СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мой учительский путь

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мой учительский Путь

…в чём самая большая цель жизни?

Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас.

А добро – это прежде всего счастье всех людей.

Д.С. Лихачёв

К профессии педагога ведут разные тропинки. Кто-то следует за своей детской мечтой. У кого-то это новая ветвь в родословной династии. Мой путь в учительство стал особенным для меня и непохожим на другие. Я пришла к этой профессии зрелым человеком, со сложившимся мировоззрением, готовая дать своим ученикам не только знания, а некую опору в жизни, подкреплённую мудростью предшествующих поколений. Я – культуролог.

Мир культурологии удивительно глубок и разнообразен. Он интересовал меня с самого детства своими тайнами и загадками. В школьные годы я буквально наизусть заучивала мифы Древней Греции. С замиранием сердца читала русские сказки, олицетворяющие поэтическое наследие наших предков – славян. В то время ещё не было Интернета, и я самостоятельно пыталась составить родословные древа богов, духов и героев, вновь и вновь погружаясь в этот увлекательный мир.

Моё первое образование – библиотекарь. В 2000 году окончила Алтайский государственный институт искусства и культуры и целиком посвятила себя любимой профессии. Читала, изучала, параллельно преподавала в городской детской художественной школе историю искусств, разрабатывала программы по внеурочной деятельности и кружковой работе. В 2015 году моя программа «Простые истины. Этика для юных» заняла призовое место в международном конкурсе «Творческий проект библиотекаря» на сайте «Педсовет». Это вдохновило на дальнейшие инновационные проекты. Но особенно завораживали сияющие глаза детей на занятиях, когда они с неподдельным интересом слушали меня и выполняли задания. Мне хотелось большего.

С 2009 по 2014 годы получала второе высшее образование в Алтайской государственной педагогической академии по специальности учитель культурологии. С преподавателями повезло! Мой мозг жадно впитывал и перерабатывал огромные пласты информации по мировой художественной культуре, истории религий и искусству. К 2015 году я поняла, что без школы уже просто не могу, мне необходимо было делиться накопленными знаниями.

И вот сбылась мечта – я в школе. Что дальше? Вроде бы, всё просто: программа, поурочные разработки, задания, карточки. Объясняй, растолковывай, учи, но вдруг… встречается один – единственный ученик, который своим высказыванием ставит под сомнения уже сложившиеся нравственные понятия и заставляет задуматься.

Объясню ситуацию. На уроке разбираем ряд слов, которые отражают этические нормы. Как обычно два столбика: «отрицательные качества человека» и «положительные». На очереди слово «скромность», и тут мои дети (практически единогласно) отправляют его в отрицательные качества человека. Прозвучало как гром среди ясного неба. Ведь в моём понимании с детства заложено: «Скромность украшает человека». А в старой доброй сказке Морозко говорит Настеньке: «Хорошая ты девушка, неперечливая», но моя ученица четвёртого класса серьёзно и с полной уверенностью возражает: «Можно просидеть, проскромничать и упустить важный момент в своей жизни…» Аргумент весомый – современный ритм жизни заставляет ученика действовать, а не сидеть в уголке, «томно опуская глаза», не вступая в полемику со взрослыми и упуская возможность заявить о себе, о своей личной точке зрения. Госпожа Фортуна любит смелых, решительных, креативных. Вот так и приходится пересматривать устоявшиеся аксиомы. Время диктует свои правила жизни. Вопрос, скорее всего, в том, чтобы научить ребёнка чувствовать меру и не переступать границу нравственного поведения.

Конечно, спешу заверить, что в категорию отрицательных качеств человека наша «скромность» не попала, мы с ребятами отнесли её в непредусмотренный третий столбик - «риторический», требующий дополнительных рассуждений. Под сомнительную категорию попало и слово «хитрость». Помните, хитрая Лиса-Патрикеевна в русских сказках обманом получает желаемое, но в конце-то любой сказки побеждают добрые, бесхитростные герои, а мои ученики возражают, настаивая на том, что «хитрость» имеет весьма размытые границы с «мудростью», что нельзя бороться со злом, не зная его уловок. Конечно, можно заменить слово «хитрость» более позитивным в окраске - «смекалистость» и разрешить эту дилемму. Вот так и ходим по тонкой грани понимания богатого русского языка с глубоким закодированным смыслом образного значения слов.

Что тут скажешь? Современный учитель должен быть сознательным педагогом. Прежде чем вести детей, нужно точно знать куда, и вовремя увидеть, услышать, объяснить, пусть даже на уровне риторики, но всё же «оставить сознание» ребёнка на стороне добра, чтобы в нежном детском сердечке отпечатались важные истины: «Добро всегда побеждает!», «Дружба творит чудеса!», а «Жизнь бесценна!».

Светская этика всего лишь капля в море моей преподавательской деятельности. Тут, можно сказать, просто «попала в струю». Новая образовательная область и предмет «Основы духовно – нравственной культуры народов России» - именно то, к чему я всегда стремилась, то, чего лично мне не хватало в советской педагогике. Во время моей учёбы в школе всегда хотелось поспорить с учителем русского языка, например, о том, что имена существительные «река», «гора», «растения» и т.п. – одушевлённые… Но тогда юная пионерка не решалась…В моём понимании вся природа дышит, чувствует и даже говорит. Нужно только научиться её понимать. Вопреки науке с её законами, ко мне, уже взрослой, начали приходить ответы на вопросы через ведические знания, национальные и мировые религии о том, что всё вокруг нас живое!

Современному взрослому человеку, родителю или учителю, нужно понять, что мало сказать ребёнку «нельзя», сославшись на правила этикета поведения в обществе, необходимо прикоснуться к его душе, открыть «порталы» истинного добра, и тогда выбор поступка, поведения будет правильным. А способов - великое множество! Вот тут-то и придёт на помощь искусство: музыка, театр, живопись, поэзия. Всё это тесно переплетается в мировой художественной культуре. И здесь я «как рыба в воде»…

А закончить свои размышления мне хочется недавно написанными строчками стихотворения:

Не всем дано увидеть и услышать,

Что свитки древние пророчили для нас,

Но путь открыт, веди же нас, учитель,

В свой светлый мир и в этот дивный класс.

Не тот, что дышит новеньким паркетом

И занавеской в окнах шевелит,

А тот, что души наши открывает,

Притягивает сердце, как магнит.

Что там за окнами? Опять порывы ветра

И социума гневная гроза.

Я не боюсь! Сквозь бури и преграды Мне светит путеводная звезда!

03.11.2017 16:11


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!