СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 27.05.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Цели:
1. Учебные:
3 Формировать умение находить неопределенную форму глагола;
4. Развивать умение анализировать, обобщать, моделировать, выделять главное.
2. Развивающие: развивать орфографическую зоркость, внимание, память; развивать логическое мышление, творческие способности учащихся;
3. Воспитательные: формирование навыков коллективной работы в сочетании с самостоятельностью учащихся; воспитывать интерес к изучению предмета, активность учащихся.
Личностные умения:
-проявление позитивного отношения к учебному процессу.
Метапредметные умения:
1.познавательные:
- научатся правильно определять в тексте глаголы неопределённой формы.
2.регулятивные:
-умение выполнять учебное задание в соответствии с целью;
-умение выполнять учебные действия в соответствии с планом;
3.коммуникативные:
-умение формулировать высказывание;
-умение согласовывать позиции и находить общее решение.
Предметные умения:
- употреблять глаголы неопределённой формы в различных речевых ситуациях.
Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная, коллективная.
Методы обучения:
Методическое обеспечение: слайдовая презентация, карточки для самоконтроля, учебник.
Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная, коллективная.
Ход урока:
Необычный день у нас.
И гостями полон класс.
- Что гостям сказать нам надо?
(-Видеть Вас мы очень рады!).
Прозвенел звонок весёлый. ( слайд 2 )
Мы начать урок готовы.
Готовы слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
Смело, чётко говорим
И красиво все сидим.
II. Чистописание. ( слайд 3)
- Первое задание для чистописания.
ть // ти // чь //
- второе задание – записать слова, раскрывая скобки (об)летел, (без)билета, (об)вязать, (без)домная
Разобрать по составу 1 и 4 слова.
-Какие правила нужно знать, чтобы правильно написать слова ? - В каком слове нельзя проверить безударную гласную? Почему?
III. Ознакомление со словарным словом ( слайд 5)
Расстояние – (пространство, разделяющее два пункта)
- что нужно запомнить в написании слова? ( СС, о- безударная гласная)
- придумать предложение с этим словом.
Мы отошли на безопасное расстояние.( слайд 6)
Разбор предложения по членам предложения с указанием частей речи.
IV. Актуализация знаний о глаголе.
Интервью. ( слайд 7 )
Однажды одной части речи предложили ответить на вопросы анкеты. Послушайте вопросы, прочитайте ответы и догадайтесь, какая часть речи давала интервью.
– Что вы больше всего любите?
– Люблю действовать.
– Что вы больше всего не любите?
– Не люблю предлоги и известную всем частицу.
– Что бы вы пожелали ребятам?
– Чтобы русский все ребята.
на "пятёрку" знали.
На письме и в разговоре
Меня употребляли.
Что без меня предметы?
Лишь названия.
А я приду-
Всё в действие придёт.
Летит ракета.
Люди строят здания.
Цветут сады.
И хлеб в полях растёт.
- О какой части речи пойдёт речь на уроке?
Интересная часть речи В русском языке живет Все что делает расскажет: Чертит, пишет иль поет, Вышивает или пашет, Или забивает гол, Варит, жарит, моет, чистит Все расскажет нам … (глагол)
- Конечно же - это знакомый незнакомец Глагол.
- Почему я так сказала? (потому что мы его немножко знаем, но ещё не всё)
— Какова же роль глаголов в речи? (Они делают нашу речь ясной, понятной, богатой.)
- Конечно. Алексей Толстой писал : «Движение и его выражение – глагол – является основой языка». ( слайд 8 )
V. Актуализация знаний. (составление схемы) (слайд 9)
- Давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе.
- Что такое глагол?
- На какие вопросы отвечает глагол?
- Что обозначает?
- Как изменяется глагол?
- Каким членом предложения чаще всего бывает глагол?
- Какие три времени имеет глагол? Как отличить одно время от другого?
-А хотели бы вы, еще больше знать о глаголе?
VI. Сообщение темы и постановка учебной задачи.
-Прочитайте написанные на доске слова: ( слайд 10 )
Выкопал, выдержал, угрожают, зашагает, стемнеет, сбегут, решить, беречь, привезти
- Распределите данные слова по временам.
п.в. н.в. б.в.
(1 уч. у доски, остальные в тетрадях)
-Проверяем. ( слайд 11 )
- С чем согласны? Какие слова вызвали затруднения?
- Слова « решить, привезти» в какой столбик записали вы?
- Какая перед нами возникла проблема?
- Почему эти глаголы оказались лишними, не попали ни в одну из трех групп? - Кто уже догадался, что мы будем исследовать на уроке?
Глаголы, у которых нельзя определить время и число.
- Мы будем исследовать неизвестную нам форму глагола, узнаем, чем они отличаются от других глаголов. ( слайд 12 )
VII. Изучение нового материала.
- Давайте вернемся к нашим глаголам и попробуем определить время. (Время определить нельзя) Число? (Число также нельзя определить) - Куда поместим глаголы? (В отдельный столбик.) - А как бы вы назвали глагол, у которого не определяется время и число? (Дети дают свои ответы.)
- Форма глагола, которая не указывает на время и число называется неопределенной формой глагола.
- С какой же формой глагола мы познакомились на уроке? Какова же тема нашего урока?
Тема: Неопределенная форма глагола.
- Чем эти глаголы отличаются от других глаголов? (Вопросами)
На какие вопросы отвечают глаголы неопределенной формы? ( слайд 13)
(Что делать? Что сделать?)
VIII. Физкультминутка для глаз.
«О чём идёт речь?» ( слайд 14 )
Учитель: Они бывают на мокром месте, могут залезть на лоб, разбежаться и даже слипнутся.
Ученик: Речь идёт о глазах.
Учащиеся выполняют упражнения для глаз ( слайд 15 )
IX. Первичное закрепление. Игра «Кто самый внимательный». (Коллективная форма работы) (слайд 16 ) Я зачитываю слова, среди которых есть разные части речи. Записать глаголы в неопределенной форме. Ходить, ходит, кость, косит, косить, кровать, нести, носят, носить, скатерть, стричь, плести, грусть, стеречь.
- Обратить внимание на буквосочетания на конце глаголов в неопределенной форме. Назовите их.
- На что оканчиваются глаголы в неопределенной форме?
-Имеют суффиксы: - ти, - ть
и оканчиваются на - чь
- Кто попробует сделать вывод ?
- Откройте учебники на стр. 73, упр. 154 прочитайте вывод. ( слайд 17)
Такие глаголы имеют 3 названия
Начальная форма глагола
Неопределённая форма глагола
Инфинитив
Какое из этих названий вам незнакомо? ( слайд 18 )
Инфинитив – лат. слово "неопределённый". Почему эта форма глагола называется неопределённой?
X. Игра «Четвёртый лишний» (работа в парах) ( слайд 19 )
А) играть, гулять, думал, петь.
Б) читает, пишет, считает, дружить.
В) говорил, смотрели, читали, считали.
Г) держал, думал, дремлет, делал.
( петь, дружить, говорил, дремлет)
XI. Игра «Кто самый внимательный» ( слайд 20 )
Учитель: Сейчас мы проверим, кто из вас очень внимательный. Я буду читать слова, а вы, если это имена существительные, то приседаем, а если глагол – хлопаем в ладоши. Будьте внимательны.
Слова для игры: солить, опасность, дрожать, совесть, кататься, радость, написать, трудность, местность, встретить, урок, грусть, бродить.
XII. Задания на закрепление материала.
Упражнение « А я скажу по – другому»
Учитель: Данные словосочетания замените глаголами-синонимами:
XIII. Итог урока. ( слайд 21 )
Учитель: Мне бы хотелось, чтобы вы «зарубили себе на носу», то есть запомнили всё то, о чём мы говорили про глаголы неопределённой формы.
- Что нового вы узнали о глаголе?
- На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?
XVI. Домашнее задание. ( слайд 22 )
© 2021, Кокош Людмила Анатольевна 679