СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 27.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Неопределенная форма глагола. 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

1. Учебные:

  1. уточнить представления учащихся о неопределённой форме глагола.
  2. Формировать умение правильно ставить вопросы что делать? что сделать?;

3 Формировать умение находить неопределенную форму глагола;

4. Развивать умение анализировать, обобщать, моделировать, выделять главное.

2. Развивающие: развивать орфографическую зоркость, внимание, память; развивать логическое мышление, творческие способности учащихся;

3. Воспитательные: формирование навыков коллективной работы в сочетании с самостоятельностью учащихся; воспитывать интерес к изучению предмета, активность учащихся.

Личностные умения:

-проявление позитивного отношения к учебному процессу.

Метапредметные умения:

1.познавательные:

- научатся правильно определять в тексте глаголы неопределённой формы.

2.регулятивные:

-умение выполнять учебное задание в соответствии с целью;

-умение выполнять учебные действия в соответствии с планом;

3.коммуникативные:

-умение формулировать высказывание;

-умение согласовывать позиции и находить общее решение.

Предметные умения:

- употреблять глаголы неопределённой формы в различных речевых ситуациях.

Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная, коллективная.

Методы обучения:

  • по источнику знаний: словесные, практические, наглядные;
  • по уровню познавательной активности: проблемный, частично поисковый, объяснительно-иллюстративный;

Методическое обеспечение: слайдовая презентация, карточки для самоконтроля, учебник.

Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная, коллективная.

Ход урока:

  1. Организационный момент. ( слайд 1)

Необычный день у нас.

И гостями полон класс.

- Что гостям сказать нам надо?

(-Видеть Вас мы очень рады!).

Прозвенел звонок весёлый. ( слайд 2 )

Мы начать урок готовы.

Готовы слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

Смело, чётко говорим

И красиво все сидим.

II. Чистописание. ( слайд 3)

- Первое задание для чистописания.

ть // ти // чь //

- второе задание – записать слова, раскрывая скобки (об)летел, (без)билета, (об)вязать, (без)домная

Разобрать по составу 1 и 4 слова.

-Какие правила нужно знать, чтобы правильно написать слова ? - В каком слове нельзя проверить безударную гласную? Почему?

III. Ознакомление со словарным словом ( слайд 5)

Расстояние – (пространство, разделяющее два пункта)

- что нужно запомнить в написании слова? ( СС, о- безударная гласная)

- придумать предложение с этим словом.

Мы отошли на безопасное расстояние.( слайд 6)

Разбор предложения по членам предложения с указанием частей речи.

IV. Актуализация знаний о глаголе.

Интервью. ( слайд 7 )

Однажды одной части речи предложили ответить на вопросы анкеты. Послушайте вопросы, прочитайте ответы и догадайтесь, какая часть речи давала интервью.

– Что вы больше всего любите?

– Люблю действовать.

– Что вы больше всего не любите?

– Не люблю предлоги и известную всем частицу.

– Что бы вы пожелали ребятам?

– Чтобы русский все ребята.

на "пятёрку" знали.

На письме и в разговоре

Меня употребляли.

Что без меня предметы?

Лишь названия.

А я приду-

Всё в действие придёт.

Летит ракета.

Люди строят здания.

Цветут сады.

И хлеб в полях растёт.

- О какой части речи пойдёт речь на уроке?

Интересная часть речи В русском языке живет Все что делает расскажет: Чертит, пишет иль поет, Вышивает или пашет, Или забивает гол, Варит, жарит, моет, чистит Все расскажет нам … (глагол)

- Конечно же - это знакомый незнакомец Глагол.

- Почему я так сказала? (потому что мы его немножко знаем, но ещё не всё)

— Какова же роль глаголов в речи? (Они делают нашу речь ясной, понятной, богатой.)

- Конечно. Алексей Толстой писал : «Движение и его выражение – глагол – является основой языка». ( слайд 8 )

V. Актуализация знаний. (составление схемы) (слайд 9)

- Давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе.

- Что такое глагол?

- На какие вопросы отвечает глагол?

- Что обозначает?

- Как изменяется глагол?

- Каким членом предложения чаще всего бывает глагол?

- Какие три времени имеет глагол? Как отличить одно время от другого?

-А хотели бы вы, еще больше знать о глаголе?

VI. Сообщение темы и постановка учебной задачи.

-Прочитайте написанные на доске слова: ( слайд 10 )

Выкопал, выдержал, угрожают, зашагает, стемнеет, сбегут, решить, беречь, привезти

- Распределите данные слова по временам.

п.в. н.в. б.в.

(1 уч. у доски, остальные в тетрадях)

-Проверяем. ( слайд 11 )

- С чем согласны? Какие слова вызвали затруднения?

- Слова « решить, привезти» в какой столбик записали вы?

- Какая перед нами возникла проблема?

- Почему эти глаголы оказались лишними, не попали ни в одну из трех групп? - Кто уже догадался, что мы будем исследовать на уроке?

Глаголы, у которых нельзя определить время и число.

- Мы будем исследовать неизвестную нам форму глагола, узнаем, чем они отличаются от других глаголов. ( слайд 12 )

VII. Изучение нового материала.

- Давайте вернемся к нашим глаголам и попробуем определить время. (Время определить нельзя) Число? (Число также нельзя определить) - Куда поместим глаголы? (В отдельный столбик.) - А как бы вы назвали глагол, у которого не определяется время и число? (Дети дают свои ответы.)

- Форма глагола, которая не указывает на время и число называется неопределенной формой глагола.

- С какой же формой глагола мы познакомились на уроке? Какова же тема нашего урока?

Тема: Неопределенная форма глагола.

- Чем эти глаголы отличаются от других глаголов? (Вопросами)

На какие вопросы отвечают глаголы неопределенной формы? ( слайд 13)

(Что делать? Что сделать?)

VIII. Физкультминутка для глаз.

«О чём идёт речь?» ( слайд 14 )

Учитель: Они бывают на мокром месте, могут залезть на лоб, разбежаться и даже слипнутся.

Ученик: Речь идёт о глазах.

Учащиеся выполняют упражнения для глаз ( слайд 15 )

IX. Первичное закрепление. Игра «Кто самый внимательный». (Коллективная форма работы) (слайд 16 ) Я зачитываю слова, среди которых есть разные части речи. Записать глаголы в неопределенной форме. Ходить, ходит, кость, косит, косить, кровать, нести, носят, носить, скатерть, стричь, плести, грусть, стеречь.

- Обратить внимание на буквосочетания на конце глаголов в неопределенной форме. Назовите их.

- На что оканчиваются глаголы в неопределенной форме?

-Имеют суффиксы: - ти, - ть

и оканчиваются на - чь

- Кто попробует сделать вывод ?

- Откройте учебники на стр. 73, упр. 154 прочитайте вывод. ( слайд 17)

Такие глаголы имеют 3 названия

Начальная форма глагола

Неопределённая форма глагола

Инфинитив

Какое из этих названий вам незнакомо? ( слайд 18 )

Инфинитив – лат. слово "неопределённый". Почему эта форма глагола называется неопределённой?

X. Игра «Четвёртый лишний» (работа в парах) ( слайд 19 )

А) играть, гулять, думал, петь.

Б) читает, пишет, считает, дружить.

В) говорил, смотрели, читали, считали.

Г) держал, думал, дремлет, делал.

( петь, дружить, говорил, дремлет)

XI. Игра «Кто самый внимательный» ( слайд 20 )

Учитель: Сейчас мы проверим, кто из вас очень внимательный. Я буду читать слова, а вы, если это имена существительные, то приседаем, а если глагол – хлопаем в ладоши. Будьте внимательны.

Слова для игры: солить, опасность, дрожать, совесть, кататься, радость, написать, трудность, местность, встретить, урок, грусть, бродить.

XII. Задания на закрепление материала.

Упражнение « А я скажу по – другому»

Учитель: Данные словосочетания замените глаголами-синонимами:

  • выходить на встречу – встречать;
  • мыть лицо – умываться;
  • одержать победу – победить;
  • лить слёзы – плакать;
  • говорить неправду – врать, лгать;
  • снять пальто – раздеться.
  • Зарубить на носу - запомнить

XIII. Итог урока. ( слайд 21 )

Учитель: Мне бы хотелось, чтобы вы «зарубили себе на носу», то есть запомнили всё то, о чём мы говорили про глаголы неопределённой формы.

- Что нового вы узнали о глаголе?

- На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?

XVI. Домашнее задание. ( слайд 22 )

27.02.2021 14:58


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя