СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Проект «Отечества достойные сыны»
Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное
предшествующим поколением,
может любить Родину, узнать ее,
стать подлинным патриотом».
С. Михалков
Пояснительная записка.
Проект разработан в соответствии с концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и государственной программой «Патриотическое воспитание граждан РФ».
Проект определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в школе и направлен на воспитание патриотизма и формирование гражданственности.
Проект представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий. Он опирается на принципы социальной активности, индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.
Актуальность
Сегодня для России нет более важной цели, чем патриотизм. Необходимо возрождать духовно-нравственные и социальные ценности в российском обществе. Историю Отечества нужно сохранять в памяти людей и особое внимание необходимо уделить подрастающему поколению. Важно сформировать у молодого поколения активную жизненную позицию и такие качества как патриотизм, долг, ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите.
Патриотическое воспитание - одно из главных направлений государственной политики.Постановлением Правительства РФ утверждена следующая Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг.». Основной целью программы определено совершенствование системы патриотического воспитания, обеспечивающее развитие России как свободного, демократического государства, формирование у граждан РФ высокого патриотического сознания, верности Отечеству. Приоритетным направлением программы выделено патриотическое воспитание подрастающего поколения детей и молодежи. При этом главный акцент делается на работу в образовательных учреждениях, где проводится научно обоснованная организаторская деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как духовной составляющей России.
Исходя из этого проект соответствует федеральному уровню, а также потребностям
Цель проекта- создание условий для ознакомления детей младшего школьного возраста с историей Отечества и как следствие формирование личности гражданина и патриота России.
Задачи проекта
- Создать условия для воспитания гражданственности и патриотических чувств у школьников через взаимодействие с ветеранами ВОВ, тружеников тыла, участников боевых действий в Чечне.
- Воспитывать внимательное отношение к воинам-ветеранам, желание заботиться о них.
- Приобщать школьников к культурному наследию России.
Главной задачей работы с учащимися школы можно считать создание условий для активной жизнедеятельности школьников, для гражданского самоопределения и самореализации, для максимального удовлетворения потребностей учащихся в интеллектуальном, духовном, культурном и нравственном развитии.
Общая цель образования достигается посредством интеграции в единую образовательную систему академической деятельности, дополнительного образования, социальной инициативной практики учащихся, жизнеуклада, ценностной среды школы, школы и семьи, педагогов и родителей, а также решением более конкретных задач, среди которых наиболее актуальными являются следующие:
Формирование у обучающихся духовно-нравственных и культурных ценностей и потребностей, этических норм и общепринятых правил поведения в обществе;
Создание условий для творческой самореализации личности, обеспечения досуга школьников во внеучебное время;
Формирование социально значимой деятельностной целеустремленности;
Формирование и развитие потребности в нравственно здоровом образе жизни, способности жить счастливой жизнью с семьей, близкими людьми;
Формирование гражданской позиции и патриотического сознания, правовой и политической культуры;
Сохранение и приумножение историко-культурных традиций школы, города
Ожидаемые результаты проекта
- Наличие у подрастающего поколения гражданских и нравственных качеств личности, выражающих положительное отношение к вопросам безопасности человека, общества, государства.
-Знание, почитание и продолжение лучших традиций семьи, школы, народа. Стремление к духовному обогащению и развитию.
-Сформированность гуманистического отношения к окружающим, культуры речи и поведения, внутренней потребности в саморазвитии.
-Воспитание активной жизненной гражданско-патриотической позиции. Результативность участия в конкурсах, мероприятиях военно-патриотической направленности
Ресурсы проекта
Первый этап реализации проекта – информационный (сентябрь)
Задачи первого этапа:
Разработка основных характеристик Проекта с учётом работы учителей школы и музея, с планом работы по подготовке к празднованию 70-летия победы организаций города и района
Подготовка информации для проекта.
Корректировка плана воспитательной работы.
Второй этап – технологический
Задачи второго этапа:
Реализация основных содержательных линий проекта через активное участие учащихся в социально значимой деятельности.
Воспитание гордости за Российское государство и его свершения через изучение истории родного края, города, семьи, школы, знаменитых земляков, родителей и выпускников школы.
Развитие научно-теоретических и методических основ гражданско-патриотического и духовного воспитания через обобщение опыта работы участников образовательного процесса, социальное партнёрство, внедрение новых форм, методов и средств по формированию гражданской позиции личности.
Задачи второго этапа реализации Проекта определяют приоритетные направления деятельности по развитию системы гражданского и патриотического воспитания в школе и внешкольной деятельности, а также формы и методы работы в данных направлениях:
1. Реализация основных содержательных линий проекта.
Изучение воспитательного потенциала содержания учебных дисциплин в области гражданско-патриотического и духовного воспитания.
Расширение взаимодействия с учреждениями дополнительного образования и учреждениями культуры ( музеи, библиотеки).
Включение в воспитательный процесс поисковой и краеведческой работы, а также туристической деятельности.
Включение в воспитательный процесс инновационных педагогических технологий и методов (ИКТ, метод проектов, коллективное творческое дело, социально-значимая деятельность).
Оптимизация информационной среды школы.
Развитие традиций школы, формирование и сохранение уклада школьной жизни.
2. Воспитание гордости за Российское государство и его свершения
Проведение уроков и классных часов по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию учащихся;
Изучение истории страны и родного края на классных часах, посвященных 70-летию Победы
Взаимодействие семьи, школы и общества в развитии патриотизма, как стержневой духовной составляющей ценности личности
Проведение общешкольных праздников.
Организация поисковой работы школьников по направлениям:
“Военное детство”;
«Сын полка»
“Войной истерзанные души” (участники ВОВ, военных действий в Афганистане, Чечне, горячих точках России и за рубежом);
.
Участие в акциях, конкурсах, фестивалях:
Участие в проекте «Семейное чтение»,
Акция «Письмо ветерану»
Конкурсе военной песни и чтецов
конкурс сочинений “Моя семья в истории моей страны”, “О чем говорят фотографии”
районных акциях передачи Вечного огня Нытвенскому району
«Бессмертный полк»
Участие в мероприятиях:
“Помоги пожилому человеку”,
Организация экскурсий.
Шефская работа.
Третий этап – контрольно-обобщающий (сентябрь 2014-ноябрь 2015).
Задачи третьего этапа:
Обработка данных, полученных в ходе реализации I и II этапов проекта; обобщение экспериментальных и теоретических материалов; создание инновационного банка классных часов с использованием цифровых в
Обобщение опыта работы педагогов, родителей и учащихся по формированию гражданской позиции личности через приобщение к отечественным духовно-нравственным и патриотическим традициям.
Определение перспектив и путей дальнейшего развития.
Практическая часть проекта
На информационном этапе прошёл сбор необходимых материалов. А главное список ветеранов Великой Отечественной войны. При поддержке администрации Нытвенского городского поселения и Совета ветеранов такой список был получен. Далее совместно с учителем ОБЖ, работниками музея школы и музея Нытвенского металлургического завода проведены часы общения «Дети в годы войны» (C.Н Ендальцев), «К 50-летию Стеллы» (ЛЛ Шилова-директор музея), «Великая Война» (С Н Вотинова). Поддерживали связь с сыном полка Луниным Горацием Павловичем. На уроках внеклассного чтения ознакомились с книгой Катаева «Сын полка», cмотрели одноимённый фильм. Провели акцию «Семейное чтение». Принимали участие в съёмках ролика «Презентация книги» учащимися 4а класса. С большим воодушевлением дети слушали рассказ участников боевых действий в Чечне Туктамышевым и Веселковым П на встрече, приуроченной к празднованию 23 Февраля. Им была объявлена благодарность приказом замначальника полиции МВД г Нытвы. К празднику 8 Марта учащиеся приготовили сувениры, которые вручили бабушкам-ветеранам. Посетили с концертом Шашмурину Маргариту Александровну. Вручили ей фото, выполненные на вручении медали 70-летию Победы в клубе «Металлург». В мае 2015 года учащиеся 4в класса приняли участие в принятии Вечного огня в Нытвенском районе.
Заключение
Критерии и показатели мониторинга гражданско-патриотического, духовно-нравственного воспитания
Критерии |
Показатели |
Освоение социокультурной среды |
Любовь к родной земле. Политическая культура и ответственность за будущее страны. Доброта. Коллективизм. Упорство в достижении цели. Готовность к сочувствию и сопереживанию, высокая нравственность. Чувство собственного достоинства. Справедливость. Любовь к семье. Высокая нравственность в семье и в обществе |
Социальная зрелость учащихся |
Развитие самостоятельности. Общественная активность. Развитие лидерских качеств личности, уверенности в себе, умений, делать выбор и принимать решения. Социальная ответственность. Построение жизненной перспективы. |
Сформированность Я – концепции |
Адекватность самооценки. Устойчивость интересов. Сформированность представлений о жизненных целях и о возможном выборе профессии. Умение планировать саморазвитие. Повышение самооценки, уверенности в своих силах и возможностях |
Конечными результатами реализации проекта должны стать:
Личностные:
положительная динамика возрастания уровня духовности, нравственности, гражданственности и патриотизма у школьников;
повышение качества духовной, нравственной, правовой культуры;
минимизация негативных проявлений в детской среде, повышение уровня правопорядка
Предметные:
повышение уровня знаний об отечественной культуре и истории;
Метапредметные:
Повышение качества знаний
повышение социальной активности и уровня социализации и самореализации обучающихся;
увеличение количества детей, охваченных мероприятиями по гражданско-патриотическому воспитанию;
Список использованной литературы:
1 Периодические издания «Наше Прикамье», «Новый день»
2 Шашмурина МА«По волнам моей памяти»
3 Личные архивы Лунина Г П
4 Интернет ресурсы festival.1september.ru/articles/501220/
www.nakirpichnikova.semlicey.edusite.ru/./programmaduxovno-nravs
© 2016, Арапова Марина Николаевна 803