Образовательный процесс как диалог

Я долго шла к тому, чтобы стать УЧИТЕЛЕМ! Когда после окончания Исторического факультета ТГУ мне предложили год поработать в школе, а потом через год, - поступить в аспирантуру, я предпочла еще поучиться на Философском факультете в том же университете. Я всегда хотела получить настоящее философское образование, без марксизма-ленинизма, и у меня появилась  такая возможность. В аспирантуре на ФсФ, я получила первый педагогический опыт, не считая педагогической и вожатской  практик (в школе и пионерском лагере) -  примерно 1,5 месяца надо было преподавать  культурологию. Но потом работать я стала в «Томском вестнике», и затем более 12 лет проработала в СМИ.

Но потом у меня наступил следующий этап жизни, я вместе с подругой открыла антикафе (тайм-кафе) – культурно-досуговый и тренинговый центр, организация праздников и различных проектов в сфере культуры и образования, клуб по интересам. Этот проект просуществовал 1 год и 1 месяц, затем мы закрылись, потом у меня была вторая персональная выставка моих живописных работ и батика, затем работа, связанная с организацией психологических тренингов, так как психология – это мое давнее увлечение, наверное, лет с 14. Тренинги, практическая психология, индивидуальное консультирование – то, что меня стало по-настоящему интересовать в последние несколько  лет и у меня возникло намерение этим заняться профессионально.

Этот новый жизненный период привел в конечном итоге меня в школу, и я стала учителем начальных классов в коррекционном классе. Здесь соединяется все – и практическая психология, образовательная, педагогическая деятельность, и развитие личности. Коррекционная психология и педагогика дает возможность применить те знания, которые я получила на философском факультете (знание законов мышления, процессов, связанных с познанием и функционированием мозга человека), и те знания, которые дает психология.

Одна из основных задач – это поиск путей, способов и методов передачи социального и культурного опыта ребенку с нарушением развития, так как традиционные методы воспитания и образования либо не срабатывают,  либо недостаточно эффективны. Возникает уже ставшая классической философская проблема взаимоотношения «Я» («Мы») и «Другого», Иного по отношению к нам. Это не только проблема толерантности, но и поиска возможностей Диалога между Учителем и Учеником в форме образовательного и педагогического процесса. Результатом этого Диалога должны стать не только  адаптация образовательного процесса,  с учетом личности обучающегося с нарушениями развития, не только  социализация личности ученика, которая не возможна без участия семьи и родителей, так как это задача, которую можно решить только совместными усилиями школы и семьи, но и приобретение учениками, нуждающимися в коррекционных методах образования,  необходимых знаний, навыков и компетенций. Формирование социально ответственной личности с активной гражданской позицией, способной занять место в обществе и добиться максимально возможной самореализации, исходя из индивидуальных способностей и возможностей.

Эта задача может быть достигнута только общими усилиями семьи и школы, совместными действиями учителя и родителей, так как от позиции родителей зависит мотивация ребенка к обучению. Первичную социализацию может  осуществить только семья, потому что задача школы – все-таки в первую очередь, образовательная, а научить можно только того, кто готов и хочет учиться. И тут и возникает основная проблема: как это сделать, по отношению к детям с различными проблемами развития? И тут открывается широкое пространство  для творчества, поиска новых методов и нетрадиционных подходов к обучению, опираясь на весь опыт, существующий в сфере коррекционной (специальной) педагогике. Это задача, которую мне, как учителю и предстоит решать в своей профессиональной деятельности, которая может привести к  различным открытиям для меня самой и представляется мне очень важной, интересной и социально значимой.

03.01.2015 15:07


Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас