СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мой индивидуальный план самообразования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая тема района:

«Развитие профессиональной компетенции педагогов как фактор повышения образования»

Методическая тема школы:

«Реализация образовательных стандартов как условие обеспечения качества современного образования»

Методическая тема методического объединения:

«Овладение современными педагогическими технологиями, эффективно реализующими требования ФГОС второго поколения и освоение новых подходов в образовательном и воспитательном процессе»

Тема самообразования:

«Особенности применения учителями начальных классов дифференцированного подхода при обучении младших школьников»

Цель: раскрыть сущности дифференцированного подхода в обучении в начальных классах.

Объект исследования – психолого-педагогические основы дифференциации в обучении.

Предмет исследования – применение дифференцированного подхода.

Задачи исследования:

1) раскрыть психолого-педагогические основы дифференциации в обу­чении;

2) рассмотреть различные способы организации обучения с целью по­вышения его эффективности.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, обобщение педагогического опыта.

Актуальность исследования. Наше время ставит перед школой задачу ­­– повышение качества образования и воспитания, прочное овладение основами наук, обеспечение более высокого научного уровня преподавания каждого предмета. В школах отказались от традиционной формы обучения, не учиты­вающей индивидуальных способностей каждого ученика. Обновление образо­вания требует разработки моделей школ нового типа, создания новых учебни­ков и программ обучения, разработки новых методик обучен6ия. Поднять ра­боту школы на новый уровень можно путем индивидуализации обучения, соз­дания таких условий, при которых каждый школьник мог бы полностью ов­ладеть установленным программами образовательным минимумом, который дан в вышедших государственных образовательных стандартах, подчеркиваю­щих роль уровневой дифференциации в ходе обучения.

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что диффе­ренциация обучения, как общая педагогическая задача, не является новой ни для нашей, ни для зарубежной школы. Необходимо отметить работы в этом на­правлении следующих ученых: Кирсанова А.А., Кузьмина Н.В., Унта И.Э., Вы­готского Л.С., Гусева В.А., Капеносова А.Н., Метельского Н.В., Смирновой И.М. Виноградову Л.В., Алексеева С.В., Кузьмину Н.В., Леонтьева А.Н., Шах­маева Н.Н., Абрамова А.И., Акимова М.К. и других.

В современных условиях важно осознать и принять принципиальную пе­дагогическую установку - каждый ученик может добровольно выбрать для себя уровень усвоения и отчетности в результатах своего учебного труда. Обязанно­стью ученика становится выполнение обязательных требований, что позволяет ему иметь положительную оценку по предмету. В то же время ученик получает право самостоятельно решать, ограничиться ли ему уровнем образовательных требований или двигаться дальше. Это кардинально меняет традиционные подходы к организации обучения: не следует решать за ученика, какой уровень усвоения соответствует его способностям, но следует создать в классе такие ус­ловия, при которых достижение обязательного уровня будет реальным, уче­ники, способные двигаться дальше, будут заинтересованы в этом продвижении.

Существующая система обучения в школе пока не отвечает гигиениче­ским требованиям и не способствует формированию здорового образа жизни. Большая дневная нагрузка, сокращение дневного отдыха и ночного сна оказы­вают отрицательное влияние на здоровье человека. Практика дифференциро­ванного обучения могла бы считаться наиболее эффективной в сравнении с обучением в массовой школе, если бы более высокий уровень знаний и умений обеспечивался при существенном сокращении времени на обучение. Поэтому эта проблема остается пока открытой, учебная нагрузка нуждается в нормали­зации, а методы преподавания в дальнейшем совершенствовании. Это обуслав­ливает проблему данной темы.

Перечень вопросов по самообразованию:

  • изучение психолого-педагогической литературы;
  • разработка программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;
  • проектная и исследовательская деятельность;
  • анализ и оценка результатов своей деятельности учащихся;
  • продолжать изучать педагогический опыт других преподавателей;
  • планомерное и систематическое совершенствование методов учебно-воспитательного процесса.

Предполагаемый результат:

  • разработка рабочих программ по предметам в соответствии с ФГОС
  • формирование у ученика внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимание необходимости учения, способности к самооценке, умения планировать, контролировать свои действия, формулировать собственное мнение, сотрудничать с любым партнёром, осуществлять поиск любой информации;
  • повышение качества преподаваемых предметов;
  • участие в педсоветах, семинарах, вебинарах, в работе школьного и городского МО учителей начальных классов;
  • умение оказать практическую помощь коллегам.

Форма отчёта по проделанной работе: выступление на заседаниях ШМО и педсовете, участие в конкурсах.

Форма самообразования: индивидуальная, групповая, коллективная.

План работы

Этапы работы

Мероприятия

Установочный

2014 г.

1. Анализ профессиональных затруднений, формирование педагогической проблемы в контексте разработки индивидуальной темы.

2. Определение целей и задач темы, содержания самообразования опираясь на научно-методическую тему школы, ШМО.

3. Составление плана работы по выбранной теме самообразования, осмысление последовательности своих действий, прогнозирование результатов.

4. Изучение методической, педагогической и психологической литературы.

Учебный

2014-2015 г.

1. Ознакомление с положением исследуемой проблемы в современной педагогической науке.

2. Изучение опыта работы педагогов по выбранной теме.

3. Систематизация материалов методической, педагогической и психологической литературы по теме.

4.Корректировка работы

Практический

2016-2017 г.

1.Накопление педагогических фактов: подбор, анализ, проверка новых методов работы, постановка эксперимента.

2.Практическая работа с систематическим изучением литературы.

3.Посещение уроков у учителей начальных классов школы, района, работающих над такой же проблемой.

4.Посещение семинаров.

5.Внедрение опыта работы, формирование методического комплекса.

6.Апробация разработанной модели на практике. Внесение необходимых корректив.

Теоретическое осмысление

2017-2018 г.

1.Анализ и обобщение накопленных фактов: усвоение психолого-педагогической, научно-методической и специальной литературы. Коллективные обсуждения педагогической литературы.

2.Открытые уроки на школьном уровне с последующим обсуждением открытых уроков по проблеме. Самоанализ и самооценка своих уроков.

3. Выступление на заседании МО учителей начальных классов, на педсоветах по теме самообразование.

4.Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях.

5.Курсы повышения квалификации.

6.Участие в работе школьного сайта (периодическое обновление персональной страницы).

Итогово-контрольный

2019 г.

1.Подведение итогов самообразования, обобщение наблюдения, оформление результатов.

2.Описание проведенной работы и установленных фактов, их анализ, теоретическое подтверждение результатов, общие выводы и определение перспектив в работе.

3.Открытые уроки на школьном и районном уровнях.

4.Участие и результаты на районных олимпиадах, конкурсах, конференциях.

5.Консультативная помощь учителям и учащимся.

6. Творческий отчет о ходе работы по самообразованию.

7.Распространение опыта работы. Публикации на сайтах «Педсовет» и «Открытый класс»

07.11.2018 22:20


Рекомендуем курсы ПК и ПП