СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности воспитания и обучение детей с интеллектуальной недостаточностью на уроках по экологическому воспитанию.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенности воспитания и обучения детей с интеллектуальной недостаточностью на уроках по экологическому воспитанию.

В чрезвычайно сложной проблеме умственной отсталости вопрос о возможностях развития и обучения детей с интеллектуальной недостаточностью является весьма важным как для понимания проблемы и теоретической ее разработки, так и для практики воспитания, обучения и подготовки учащихся к социальной адаптации.

Рассматривая вопрос о развитии умственно отсталых детей, следует подчеркнуть мысль, впервые высказанную русским психологом и врачом Г. Я. Трошиным, а затем четко сформулированную и обоснованную Л. С. Выготским, о единстве основных закономерностей развития нормального и аномального ребенка. Эта мысль весьма продуктивна, поскольку устанавливает определенные отношения между нормальным и аномальным развитием, объединяет их, а не возводит между ними преграду. Признание единства основных закономерностей развития, имеющих место в норме и патологии, направляет внимание исследователей не только на выявление недостатков, свойственных познавательной деятельности и личности ребенка с нарушениями в развитии, но и на определение имеющихся у него потенциальных возможностей, которые, собственно, и обеспечивают его продвижение в общем развитии. Таким образом, предпринимаемый поиск приобретает определенную перспективу. Одним из выводов, непосредственно вытекающих из рассмотренного выше положения, является утверждение об идентичности факторов, влияющих на развитие тех и других детей. Развитие нормального ребенка осуществляется в результате комплекса воздействия биологических и социальных факторов. Первые из них — наследственность, физиологические изменения организма, увеличение роста, веса, происходящие по мере жизни ребенка. Вторые — взаимоотношения в семье, в коллективе сверстников, применяемые способы воспитания и обучения и др. Из множества социальных факторов наибольшая роль принадлежит обучению в широком смысле этого слова. Обучение идет впереди развития и стимулирует его. При умственной отсталости оба фактора также воздействуют на ребенка. Биологический определяет время наступления вредности, наличие сопутствующих нарушений и глубину дефекта, а также его структуру, что непосредственно сказывается на темпе и характере развития ребенка, обнаруживаясь в индивидуальных проявлениях. Возникший у ребенка первичный дефект в дальнейшем приводит к возникновению вторичных и третичных отклонений. Однако биологические факторы не следует считать только отрицательными. Они обусловливают и определенные положительные изменения, происходящие в организме ребенка по мере его роста. Биологическая неполноценность ребенка является фактором, препятствующим усвоению им общечеловеческой культуры. Но роль социальных факторов очень велика. Они могут в известной мере способствовать сглаживанию присущих ребенку отклонений, содействовать его продвижению в плане становления познавательной деятельности и формирования личности, или, напротив, усугубить его дефекты. Это зависит от характера социальных факторов, их направленности и силы воздействия. Возможности коррекции недостатков психической деятельности таких детей несомненны. Однако положительное воздействие на психическое развитие умственно отсталых детей обоих факторов может давать хоть и значительные, но ограниченные результаты. Умственная отсталость по существу своему является необратимым состоянием. Установлено, что обучение, в широком понимании этого термина, оказывает решающее влияние на ход развития ребенка с умственной отсталостью, положительно изменяя структуру его личности и познавательные процессы, повышая активность и целенаправленность деятельности. Факты говорят о том, что постепенно дети приобретают умение подчинять свою деятельность определенному намерению, словесным указаниям. У них последовательно формируются произвольные процессы, проявляющиеся в умении концентрировать и удерживать на чем-либо свое внимание, преднамеренно пользоваться приемами запоминания и т.п. Заметно улучшаются понимание речи окружающих и собственная речь, а также поведенческие реакции. Дети становятся более адекватными во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми. Обучение для умственно отсталого ребенка более значимо, чем для его нормально развивающегося сверстника. Это обусловлено тем, что дети с недостатками умственного развития характеризуются меньшими возможностями самостоятельно понимать, осмысливать, сохранять и использовать получаемую из окружающей среды информацию, т. е. меньшей, чем в норме, личностной активностью и сформированностью различных сторон познавательной деятельности. Однако для продвижения умственно отсталого ребенка в развитии, в умении адаптироваться к окружающей среде важным фактором является не всякое, а специально организованное обучение. Его необходимость вызвана своеобразием личности и познавательной деятельности, свойственным этим детям, отчетливо обнаруживающимся на всех возрастных этапах, в самых различных видах деятельности. Такое обучение дает учащимся определенный круг знаний, практических и трудовых умений и навыков, позволяет успешнее находить свое место в окружающем социуме. Оно направлено на продвижение детей в общем развитии, на формирование у них положительных личностных черт, предусматривает коррекцию имеющихся недостатков, дифференцированный и индивидуальный подход к каждому ребенку, другими словами, создает условия, необходимые для максимально всестороннего продвижения. Хотя умственно отсталые дети способны к развитию, даже при наличии специально организованных, адекватных для их состояния условий, темп их поступательного движения носит замедленный и качественно измененный характер. Они с большим трудом овладевают тем, что нормальный ребенок усваивает самостоятельно, естественным путем. Быстро забывают, казалось бы, хорошо усвоенное, в связи с чем требуется многократное возвращение к пройденному. Объем получаемых ими знаний невелик. Умения и навыки требуют упорной работы по их закреплению, в противном случае быстро распадаются. Умственная отсталость не ведет к снижению продуктивности в равной степени всех психических процессов. Обычно наиболее ущербными у таких детей оказываются мыслительная деятельность и волевая регуляция, более сохранными — эмоциональная сфера и моторика. Индивидуальное развитие такого ребенка нередко грубо нарушается не только в силу внутренних объективных причин, обусловливающих его умственную отсталость. Существенная роль принадлежит и внешним факторам. К их числу относятся неблагоприятные взаимоотношения в семье, когда контакт родителей с ребенком сводится преимущественно к удовлетворению чисто физиологических потребностей. В результате ребенок лишь в малой степени овладевает необходимыми для его развития предметными действиями и речью. Позднее он оказывается фактически вне детского коллектива, не участвует в ролевых играх, что резко ограничивает познание окружающей действительности, препятствует развитию социальных отношений и становлению его личностных черт. Вместе с тем исследователи утверждают, что дети с интеллектуальной недостаточностью проходят все основные этапы детского развития. Поступательное движение происходит, но с большими затруднениями и отклонениями. При этом своеобразие психики умственно отсталого ребенка, присущие ей дефекты неукоснительно обнаруживаются на каждом этапе развития. Отмечаемые сдвиги осуществляются в значительно более поздние, чем в норме, сроки. Дети длительное время задерживаются на каждом предыдущем этапе и с трудом переходят к последующим. Так, ученики специальной школы для умственно отсталых детей, выполняя несложные практические задания, пользуются преимущественно наиболее простыми наглядно-действенными формами мышления и с большим запаздыванием переходят к более сложным наглядно-образным и словесно-логическим формам.

Формирование экологической культуры личности - сложный, длительный процесс, который должен осуществляться непрерывно на протяжении всего периода школьного обучения, с учетом особенностей разных возрастных этапов развития, индивидуальных и типологических особенностей учащихся. Специфика формирования данного процесса рассматривалась в нашем исследовании применительно к детям с умственной отсталостью, т.е. к учащимся со стойким нарушением познавательной деятельности вследствие органического поражения головного мозга наследуемого или приобретенного характера.

Своеобразие познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и поведения школьников с нарушениями интеллекта значительно усложняют процесс экологического образования и воспитания в коррекционной школе, не позволяют им изучить в полном объеме такую сложную, многоаспектную науку как экология, построенную на причинно-следственных зависимостях, опирающуюся на понимание законов природы, требующую усвоения сложных понятий.

Использование в процессе обучения школьников с нарушениями интеллекта методики природоведения для массовых школ малоэффективно, поскольку не учитываются особенности их познавательной деятельности.

Для олигофренопедагогики формирование экологической культуры -новое направление, которое в настоящий момент проходит этап становления. Поскольку самостоятельный предмет «Экология» отсутствует в учебном плане специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, базовой основой для получения экологических знаний являются предметы естествоведческого цикла: природоведение (5 класс), география и естествознание (6-9 классы), задачами которых являются: сообщение элементарных сведений о реальных предметах, объектах и явлениях живой и неживой природы; объяснение взаимосвязи между отдельными природными явлениями, человеком и природой; формирование диалектико-материалистических взглядов на природу и взаимодействие природы и общества, обогащение личного опыта учащихся в результате проведения систематических наблюдений за природой и природными явлениями; вооружение необходимыми практическими навыками и умениями, которые возможно использовать в реальной жизни.

Пропедевтическими для изучения данных предметов являются уроки программного курса «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» (1-4 классы), поскольку к моменту поступления в школу детьми с нарушениями интеллекта уже накоплен некоторый жизненный опыт. Первые представления о предметах и явлениях природы в дошкольном возрасте, как правило, бывают неудовлетворительные: искаженные и неполно отражающие действительность. Эти знания уточняются, расширяются и углубляются в процессе начального обучения, тем самым закладываются базовые естественнонаучные представления и понятия [8]. Для развития умственно отсталого ребенка весьма значима материальная база, те условия жизни, в которых он находится, обстановка, достаток в семье. Однако самую большую роль играют окружающие ребенка люди, их личностные качества, наличие стремления оказать ему действенную помощь. Эта помощь будет тем более эффективной, чем более глубокими и разносторонними знаниями о возможности развития умственно отсталых детей, об их особенностях, о путях воспитания и обучения располагают эти люди.

Учитывая вышесказанное, в процессе формирования экологической культуры у умственно отсталых учащихся мы рассматриваем возможность специально организованного коррекционно-педагогического воздействия с целью формирования у них эколого-осознанного поведения, основанного на понимании необходимости бережного отношения к природным объектам.

16.11.2019 16:56


Рекомендуем курсы ПК и ПП