для понимания сущности человека и механизмов его функционирования.

Смысл самовосприятия индивида охватывает множество граней — начиная от воспринимания своего тела, способностей к социальным связям до глубинных личностных характеристик.

Психолог Уильям Джеймс предложил идею «глобального Я», где подчеркивается двойственная природа:

1. Эмпирический аспект — это объективное восприятие себя, осознаваемое через субъективные критерии личной оценки.

2. Включает в себя все многообразие проявлений индивида: физическую оболочку тела, интеллектуальные возможности и социальную сферу. На основе «я»-концепции индивид строит взаимодействие с другими людьми и самим собой. [7]

Традиционно выделяют: когнитивную, оценочную и поведенческую составляющие «я»- концепции. Когнитивная составляющая – это представления индивида о самом себе, набор характеристик, которыми он овладевает. Оценочная – это то, как индивид оценивает эти характеристики, как к ним относится. Поведенческая – это то, как человек в действительности поступает. [7]

Когнитивная. Обычно человек считает, что обладает определёнными характеристиками и способностями. Эти характеристики нельзя вывести или свести к одному текущему моменту его жизни – если человек считает, что он «сильный», это не значит, что в данный момент поднимет тяжесть. На самом деле человек объективно может и не быть сильным. Концепция личности может быть представлена как система мышления, которая помогает человеку регулировать свое поведение в различных ситуациях.[2] Она состоит из двух основных частей: личностной и социальной идентичности. Личностная идентичность определяется через физические, умственные и моральные качества, которые характеризуют человека. Социальная идентичность, в свою очередь, формируется через принадлежность к различным общественным группам, таким как раса, нация, класс, пол и т.д. Обе части концепции личности играют важную роль в определении самосознания и поведения в обществе. точки зрения процессуальной когнитивная подструктура выступает как самопознание- процесс получения знания о себе. Через самопознание человек приходит к определенному знанию о самом себе, т.е. результатом процесса самопознания выступает целостный Образ Я.[2]

Оценочная. Индивид не только считает, что обладает определенными качествами, но и оценивает их, формируя к ним свое отношение. Ему может нравиться или не нравиться, что, например, он силен. Важную роль в формировании этой оценки играют: сопоставление представлений о себе с идеальным образом, а также соотнесение своих представлений с социальными ожиданиями и оценка эффективности своей деятельности с точки зрения своей идентичности. По мнению американского писателя Роберта Грина, человек создает внутренний образ, который подтверждает его значимость изнутри. Конструируя этот образ, люди склонны акцентировать свои положительные качества и оправдывать недостатки. Это внутреннее "я", по мнению Грина, играет ключевую роль в поддержании самооценки индивида. Самооценка — один из важнейших структурных компонентов Я- концепции личности.[9] Всякое знание человека о себе сопряжено с его эмоционально-оценочным отношением к этому знанию. Вопрос о самооценке достаточно исследован в отечественной и зарубежной психологии. Самооценка выполняет регуляторную и защитную функцию, влияя на поведение, деятельность и развитие личности, ее взаимоотношения с другими людьми. Основная функция самооценки в психической жизни личности состоит в том, что она выступает необходимым внутренним условием регуляции поведения и деятельности. Высшая форма саморегулирования на основе самооценки состоит в своеобразном творческом отношении к собственной личности — в стремлении изменить, улучшить себя и в реализации этого стремления.[5] Защитная функция самооценки, обеспечивая относительную стабильность и автономность личности, может вести к искажению опыта. Процесс установления самооценки не может быть конечным, поскольку сама личность постоянно развивается, а следовательно, меняются и ее представления о себе и отношение к себе.[3] Источником оценочных представлений индивида о себе является его социокультурное окружение, в том числе социальные реакции на какие-то проявления его личности, а также результаты самонаблюдения.

С точки зрения Роберта Бернса, три ключевых компонента определяют уровень самооценки человека:

1) Сердцевину этого процесса составляет сравнение того, каков человек на самом деле (реальное Я), с его идеализированным образом себя (идеальное Я).Важность данного сопоставления подтверждается в психотерапевтических методиках: чем ближе эти образы друг к другу, тем выше степень психического благополучия.

2) Второй значимый аспект — это процесс усвоения общественного мнения. Индивиды склонны оценивать себя через призму того, как их воспринимают окружающие.

3) Третий неотъемлемый фактор — реальные успехи и достижения в различных сферах жизни: чем заметнее эти результаты, тем выше самооценка личности. [4]

В рамках психологии выделяются два основных типа самооценки:

- Адекватная: представляет собой точное и объективное отражение человеком своего внутреннего мира и внешних возможностей; происходит осознанное соотнесение реального Я с его действительными способностями, качествами и достижениями.

- Неадекватная самооценка: проявляется в крайне искаженном восприятии себя индивидом. В данной ситуации субъективные представления о себе существенно отличаются от реального положения дел; мнение человека о собственной значимости, талантах и способностях значительно расходится с оценками со стороны окружающих людей. [4]

Согласно М. Розенбергу, есть «реальное Я» - то, каким человек кажется себе в действительности; «идеальное Я» - то, каким человек хотел бы быть; «фантастическое Я» - каким субъект желал бы стать, если бы все было возможно; «должное Я» - каким человек должен быть, ориентируясь на моральные нормы; «зеркальное Я» - представления человека о том, как его воспринимают другие. Оценочная составляющая – наличие критической позиции человека по отношению к тому, чем он обладает, кем является.[6]

Индивид не только полагает, что обладает определёнными характеристиками, но и определённым образом оценивает их, относится к ним.

Поведенческая. Несмотря на то, как человек воспринимает себя, он не может игнорировать свои реальные действия и то, что у него действительно получается. Эта «объективная» сторона и составляет поведенческий аспект концепции «я». Современные исследователи в области психологии личности чаще всего приходят к выводу, что наиболее эффективным подходом в изучении образа «я» является переход от метафор к конкретным психологическим областям и характеристикам, которые влияют на этот образ. Эти характеристики можно рассматривать как векторы, которые показывают общую нагрузку и направление центральной структуры, известной как «самость». Это «объективная» часть и есть поведенческая составляющая Я-концепции.

Результатом процессов саморегуляции становится развитие самоэффективности. Это понятие связано с убеждением в своих силах организовать и выполнить действия, необходимые для достижения определенных целей. Самоэффективность подразумевает уверенность человека в том, что в трудной ситуации он сможет проявить успешное поведение. Она представляет собой ощущение своей компетентности в конкретной деятельности и оценку собственных способностей и возможностей, а не самооценку своей ценности (по А. Бандуре) [2]

Согласно Т. Ю. Каминской, существуют два подхода к изучению структуры образа «я». Первый подход не уделяет особого внимания мотивационному компоненту, считая его несущественным. Например, С. Стейн определяет «я»-Концепцию как систему представлений и оценок об индивиде. Второй подход, наоборот, признает важность мотивационного компонента в развитии образа «я» и включает его в структуру. Наиболее распространенным является представление об образе «я» как единстве когнитивного, эмоционального и оценочно-волевого компонентов. Некоторые исследователи, такие как Г. Е. Залесский, выделяют два компонента образа «я» — мотивационный и когнитивный.[6] Изучая возрастные особенности развития образа «я», важно понять, как формируются каждый из компонентов и как они взаимодействуют. Поэтому когнитивный блок образа «я» отражает содержательные представления о себе, дополняя их оценочными и целевыми компонентами. Мотивационный блок определяет функциональное значение этих компонентов в выборе мотивов и поступков.[5] В ряде исследований было показано, что ожидания человека относительно своей эффективности связаны с его реальным поведением. То есть, человек чаще всего проявляет именно то поведение, которое он ожидает от себя, и замечает те результаты, которые предвосхищает. Если он предполагает, что получит отказ на свою просьбу, то формулирует эту просьбу таким образом, что она действительно приводит к отказу. Таким образом, самосознание можно рассматривать как сочетание процесса самопознания, независимо от его формы, и определенной системы оценок и эмоций, которые участвуют в этом процессе. Я-концепция представляет собой совокупность мнений человека о себе, включая его убеждения, оценки и эмоции, что в свою очередь влияет на его поведенческие тенденции [10]

«Я»-концепция в психологии охватывает различные аспекты самоидентификации и самосознания человека. Эти аспекты взаимодействуют и формируют целостное представление о себе, определяя, как индивид воспринимает и понимает самого себя в контексте окружающего мира.

Я-концепция играет, по существу, тройственную роль в жизни личности: она способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию ее опыта и является источником ожиданий.

Главной задачей Я-образования является обеспечение внутреннего единства личности с относительно стабильным поведением. Если новой информацией можно просто дополнить уже сформированное восприятие себя, то оно легко интегрируется в контекст существующего самосознания. Однако если новый опыт не соответствует сложившемуся Я-образу и вызывает конфликт, активируются защитные психологические механизмы: искажение или отрицание противоречащих фактов для сохранения целостности самооценки. Это позволяет поддерживать устойчивость личности даже при внешних угрозах. По Бернсу, стремление к защите Я-образования от разрушительных факторов является фундаментальным мотивом в обыденном поведении человека.[2]

Вторая роль Я-концепции заключается в формировании уникального восприятия индивидом своего опыта. Она выступает как внутренний фильтр, через призму которого ситуация приобретает значение и интерпретацию, соответствующую личным представлениям о себе.

Третья функция — определение ожиданий от окружающего мира: уверенные в своей значимости люди предвирят позитивное отношение к себе со стороны других; напротив, те, кто сомневается в собственной ценности, формируют негативные прогнозы и избегают социальных взаимодействий.

Таким образом, Я-концепция оказывает определяющее воздействие на развитие личности, её действия и поведенческие реакции. [8]

Развитие Я-концепции.

Связи человека с окружающим миром разнообразны и многогранны. В рамках этих связей он вынужден принимать различные роли и выступать в разных качествах, становясь активным участником множества видов деятельности. Каждое взаимодействие с материальным миром и с другими людьми формирует его представление о себе. В процессе самоанализа, когда он разбирает конкретные образы своего «Я» на составляющие — как внешние, так и внутренние психологические характеристики — происходит своего рода внутренний диалог с самим собой о своей личности. Как отмечает С.Л. Рубинштейн, в результате такого самоанализа образ «Я» постоянно обогащается новыми связями и, благодаря этому, проявляется в новых качествах, которые фиксируются в новых понятиях.[9] Он словно поворачивается к миру с другой стороны, открывая в себе новые свойства.

Таким образом, постепенно формируется обобщенный образ собственного Я, который представляет собой сочетание множества отдельных конкретных образов Я, возникающих в процессе самовосприятия, самонаблюдения и самоанализа. Этот обобщенный образ, возникая из ситуационных представлений, включает в себя общие, характерные черты и представления о своей сущности, что находит отражение в понятии о себе, или Я-концепции. В отличие от ситуационных образов Я, Я-концепция создает у человека ощущение стабильности и самотождественности. Несмотря на свою устойчивость, Я-концепция является динамичным образованием. На ее формирование влияет множество факторов, среди которых особенно важны взаимодействия с «значимыми другими», которые в значительной степени определяют представления о себе. Представления человека о самом себе обычно кажутся ему убедительными, независимо от того, основаны ли они на объективных данных или субъективных мнениях. Восприятие человека может охватывать его тело, способности, социальные связи и множество других аспектов личности.

Как отмечает И. С. Кон, «человеческое „Я“ существует лишь благодаря постоянному диалогу с другими».[8] Согласно мнению И.И. Чесноковой, в ранние этапы онтогенеза человека, примерно до подросткового возраста, индивид начинает соотносить себя с окружающими, что приводит к сравнению своего «Я» с «другим человеком».

Важнейшими внутренними методами самопознания в этот период являются самовосприятие и самонаблюдение. На данном этапе формируются отдельные образы собственного «Я» и поведения, которые зависят от конкретных ситуаций. В результате этого процесса возникают некоторые относительно стабильные представления о своем «Я», однако полное и истинное понимание себя еще не достигнуто. В подростковом возрасте самооценка становится более абстрактной, и молодые люди начинают активно беспокоиться о том, как их воспринимают другие. Поиск своей идентичности и формирование целостного представления о себе становятся для них важнейшими задачами. В этот период их интеллект достигает такого уровня, который позволяет им размышлять о природе окружающего мира и о том, каким он должен быть. На данном этапе развития самопознание связано с сопоставлением знаний о себе в процессе внутреннего диалога, когда человек использует уже имеющиеся представления о себе.[2] Основными методами самопознания на этом уровне являются самоанализ и рефлексия. Постепенно у человека формируется обобщенный образ своего «Я», который складывается из множества отдельных представлений о себе. На протяжении всей взрослой жизни Я-концепция человека одновременно стремится сохранить свою непрерывность и подвергается изменениям. Значимые события, такие как смена работы, вступление в брак, рождение детей и внуков, развод, потеря работы, войны и личные трагедии, заставляют нас пересматривать свое восприятие себя.[7]

Исследования показывают, что изменения в Я-концепции начинаются с пересмотра отношения к себе и окружающему миру, что запускает изменения во всех взаимосвязанных элементах многоуровневой системы. С увеличением противоречий в структуре образа Я нарушается стабильность, теряется внутренняя согласованность элементов модели Я-концепции, что приводит к «утрате себя» и возникновению психической напряженности. Процесс изменений, который может идти как по пути упрощения, так и по пути усложнения содержания Я-концепции, завершается трансформацией всей её структуры. Очевидно, что аспекты роста и развития личности на пути к самореализации пересекаются с такими человеческими концепциями, как самость, самоактуализация, идеальное Я и стремление человека к нахождению гармонии между этими концепциями в своем представлении о себе.

Герген (Gergen, 1971) выделяет несколько факторов, которые влияют на восприятие индивидом самого себя:

1. Соответствие между внешней оценкой и Я-концепцией.

2. Важность тех представлений, которые затрагивает данная оценка.

3. Уровень доверия к эксперту. Чем выше доверие к эксперту, который делает оценку, тем больше его влияние.

4. Количество повторений. Чем чаще звучит одна и та же оценка, тем выше вероятность ее принятия.

5. Характер оценки. Принятие или игнорирование внешней оценки зависит от того, является ли она положительной или отрицательной.[10]

Таким образом, внешняя оценка может угрожать Я-концепции в следующих случаях:

1. Оценка не совпадает с представлениями человека о себе и имеет негативный характер.

2. Оценка затрагивает важные для индивида понятия, которые он использует для самоопределения.

3. Эксперт, дающий оценку, пользуется высоким уровнем доверия.

4. Индивид подвергается постоянному воздействию одной и той же внешней оценки и не может ее игнорировать.

Зрелость и адекватность Я-концепции проверяются и корректируются на практике. Я-концепция в значительной степени определяет психическое состояние человека, его восприятие мира и основное направление его поведения.[7]

1.3 Проблемы и вызовы в изучении «Я». Связь между сложностью Я и внешним миром.

Изучение себя, своего "Я" - это одна из наиболее актуальных и важных задач в современном мире. В условиях быстрого развития технологий, глобализации и стремительных перемен в социуме, человеку все сложнее и сложнее понять себя, свои ценности, желания, потребности и место в этом мире.

Одной из основных проблем в изучении "Я" является сложность человеческой натуры. Человек - это сложное существо, состоящее из множества аспектов: интеллектуального, эмоционального, физиологического, социального. Понять и обрести гармонию между всеми этими аспектами своей личности может быть очень сложно и требует серьезных усилий и времени.[3]

Кроме того, современный мир предъявляет человеку множество вызовов, которые усложняют изучение самого себя. Стресс, конкуренция, информационный перегруз, постоянное сравнение с другими людьми - все это мешает нам понять свое истинное "Я" и принять себя такими, какие мы есть.

Методологические проблемы. Существуют неопределенности в ключевых понятиях и терминах, а также необоснованные выводы о содержании «Я-образов» на основе гипотетических предпосылок. Кроме того, недостаточно исследований, которые бы анализировали, как самосознание влияет на поведение.[2]

Разнообразие аспектов понимания «Я». Ученые фокусируются на различных элементах: для одних важны проявления личности и внутренние источники активности, для других — представление о «Я».

Ограниченность некоторых теоретических подходов. Например, трактование самосознания как совокупности когнитивных процессов предоставляет множество интересных деталей, но не позволяет увидеть целостную картину, охватываемую понятием «Я». [3]

Связь между сложностью «Я» и внешним миром заключается в том, что внутреннее состояние личности влияет на её поведение в социальной среде. Чем более разнообразна жизнь индивида и шире его социальные связи, тем более сложным и дифференцированным становится его самосознание.

Важно понимать, что связь между сложностью "Я" и внешним миром очень тесная. Наше "Я" формируется под воздействием окружающей среды, воспитания, образования, культуры, общественных стереотипов. С другой стороны, наше "Я" влияет на то, как мы воспринимаем и взаимодействуем с миром вокруг себя. [8]

Исследование самого себя, поиск смысла жизни, осознание своих возможностей и ограничений - все это помогает человеку стать более осознанным, счастливым и успешным. Изучение «Я» представляет собой многоуровневый процесс, в котором переплетаются внутренние и внешние факторы. Сложность этого внутреннего «Я» формируется под влиянием социальных норм, культурных традиций и личного опыта. На этом фоне возникают множество проблем: противоречия между самоидентификацией и общественными ожиданиями, страх уязвимости и желание быть принятым. Каждый шаг в понимании «Я» связан с попытками интерпретировать свой опыт и обнаружить свое место в мире. Внешняя среда, насыщенная информацией и ожиданиями, создает давление, которое может затруднить осознание собственных желаний и потребностей. Глубокое понимание себя может привести к более осознанной жизни, где личные ценности становятся ясными и предсказуемыми.

Однако на пути к этому пониманию встречаются барьеры, такие как страх изменений и непринятие потерь, которые могут возникнуть в процессе личностной трансформации. Таким образом, изучение «Я» — это не только рефлексивный процесс, но и постоянная борьба с внешними вызовами, формирующая уникальный опыт каждого индивида в постоянно меняющемся мире.

Категория: Психологу
28.01.2025 20:52


Рекомендуем курсы ПК и ПП