СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности моторного развития детей с нарушениями интеллекта.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенности моторного развития детей с нарушениями интеллекта.

В современной дефектологии под умственной отсталостью понимают стойкое нарушение сложных форм психической деятельности, обусловленное патологической наследственностью, органическим поражением ЦНС («Дефектология: Словарь-справочник/ под ред. Б.П. Пузанова). Исследованиями установлено (Т.А. Власова, К.С. Лебединская, М.С. Певзнер, С.Я. Рубинштейн, Ж.И. Шиф и др.), что для умственной отсталости характерно тотальное недоразвитие всех психических функций с преимущественной недостаточностью абстрактных форм мышления. Изучение неврологической характеристики синдрома олигофрении у школьников позволило обнаружить резидуальную неврологическую симптоматику, свидетельствующую о перенесенных детьми в прошлом поражениях центральной нервной системы (Е.Н. Правдина-Вирнарская, 1957; Г.Е. Сухарева, 1965; Т.А. Власова, М.С. Певзнер, 1967 и др.).

Исследования А.Р. Лурия, В.И. Лубовского, А.И. Мещерякова, М.С. Певзнер и др. показали, что у детей с нарушениями интеллекта имеются довольно грубые изменения в условно-рефлекторной деятельности, разбалансированность процессов возбуждения и торможения, а также нарушения взаимодействия сигнальных систем.

Преобладающий интеллектуальный дефект (Н.Г. Морозова) у детей с нарушениями интеллектуального развития сочетается с нарушениями восприятия (В.Г. Петрова, Ж.И. Шиф ), речи (М.Ф. Гнездилов), внимания, памяти (В.Г Петрова, Л.В. Занков), эмоционально-волевой сферы, поведения и моторики.

Исследование двигательной сферы умственно отсталых детей показало наличие легкого похудания отдельных мышечных групп и характерные паретичные позы конечностей. Часто бывшие парезы у детей школьного возраста проявлялись только в процессе функциональной нагрузки и, главным образом, в качественных особенностях функций соответствующих мышц. Так, активные движения паретичных мышц, замедлены, неплавны, напряжены, недифференцированы, истощаемы. У детей наблюдались трудности в развитии тонического напряжения мышц, которое осуществлялось только через несколько секунд, иногда через фазу диффузного напряжения или напряжения мышц-антогонистов (М.Б. Эйдинова, 1964).

Одной из причин недоразвития моторики исследователями указывается уменьшение силы основных нервных процессов, нарушение их подвижности, иррадиация возбудительного и тормозного процессов

(А.Р. Лурия,1962; В.И. Лубовский,1965; С.С. Ляпидевский, Б.И.Шостак,1973 и др.). Нарушения основных нервных процессов обусловлены дефектами нервной ткани, а также расстройством крове- и лимфообращения (Э.С. Ополинский, 1973). Все это затрудняет образование новых сложных условно-рефлекторных связей, обеспечивающих произвольные движения.

На недостаточный уровень сформированности движений у детей-олигофренов указывали еще основоположники олигофренопедагогики Э. Сеген (1903), и Ж. Демор (1909). Например, Ж. Демором предлагалось для выявления двигательных нарушений обращать внимание на выполнение детьми ходьбы, игровых действий, осуществлять проверку способности стоять но одной ноге, изучать ловкость и точность движений.

Неловкость движений, повышенная утомляемость, наличие лишних движений, недостаточная способность овладевать новыми движениями были выявлены у умственно отсталых детей В.П. Кащенко (1912),

Г.Н. Трошиным (1916), С.А. Чугуновым (1925) и другими.

Отклонения в развитии движений у детей с нарушениями интеллекта описывались на основе визуальных наблюдений. Позднее, эта проблема привлекла к себе большое внимание и рассматривалась более подробно, разноаспектно, с изучением качественных и количественных параметров движений, что в свою очередь позволило выявить у них довольно широкое многообразие двигательных нарушений, подлежащих коррекционному воздействию (А.Н. Граборов, 1923, 1961; Д.И. Азбукин, 1936; Н.А. Козленко, 1962; Р.Д. Бабенкова, 1963; Н.П. Вайзман, 1976; В.М. Мозговой, 1677; А.С. Самыличев,1984 и др.). Н.А. Озерецкий (1930) предлагал различные тесты для исследования статической и динамической координации, двигательных качеств, шкалу возрастных нормативов моторики. По данным его исследования лишь в 29% случаев было выявлено нормальное развитие движений. Он отмечал запаздывание навыков сидения, хождения, вялость мускулатуры, неловкость произвольных движений, синкинезии.

Умственно отсталым свойственны не столько простые двигательные расстройства, сколько сложные нарушения, связанные с поражением корковых функций, сложные системные нарушения моторики, обусловленные поражением не только двигательного анализатора, но и других, в том числе речевых систем (М.С. Певзнер, В.И. Лубовский, 1963; М.Б. Эйдинова, 1964; Е.М. Мастюкова,1982). Недоразвитие моторики появляется в бедности, однообразии, угловатости, неритмичности и замедленности движений, их бесцельности, в общем двигательном беспокойстве, наличии синкинезий, недостаточной способности к тонким и точным движениям, выработке относительно сложных двигательных формул, быстрой смене моторных установок. Элементарные движения относительно более сохранны.

Изучение особенностей моторики умственно отсталых детей показало, что наряду со снижением интеллекта, дети имеют выраженные дефекты локомоторно-статических функций, которые затрудняют организацию игры, манипуляции с предметами. У них задерживается прямостояние, они позже начинают ходить, при этом ходьба у них неустойчива, движения рук плохо координированы, затрудняется осмысление и запоминание движений (Р.Д. Бабенкова, Л.И. Боброва, 1983).

Глубокие исследования уровня развития двигательных способностей как одного из важных звеньев моторики учащихся специальной коррекционной школы 8-го вида с целью поиска эффективных способов коррекции нарушений движений показали ряд специфических особенностей в их формировании и позволили установить у таких детей существенное отставание уровня развития двигательных способностей от нормы (Н.П.Вайзман,1976; А.С. Самыличев,1984).

Авторами выявлено, что коэффициенты вариаций показателей двигательных способностей у них весьма значительны. Так, при оценке показателей статической координации в возрасте 13-14 лет коэффициент вариации составлял 116% (у здоровых - 78%), в возрасте 11-12 лет - 106% (Н.П.Вайзман,1976). Аналогичные результаты были получены А.С. Самыличевым (1984).

Хуже, чем у здоровых детей, развита у умственно отсталых и кинестетическая чувствительность, вследствие чего двигательная недостаточность возрастает при выполнении сложных движений, где требуется управление движениями, четкое дозирование мышечных усилий, точность, пространственно-временная организация двигательного акта, словесное опосредование движений (Р.Д. Бабенкова,1963; Н.А. Козленко,1966; С.Ю. Юровский,1971; В.М. Мозговой,1977).

При исследовании чувства ритма у учащихся специальной коррекционной школы 8-го вида А.А. Зеленковым (1980) было выявлено, что наилучшие показатели отмечены в возрасте 12 лет, в младшем и старшем школьном возрасте эти показатели ниже.

Изучение способностей умственно отсталых школьников 7-16 лет дифференцировать свои движения при воспроизведении пространственных параметров позволило выявить ряд существенных отклонений в оценке точности их движений, которая фиксировалась по величине их ошибок

(С.Ю. Юровский,1980). Сравнительных анализ результатов, показанных учащимися, свидетельствует о том, что у детей с нарушениями интеллекта имеются значительные нарушения в точности пространственной оценки движений. Наилучший возраст для развития этого показателя - период от 7 до 12 лет. Для типичны движения, выполняемые с переоценкой воспроизводимой амплитуды, для нормальных школьников, наоборот, чаще всего с недооценкой. Автор делает вывод, что точность движений у умственно отсталых школьников зависит от совершенства анализаторных систем.

Различными авторами выделяются следующие нарушения движений учащихся младших классов специальной коррекционной школы 8-го вида (А.А. Дмитриев, 1989):

- нарушения при ходьбе - сутулость, дискоординация движений рук и ног, топание ногами, шарканье ногами, волочение ног по полу, неритмичность движений, постоянные отклонения от пути по прямой, неодинаковая длина шагов, неодинаковая амплитуда при взмахах руками, носки ног обращены вовнутрь или наружу, вертикальные движения туловищем, отклонения туловища от вертикальной оси. Ходьба на прямых, полусогнутых ногах, вразвалку.

- нарушения при беге - чрезмерный уклон туловища, головы вперед, чрезмерное напряжение рук, мелкие шаги, неритмичность, малая амплитуда движений рук, руки прижаты к туловищу, раскачивание туловища в стороны, дискоординация движений рук и ног. Бег на прямых или полусогнутых ногах.

- нарушения при прыжках - при прыжках с места: отталкивание происходит одной ногой, дискоординация движений рук и ног при отталкивании и в полете, слабое финальное усилие, неумение приземляться, слабый взмах руками, низкий присед, толчок прямыми ногами; прыжки в длину и высоту с разбега: неумение подобрать точное место отталкивания, слабое финальное усилие, дискоординация рук и ног в полете, неумение приземляться, отталкивание прямой ногой.

Также следует отметить недостатки мелкой моторики рук умственно отсталых младших школьников.

Н.А. Козленко выделяет два типа этих недостатков:

-1-ый тип связан с неспособностью выполнения детьми дифференцированных движений пальцами рук. В основном это дети с парезами пальцев рук;

-2-ой тип проявляется в том, что учащиеся, владеющие активными изолированными движениями пальцев рук, не могут осуществлять эти движения одновременно двумя руками или без контроля зрения. Причина этого - несовершенство аналитико-синтетической деятельности ЦНС и отсутствии у детей практического опыта в выполнении действий.

Как отмечается исследователями (Н.А. Козленко, Р.Д. Бабенкова) моторика детей с легкой степенью умственно отсталости с возрастом развивается, недостатки движений сглаживаются, но не исчезают. Нарушения движений у учащихся 5-9 классов проявляются в недостаточной точности, неуклюжести, неумении целесообразно построить двигательное действие. Среди детей можно выделить группу учащихся, которые достигают значительно лучших показателей при выполнении сложных заученных движений, но при изменении условий деятельности или двигательной задачи такие дети не могут быстро перестроить свою двигательную деятельность, зацикливаются на одном движении. Недостатки мелкой моторики рук у умственно отсталых старшеклассников заметно сглаживаются.

Важную роль в осуществлении трудовой и бытовой деятельности как у нормальных, так и у аномальных детей играют двигательные качества: сила, быстрота, ловкость и выносливость, изучением которых у умственно отсталых занимались ряд исследователей (Е.С. Черник,1966; Н.П. Вайзман,1976; А.С. Самыличев,1984 и др.). Большинство авторов указывают на заниженный уровень двигательных качеств у умственно отсталых по сравнению с учащимися массовых школ.

Развитие такого важного показателя, как сила, по мнению Э.П. Бебриша (1976), у умственно отсталых не отстает от уровня нормальных школьников. Однако, более поздние исследования А.С. Самыличева (1984) и А.А. Дмитриева (1987) показали, что уровень развития силы у детей с легкой степенью умственно отсталости по сравнению с учениками массовой школы снижен и это наблюдалось во всех сравниваемых возрастных группах (см. граф.№2-3).

При исследовании выносливости у мальчиков 7-16 лет, обучающихся во вспомогательной школе, обнаружено, что наибольший прирост ее отмечен в возрасте от 11-12 до 13-14 лет (Р.А. Белов,1975). Сравнительный анализ уровня развития выносливовти у детей массовых и вспомогательных школ показал значительное отставание детей с нарушениями интеллекта от нормы

Быстрота движений умственно отсталых характеризуется замедленной реакцией на звуковой раздражитель, темп движений с возрастом увеличивается, но развитие этого качества у них отстает от нормально развитых детей на 6-7 лет

Ловкость движений у детей с нарушением интеллектуального развития с возрастом развивается, но очень медленно, по данным А.А. Дмитриева. «Даже в старших классах убыстрение движений затрудняет дифференциацию мышечных ощущений и нарушает пространственную организацию движений».

Категория: Логопедия
12.01.2016 11:16


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!