СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Важнейшей задачей специального (коррекционного) образования на современном этапе является социальная адаптация и интеграция в общество детей с различными нарушениями в развитии. Социальная адаптация предполагает формирование у детей с нарушением интеллекта поведения, адекватного принятым в обществе морально-этическим и правовым нормам. Анализ статистических данных показывает, что формирование нормативного поведения детей и подростков с нарушением интеллекта является одной из самых актуальных проблем. Частота нарушений поведения у детей с лёгкой степенью умственной отсталости, обучающихся в специальных учебных заведениях, представлена следующими цифрами: побеги и бродяжничество – 72%; агрессия – 50%; грубость, непослушание – 43% (по данным Шипициной Л. М.). Среди различных форм отклоняющегося поведения наибольшее распространение имеет синдром повышенной возбудимости с психической расторможенностью.
По данным ВНИИ МВД России, около 60-80% преступлений совершается подростками, имеющими психические отклонения.
Отклоняющееся поведение детей и подростков явление сложное и комплексное. Оно обусловлено рядом факторов:
- индивидуально-типологическими особенностями личности;
- внешними (природными, экологическими, климатическими) факторами;
- социальными: (социо- культурными нормами и традициями);
- внутренними: (ценностными ориентациями, установками, потребностями,
- наследственно – биологическими предпосылками).
Многие авторы отмечают, что агрессивность затрудняет приспособление детей к условиям жизни в обществе и играет значительную роль в отклоняющемся поведении несовершеннолетних. Агрессивные дети часто обнаруживают ряд свойств, свидетельствующих о значительных эмоциональных нарушениях. Они, как правило, импульсивны, раздражительны, вспыльчивы, что затрудняет их общение с окружающими и создаёт значительные трудности в их воспитании. При этом складывается дезадаптивное поведение детей и подростков, которое осложняет их социализацию в обществе в целом.
В связи с патологиями психического развития детей с нарушением интеллекта, С. А. Беличева выделяет патогенную дезадаптацию, в основе которой лежат функционально-органические поражения центральной нервной системы и отмечает, что данная дезадаптация может носить устойчивый, хронический характер.
Опыт школьного воспитания детей с нарушением интеллекта свидетельствует, что благодаря раннему включению их в коррекционно-воспитательный процесс, предполагающий комплексное решение задач физического, умственного и нравственного развития, можно в значительной степени преобразить их личностный облик.
Цель данного исследования – поиск эффективных арттерапевтических приёмов психокоррекции агрессивного поведения учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Объект данного исследования – отклонения в поведении учащихся с нарушением интеллекта.
Предмет – агрессивные проявления в поведении детей с лёгкой степенью умственной отсталости в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Гипотеза: предложенный комплекс коррекционных упражнений и арттерапевтических приёмов способствует профилактике и коррекции агрессивных проявлений в поведении учащихся с лёгкой степенью умственной отсталости.
Задачи:
- изучение психолого-педагогической и специальной литературы по теме исследования;
- изучение опыта работы по данной проблеме;
- выявление особенностей агрессивного поведения детей с отклонениями в развитии;
- подбор и апробирование коррекционных упражнений и методов арттерапии, способствующих профилактике и коррекции агрессивного поведения подростков специальной (коррекционной) школы.
© 2015, Журавлёва Анна Владимировна 324