СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Состояние здоровья школьников из года в год стремительно ухудшается. Имеет место перегруженность учащихся, необходимость улучшения питания школьников. К сожалению, следует отметить, что алкоголизм, курение, становятся неотъемлемыми компонентами молодежной субкультуры. Несмотря на профилактику злоупотреблений, растет число курящих в среде учащихся. Не обходят стороной наших детей и стрессовые воздействия. В прошлом учебном году резко увеличилось количество пропущенных уроков учащимися школы по болезни. Снизилась качественная успеваемость учащихся по сравнению с прошлым годом. Проанализировав создавшуюся ситуацию, педагогический коллектив пришел к единому мнению, что плохое состояние здоровья является главной причиной отставания детей в учебе и нам необходимо так спланировать свою деятельность на последующие годы, чтобы наши выпускники имели по окончании школы не только аттестат об образовании, но и аттестат здорового человека.
В связи с этим был разработан комплекс мероприятий по охране здоровья детей и подростков, получивший свое отражение в программе «Здоровье» и включивший в себя следующие направления: работы- мониторинги состояния здоровья учащихся,
создание условий для укрепления и сохранения здоровья детей и подростков,
организация оздоровительной работы в учебном процессе,
повышение психолого-педагогической компетенции кадров, совершенствование системы спортивно-оздоровительной работы, профилактика здорового образа жизни,
отработка механизмов совместной работы всех заинтересованных служб.
Основополагающим элементом в создании механизма здоровьесберегающей среды является проведение мониторинга здоровья детей: диагностика соматического (текущего), физического, психического и нравственного состояния, анализ, контроль и отслеживание динамики позитивных и негативных изменений здоровья обучающихся. Наряду с традиционными методами отслеживания - ежегодным профилактическим медицинским осмотром детей (создан банк данных по заболеваниям за несколько лет), проверкой физического развития учащихся на уроках физкультуры, учетом посещаемости занятий (пропуски по болезни), в школе практикуются следующие методики, позволяющие собирать необходимую информацию: исследование уровня адаптации первоклассников и пятиклассников к учебно-воспитательной деятельности школы, изучение познавательной активности, эмоционального состояния, трудности обучения в 5-11 классах. Новое качество образования может быть доступно лишь при создании определенных условий, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся. Это требует от учителя особых подходов в образовании и воспитании. Знания здоровьесберегающих технологий – составляющая профессиональной технологи компетентности учителя. Учитель, использующий эти технологии, разрешает проблему перегрузки и переутомления, учащихся на уроках. У них развивается внимание, память, творческое воображение, формируется мышление, свобода суждений.
Методика сенсорно – координаторных тренажей «Четыре угла». Все упражнения выполняются в свободной позе: дети делают движения головой, глазами и туловищем в течение 1,5 – 2 минуты. В четырех углах кабинета фиксируются яркие изображения: картинки, схемы, слова, формулы, числа, фигуры, правила, сюжеты из сказок, пейзажи и т. д. Здесь присутствует важный эмоционально-мотивационный фактор, который повышает физическую и психологическую активность детей на уроке.
Методика зрительно - координаторных тренажей. Незамысловатые круги и восьмерки – схемы-траектории – используют для разминки и укрепления мышц глаз. Глаза детей отдыхают, пробегая несколько раз по разноцветным линиям. Одновременно дети делают непроизвольные движения головой, шеей, туловищем. По мнению доктора В. Ф. Базарного, регулярное использование этого тренажера восстанавливает зрение ребенка за один учебный год, и он может отказаться от очков.
Обязательным учебным предметом доктора В. Ф. Базарного является детское хоровое пение. Пение является мощным средством балансировки нервной системы и психики, профилактики заболеваний голосового аппарата, органов дыхания. Познание мира детьми осуществляется на основе зрительно-образного моделирования в режиме одухотворенной перспективы.
Подводя итог, дам несколько рекомендаций. Прежде чем начать работу по методике В. Ф. Базарного, необходимо узнать соответствующую литературу по валеологии, ознакомиться с опытом использования здоровьесохраняющих принципов обучения и воспитания в школах. Невозможно представить учителя с авторитарным подходом к учебному процессу в классе, где внедряется подвижный способ обучения. Учителю необходимо постоянно перемещаться по классу, быть активным, чтобы дети следили за ним. Для восстановления связи между зрением и общим мышечным чувством весь урок строится в режиме «динамических поз». Прежде всего, учитель должен быть готов к построению урока с учетом здоровьесберегающих технологий.
Технология В. Ф. Базарного помогает учителю стать раскрепощенным, повысить творческий потенциал, значимость и престиж профессии в обществе. И только такой учитель сможет сделать свободным, раскрепощенным подрастающее поколение.
В текущем учебном году уже апробировано несколько новых методов диагностики здоровья школьников. Было проведено социально-психологическое исследование отношения молодежи к наркомании, с результатами которого ознакомлены родители на тематическом родительском собрании, изучен уровень тревожности учащихся 1 и 5 классов, а также самочувствие учащихся 5 класса до занятий и после занятий (настроение, желание заниматься, болевые ощущения).
Для целенаправленной организации родительского всеобуча в школе запланировано проведение анкетирования родителей по их информационному обеспечению по вопросам здоровьесберегающей направленности.
Одним из необходимых условий достижения современного качества образования является создание в общеобразовательном учреждении условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся за счет: совершенствования нормативно-правовой базы, укрепления материально-технической базы, повышения удельного веса и качества занятий физической культурой, улучшения организации питания,
соблюдения санитарно-гигиенических требований к режиму УВП, включения в учебный план элективных курсов по сохранению и укреплению здоровья.
В рамках работы над данной темой планируется анализ и систематизация нормативных актов по сохранению и развитию здоровья обучающихся, издание дополнительных локальных актов, таких, как: Положения о конкурсах «Самый здоровый класс», Положение о работе с учащимися, временно отсутствующими на занятиях ввиду болезни, и выздоровевшими учениками.
За последние два года школа значительно укрепила отслеживание гигиенических требований освещенности, оборудования, качества питьевой воды и питания.
В учебный план школы включен третий час физической культуры. В школе есть специально оборудованный спортивный зал. Для осуществления лыжной подготовки имеется все необходимое оборудование. В теплое время года уроки физической культуры проводятся на воздухе.
Под пристальным вниманием администрации школы находится вопрос об организации питания школьников.
Складывающаяся в нашей школе система организации образовательного процесса, сберегающая здоровье школьников, обеспечивается ежедневными усилиями всего педагогического коллектива и включает в себя: интеграцию знаний в общеобразовательные предметы, применение здоровьесберегающих технологий, использование оздоровительных мероприятий в учебном процессе.
Во избежание перегрузок и для снятия утомления во время уроков регулярно проводятся физкультминутки. Разработаны 3 комплекса упражнений: для снятия утомления зрения, улучшения мозгового кровообращения и для снятия утомления с плечевого пояса и рук. В начальной школе распространена двигательно-речевая гимнастика, а также подвижные игры с дидактической направленностью.
В традициях спортивно-оздоровительной работы школы является проведение Дней Здоровья на свежем воздухе по сезонам: осень, весна. В школе не первый год работает спортивная секция общей физической подготовки. Важнейшим компонентом спортивно-оздоровительной работы является увеличение двигательной активности через процесс внедрения малых форм физического воспитания.
Организовано проведение утренней гимнастики после первого урока.
Системность спортивно-оздоровительной работе придать в следующем учебном году. А именно: провести в течение года школьный конкурс «Самый здоровый класс», который включает разные параметры- организация дежурным классом подвижных перемен; гигиена класса; организация физкультминуток на уроках; участие класса в спортивно-оздоровительных мероприятиях школы; проведение классного чемпионата по фирменному виду спорта; количество учащихся, посещающих спортивные секции и кружки; количество уроков, пропущенных обучающимися по болезни; проведение акций профилактической направленности.
Информационно-просветительский блок программы наших действий предполагает введение в деятельность классных руководителей системы тематических классных часов здоровьесберегающей направленности с включением вопросов правил дорожного движения и правил пожарной безопасности. Это поможет сделать работу педагогов системной, стройной и логичной, а не от случая к случаю.
Система образования, государство получают четкие ориентиры, социальный заказ настоящего и будущего. Суть заказа в том, чтобы качественное образование сочеталось с хорошей физической подготовкой подрастающего поколения, с сохранением и укреплением духовного и физического здоровья.
Состояние здоровья современного человека зависит не только от внешних условий, но и от его собственного отношения к здоровью. Понятно, что выработка такого отношения - важнейшее условие оздоровления общества. И начинать его необходимо со школы, поскольку именно она - единственный институт, через который проходит все население страны, а учебно-воспитательный процесс - единственный систематизированный процесс возможного формирования мотивов полезного для индивида и общества поведения. Вот почему роль школы в сохранении и укреплении здоровья не может не стать ведущей.
© 2015, Солдатова Наталия Филипповна 1458