СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Общее недоразвитие речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Говоря об общем недоразвитии речи, хотелось бы уточнить, что это психолого-педагогическая классификация речевых нарушений и может наблюдаться при различных формах детской речевой патологии:

  • моторной, сенсорной и сенсо-моторной алалии;
  • детской афазии;
  • ринолалии;
  • дизартрии (если отмечается одновременно с нарушением фонетико-фонематической стороны речи с недостаточностью словарного запаса и грамматического строя).

Под общим недоразвитием речи понимается стойкое отставание в формировании всех компонентов языковой системы: фонетико-фонематической и лексико-грамматической. У детей с общим недоразвитием речи отмечается более позднее ее начало, скудный запас слов, аграмматизмы, дефекты произношения и фонемообразования.

Речевое недоразвитие может проявляться в разной степени: как в виде полного отсутствия речи или лепетного состояния, так и в развернутой речи, но с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития. В связи с этим выделяется три уровня речевого развития.

Первый уровень речевого развития характеризуют

  • Полное или частичное отсутствие речи. Как правило, дети общаются с окружающими, используя «лепетные» слова, неполные, «лепетные» предложения, подкрепляя высказывания жестами и мимикой. Активный словарь детей состоит из небольшого числа звукоподражаний и звуковых комплексов. Названия действий дети часто заменяют названиями предметов и наоборот (например, открывать — «древ» (дверь), играть в мяч — просто «мяч», самолёт — «летай»);
  • Отсутствие фразовой речи. Дети используют однословные слова-предложения;
  • Смазанное звукопроизношение, нечеткая артикуляция, невозможность произнесения многих звуков;
  • Трудности в воспроизведении слоговой структуры слова. Чаще всего дети воспроизводят односложные звуковые комплексы (кубики — «ку»), либо повторяющиеся слоги («би-би», «ту-ту»). Звуковой анализ слова для детей недоступен;
  • Отсутствие понимания значений грамматических изменений слова. Например, дети не различают форм единственного и множественного числа существительного, прошедшего времени глагола, прилагательного, форм мужского и женского рода, не понимают значения предлогов.

Второй уровень речевого развития характеризуют

  • Использование простых фраз, хотя и искаженных в фонетическом и грамматическом отношении. Дети могут ответить на вопросы по картинке, связанные с семьей, знакомыми событиями окружающей жизни;
  • Обеднённый словарь. Отмечаются ограниченные возможности использования предметного словаря, словаря действий, признаков. Дети не знают многих слов, обозначающих части тела, животных и их детенышей, одежды, мебели, профессий;
  • Грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций. Например: — смешение падежных форм (например, «едет машину» вместо «… на машине»); — употребление существительных в именительном падеже, глагола в инфинитиве или форме 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени; — отсутствие согласования прилагательных с существительными, числительных с существительными (например, «красин лента», «вкусная грибы»); —ошибки в употреблении числа и рода глаголов, в изменении существительных по числам (например, «девочка сидат», «две уши», «два печка»). Существительных среднего рода дети этого уровня не используют. Затрудняются и при употреблении предлогов, часто или опускают их вообще, при этом существительное используют в исходной форме (например, «Я была лелька» — «Я был на елке»), или заменяют предлог («Сопака живет на будке» — «Собака живет в будке»). Союзами и частицами дети пользуются мало;
  • Нарушение понимания речи. Однако понимание речи значительно лучше по сравнению с первым уровнем ОНР. Дети различают некоторые грамматические формы, хотя это различение еще неустойчиво. Они понимают формы единственного и множественного числа существительных и глаголов. Трудности остаются при понимании форм числа и рода прилагательных. Значения предлогов различают только в хорошо знакомой ситуации;
  • Существенные нарушения звуковой стороны речи. Многие звуки отсутствуют, заменяются или произносятся искаженно. Прежде всего, это звуки сложные по артикуляции (свистящие, шипящие, соноры: л-ль; р-рь). Многие твердые звуки заменяются мягкими или наоборот (пять — «пат», пыль — «пил»). В отличие от первого уровня произношение артикуляторно простых звуков становиться более четким;
  • Нарушение слоговой структуры многих слов, особенно со стечением согласных. При воспроизведении слов со стечением согласных наблюдаются пропуски согласных звуков стечения, добавления гласных внутри стечения и другие искажения (например, окно — «ако», банка — «бака», звезда — «видя»). Слоговая структура слова является более устойчивой, чем звуковая структура. Дети воспроизводят контур двухсложных, трехсложных слов. Однако четырех- и пятисложные слова воспроизводятся настолько искаженно, что становятся совершенно не узнаваемыми, например, сокращается количество слогов (милиционер — «аней», велосипед — «сипед»).

Третий уровень речевого развития характеризуют

  • Развернутая фразовая речь с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития;
  • Недифференцированное произнесение звуков (в основном свистящих, шипящих, аффрикат (ц, ч, щ) и соноров), когда один звук заменяет сразу два или несколько звуков данной или близкой фонетической группы. Даже те звуки, которые дети умеют произносить правильно, в самостоятельной речи звучат нечетко;
  • Ошибки в слоговой структуре слов: перестановка и замена звуков и слогов, сокращения при стечении согласных в слове (например, колбаса — «кобалса», сковорода — «соквоешка»);
  • Нарушение фонематических процессов. Наряду с заметным улучшением звукопроизношения наблюдается недостаточная дифференциация звуков на слух: дети с трудом выполняют задания на выделение первого и последнего звука в слове, подбирают картинки на заданный звук и т.д.;
  • Недостаточный объём словарного запаса. В активном словаре преобладают существительные и глаголы. Недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов и действий. Отмечаются ряд лексических ошибок: — замена названия части предмета названием целого предмета (циферблат — «часы», донышко — «чайник»); — подмена названий профессий названиями действия (балерина — «тетя танцует», певец — «дядя поёт»); — замена видовых понятий родовыми и наоборот (воробей — «птичка»; деревья — «елочки»); — взаимозамещение признаков (высокий, широкий, длинный — «большой», короткий — «маленький»);
  • Неумение пользоваться способами словообразования. У детей возникают трудности в подборе однокоренных слов, в образовании новых слов с помощью суффиксов и приставок;
  • Ошибки при словоизменении слов. Допускают ошибки в согласовании числительных с существительными, прилагательными с существительными в роде, числе, падеже. Большое количество ошибок наблюдается в использовании как простых, так и сложных предлогов;
  • Хотя дети пользуются развернутой фразовой речью, но испытывают трудности при самостоятельном составлении предложений.
  • Понимание обращенной речи, приближенное к норме. Однако отмечается недостаточное понимание изменений значений слов, выражаемых приставками, суффиксами. Наблюдаются трудности в различении морфологических элементов, выражающих значение числа и рода, в понимании оттенков значений однокоренных слов, а также выражений, которые отражают причинно-следственные, временные и пространственные отношения.

Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Не следует ожидать, что ребенок заговорит самостоятельно. Чем раньше начнется лечение и коррекционное обучение ребенка с общим недоразвитием речи, тем лучше прогноз не только речевого, но и интеллектуального развития малыша.

20.11.2016 11:42


Рекомендуем курсы ПК и ПП