СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Методическая тема района:
«Развитие профессиональной компетенции педагогов как фактор повышения образования»
Методическая тема школы:
«Реализация образовательных стандартов как условие обеспечения качества современного образования»
Методическая тема методического объединения:
«Овладение современными педагогическими технологиями, эффективно реализующими требования ФГОС второго поколения и освоение новых подходов в образовательном и воспитательном процессе»
Тема самообразования:
«Особенности применения учителями начальных классов дифференцированного подхода при обучении младших школьников»
Цель: раскрыть сущности дифференцированного подхода в обучении в начальных классах.
Объект исследования – психолого-педагогические основы дифференциации в обучении.
Предмет исследования – применение дифференцированного подхода.
Задачи исследования:
1) раскрыть психолого-педагогические основы дифференциации в обучении;
2) рассмотреть различные способы организации обучения с целью повышения его эффективности.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, обобщение педагогического опыта.
Актуальность исследования. Наше время ставит перед школой задачу – повышение качества образования и воспитания, прочное овладение основами наук, обеспечение более высокого научного уровня преподавания каждого предмета. В школах отказались от традиционной формы обучения, не учитывающей индивидуальных способностей каждого ученика. Обновление образования требует разработки моделей школ нового типа, создания новых учебников и программ обучения, разработки новых методик обучен6ия. Поднять работу школы на новый уровень можно путем индивидуализации обучения, создания таких условий, при которых каждый школьник мог бы полностью овладеть установленным программами образовательным минимумом, который дан в вышедших государственных образовательных стандартах, подчеркивающих роль уровневой дифференциации в ходе обучения.
Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что дифференциация обучения, как общая педагогическая задача, не является новой ни для нашей, ни для зарубежной школы. Необходимо отметить работы в этом направлении следующих ученых: Кирсанова А.А., Кузьмина Н.В., Унта И.Э., Выготского Л.С., Гусева В.А., Капеносова А.Н., Метельского Н.В., Смирновой И.М. Виноградову Л.В., Алексеева С.В., Кузьмину Н.В., Леонтьева А.Н., Шахмаева Н.Н., Абрамова А.И., Акимова М.К. и других.
В современных условиях важно осознать и принять принципиальную педагогическую установку - каждый ученик может добровольно выбрать для себя уровень усвоения и отчетности в результатах своего учебного труда. Обязанностью ученика становится выполнение обязательных требований, что позволяет ему иметь положительную оценку по предмету. В то же время ученик получает право самостоятельно решать, ограничиться ли ему уровнем образовательных требований или двигаться дальше. Это кардинально меняет традиционные подходы к организации обучения: не следует решать за ученика, какой уровень усвоения соответствует его способностям, но следует создать в классе такие условия, при которых достижение обязательного уровня будет реальным, ученики, способные двигаться дальше, будут заинтересованы в этом продвижении.
Существующая система обучения в школе пока не отвечает гигиеническим требованиям и не способствует формированию здорового образа жизни. Большая дневная нагрузка, сокращение дневного отдыха и ночного сна оказывают отрицательное влияние на здоровье человека. Практика дифференцированного обучения могла бы считаться наиболее эффективной в сравнении с обучением в массовой школе, если бы более высокий уровень знаний и умений обеспечивался при существенном сокращении времени на обучение. Поэтому эта проблема остается пока открытой, учебная нагрузка нуждается в нормализации, а методы преподавания в дальнейшем совершенствовании. Это обуславливает проблему данной темы.
Перечень вопросов по самообразованию:
Предполагаемый результат:
Форма отчёта по проделанной работе: выступление на заседаниях ШМО и педсовете, участие в конкурсах.
Форма самообразования: индивидуальная, групповая, коллективная.
План работы
Этапы работы |
Мероприятия |
Установочный 2014 г. |
1. Анализ профессиональных затруднений, формирование педагогической проблемы в контексте разработки индивидуальной темы. 2. Определение целей и задач темы, содержания самообразования опираясь на научно-методическую тему школы, ШМО. 3. Составление плана работы по выбранной теме самообразования, осмысление последовательности своих действий, прогнозирование результатов. 4. Изучение методической, педагогической и психологической литературы. |
Учебный 2014-2015 г. |
1. Ознакомление с положением исследуемой проблемы в современной педагогической науке. 2. Изучение опыта работы педагогов по выбранной теме. 3. Систематизация материалов методической, педагогической и психологической литературы по теме. 4.Корректировка работы |
Практический 2016-2017 г. |
1.Накопление педагогических фактов: подбор, анализ, проверка новых методов работы, постановка эксперимента. 2.Практическая работа с систематическим изучением литературы. 3.Посещение уроков у учителей начальных классов школы, района, работающих над такой же проблемой. 4.Посещение семинаров. 5.Внедрение опыта работы, формирование методического комплекса. 6.Апробация разработанной модели на практике. Внесение необходимых корректив. |
Теоретическое осмысление 2017-2018 г. |
1.Анализ и обобщение накопленных фактов: усвоение психолого-педагогической, научно-методической и специальной литературы. Коллективные обсуждения педагогической литературы. 2.Открытые уроки на школьном уровне с последующим обсуждением открытых уроков по проблеме. Самоанализ и самооценка своих уроков. 3. Выступление на заседании МО учителей начальных классов, на педсоветах по теме самообразование. 4.Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях. 5.Курсы повышения квалификации. 6.Участие в работе школьного сайта (периодическое обновление персональной страницы). |
|
|
Итогово-контрольный 2019 г. |
1.Подведение итогов самообразования, обобщение наблюдения, оформление результатов. 2.Описание проведенной работы и установленных фактов, их анализ, теоретическое подтверждение результатов, общие выводы и определение перспектив в работе. 3.Открытые уроки на школьном и районном уровнях. 4.Участие и результаты на районных олимпиадах, конкурсах, конференциях. 5.Консультативная помощь учителям и учащимся. 6. Творческий отчет о ходе работы по самообразованию. 7.Распространение опыта работы. Публикации на сайтах «Педсовет» и «Открытый класс» |
© 2018, Ибрагимова Эльвира Фарсовна 735