За сезонными изменениями погоды- расширять знания детей о зиме; учить устанавливать взаимосвязи в природе.
За птицами - воспитывать бережное отношение к птицам, желание их кормить; уточнить и расширять знания детей о зимующих птицах.
За деревьями на участке - развивать умение замечать признаки благоприятного и неблагоприятного состояния природных объектов и их причин (у растения сломана ветка и т.д.).
За домами - расширять представления детей о строительных сооружениях; учить находить признаки сходства и различия; учить называть свой адрес.
За снегом - расширять знания детей о свойствах снега; учить называть оттенки его в разное время суток (утром, вечером) и в разную погоду.
За морозом - учить замечать изменения растений в сильный мороз; обогащать представления об опасности на улице в морозную погоду, о последствиях неосторожных действий (обморожение).
За играми младших друзей - развивать разнообразные способы проявления эмоциональной отзывчивости и сопереживания.
За ветром - учить устанавливать взаимосвязи между силой ветра и температурой воздуха; учить определять силу ветра.
За машинами на дорогах - уточнить знания детей о правилах на пешеходном переходе; расширять знания детей о марках легковых машин.
За животными (кошки, собаки) - учить замечать изменения в повадках животных зимой; уточнить правила поведения по отношению к животным на улице.
Использование художественного слова на прогулке
А. Фет
Мама! Глянь-ка из
окошка -
Знать, вчера не даром кошка
Умывала нос:
Грязи нет, весь двор одело,
Посветлело, побелело -
Видно, есть мороз.
Не колючий, светло-синий
По ветвям развешан иней -
Погляди хоть ты!
Словно кто-то тороватый
Свежей, белой, пухлой ватой
Все убрал кусты.
Уж теперь не будет спору:
За салазки, да и в гору
Весело бежать!
Правда, мама? Не откажешь,
А сама, наверно, скажешь:
"Ну, скорей гулять!"
А. Кузнецова
Мы поссорились с подружкой
И уселись по углам.
Очень скучно друг без дружки!
Помириться нужно нам.
Я ее не обижала –
Только мишку подержала,
Только с мишкой убежала
И сказала: «Не отдам!».
Я пойду и помирюсь,
Дам ей мишку, извинюсь,
Дам ей мячик, дам трамвай
И скажу: «Играть давай!».
ДВОЯШКИАгния Барто
Мы друзья – два Яшки,
Прозвали нас «двояшки».
«Какие непохожие!» –
Говорят прохожие.
И должен объяснять я,
Что мы совсем не братья,
Мы друзья – два Якова,
Зовут нас одинаково.
Дидактические игры
"Назови месяц" - закрепить знания детей о зимних месяцах (декабрь, январь).
"Составь число" - учить составлять числа 5, 7 из снежков, льдинок и т.д.
"Сравни предметы" - учить сравнивать предметы (одежду, обувь и т.д.) и называть 3-5 признаков сходства и отличия).
"Какая, какой формы" - учить использовать сенсорные эталоны для оценки свойств предметов.
"Составь рассказ..." - учить составлять рассказы по плану воспитателя.
"Назови одним словом и наоборот" - продолжать учить освоению способов обобщения , умению объединять предметы в группы по существенным признакам.
"Назови слово на ...." - учить различать гласные и согласные звуки.
Подвижные игры
Яркими красками вместе с детьми нарисуйте на картоне крупный автомобиль. Получившийся силуэт машины нужно вырезать, а затем укрепить его на санках. Съезжайте на «автомобиле» с горы или просто катайтесь на нём по площадке.
«Поезд»
На снегу, как следует, вытопчите тропинки, замкнутые по кругу или овалу. Это будет «железная дорога». Небольшие скамейки, равноудалено расположенные вдоль «дороги» — «станции». Дети, имитируя поезд, передвигаются по периметру дороги. Когда происходит остановка на «станциях», поезд останавливается, впуская и выпуская пассажиров.
«Снежная горка» Вместе с детьми постарше соорудите снежную горку. Её приблизительные размеры должны составлять: 25 м — длина, 3 м — подъем, 1,5 — ширина, 1 м — высота Катайтесь на санках с горки самым разным образом: по одному, вдвоем или же, сидя друг за другом. Тот, кто проедет на самое дальнее расстояние, получает флажок. Победитель, съезжая на санках с горки в следующий раз, будет победно размахивать им.
Начертите на утоптанном снежном участке круг диаметром приблизительно 3 м. В центре круга сделайте ямку с покатыми стенками. Положите туда несколько льдинок величиной с яблоко. Водящий, который стоит в круге, тщательно охраняет эти льдинки. Остальные игроки должны постараться выбить льдинки ногой из ямки, а затем, полностью из круга. Сделать это непросто, ведь водящий попытается осалить (коснуться рукой) тех, кто пытается проникнуть в круг. Осаленным ничего не останется, как покинуть игру. Водящий побеждает в том случае, если он не даст вытолкнуть льдинки из круга и выведет всех из игры. В случае если нападающие освободят круг от льдинок, они и будут считаться победителями.
«Зверушки»На снегу нарисованы большие и маленькие зверушки. Дети, стоя на скамье,пытаются попасть в них снежками.
«Снежные фигуры» В тот день, когда снег хорошо лепится, попробуйте скатать из него снежные шары. А затем вместе с детьми попытайтесь на своё усмотрение вылепить Деда Мороза со Снегурочкой.
(Подвижная зимняя игра для детей 5–6 лет в помещении и на воздухе)
Говорит взрослый: «Дети, мы с вами на прогулке! Отправимся в лес по заснеженной тропинке». Тропинкой служат, нарисованные в ряд, кружки.
«Мы с вами вышли на лесную полянку». Малыши берутся за руки, образуя круг. «Ах, какой чистый воздух! Вдохнули через нос поглубже! Ещё один раз. И ещё». Все дети при этом глубоко дышат через нос. «На землю с высоты медленно падают снежинки. Подул ветер, и снежинки закружились. Маленькие ёлочки закачались! Влево–вправо, вперёд–назад». Дети кружатся, наклоняясь в стороны, и делая при этом разнообразные движения руками. «Пойдём обратно нашей лесной тропинкой. Отклоняем ветви, проходя под ними, пригибаемся». Дети идут друг за другом, двигая руками и наклоняясь. «Вот мы и пришли во двор нашего дома (садика). Поиграем в салочки! Салкой будет Дед Мороз. Кто будет Дедом Морозом меньше всех, тот и выигрывает». Даже эти простые игры, в которые играло не одно поколение детишек, приведет их в восторг, привнесет чувство азарта и, конечно же, подарит им радость движения.
«Снежная башня» — русская народная зимняя игра
Играть можно, когда выпадает рыхлый мокрый снег. Из него строят маленькую (около 50-70 см) башенку. Дети делятся на две группы – «защитника» и «захватчики». «Защитники» встают возле крепости, а «захватчики» на расстоянии в 5-6 шагов от нее, держа в руках снежки. Ребята хором говорят:
«Мороз Красный нос"
Холод-стужу принес. На дороге начудил.Башню снежную слепил. Кто встал в кружок –
Бросай снежок!»
После этого «захватчики» бросают снежками в башню – каждый по одному снежку, пытаясь ее разрушить. «защитники» могут отбивать снежки. Для этого «защитников» можно вооружить картонками или ледянками. Если башню не удалось разрушить, то команды меняются ролями. Побеждает та команда, которая разрушит башню.
«Штурм крепости» — русская народная зимняя подвижная игра
Перед началом игры на некотором расстоянии друг от друга строят из снега две снежных крепости. Можно опустить эту подготовительную часть и просто нарисовать на снегу два круга – они и будут крепостями. Дети делятся на равные команды-дружины и придумывают названия своим крепостям. Пусть у нас будут Москва и Казань. От каждой команды выбирают «жеребьевщика». Они отмеряют расстояние и проводят черту посередине между крепостей. Вдоль этой черты выстраиваются «дружины» — каждая со стороны своего «города». Жеребьевщики встают чуть в стороне и бросают жребий – например, подбрасывают монету, или загадывают «камень-ножницы-бумага». Пусть у нас проиграл жеребьевщик московской «дружины». Тогда он кричит: «Раз-два-три! В Москву беги!». После этого московская «дружина» бежит к своей крепости, а казанская «дружина» старается поймать-осалить как можно больше игроков противника. Игрок-«москвич» в безопасности, как только он окажется внутри своей крепости. Те игроки, которых осалили, переходят на сторону соперника и становятся членами казанской «дружины». Все возвращаются на исходную позицию, опять разыгрывается жребий. Если проигрывает жеребьевщик казанской крепости, то он кричит: «Раз-два-три! В Казань беги!». После этого убегает уже казанская «дружина», а московское воинство догоняет. Игра заканчивается, когда все игроки окажутся в одной «дружине».
«Мороз» – русская народная зимняя игра-хоровод
Это хороводная игра с элементами салок. Перед игрой выбирают считалкой водящего – «Мороза». Дети встают в круг и берутся за руки. «Мороз» встает в центр круга. Водят хоровод и говорят:«Идет Зимушка-Зима, У ней белая коса. С ней идут три тетки –Белые поддевки:
Метель, Вьюга да Пурга.У тех теток есть слуга: Злющий дядька Мороз, Кого схватит – тот замерз!»
После этих слов дети разбегаются, а «Мороз» старается их осалить, «заморозить». Тот, кого морозу удалось осалить должен замереть на месте, расставив руки в сторону. Остальные игроки могут его «разморозить» – бросить в него снежком (и, конечно, попасть). Когда все игроки, кроме одного, заморожены, игра заканчивается и последний, самый ловкий игрок, становиться новым «Морозом».
Для детей помладше можно упростить правила. Тот, кого «Мороз» первым догнал, становиться водящим. И игра повторяется сначала.
Игровые упражнения на прогулке
" Кто быстрее" - развивать ловкость, быстроту.
"Кто дальше" - учить бросать снежки в горизонтальную и вертикальную цели способом прямой руки сбоку.
" Перепрыгни через дорожку" - учить прыжкам в длину.
"Попади в ворота" - обучать элементам хоккея.
"Скольжение по ледяной дорожке" - развивать чувство равновесия.
"Катание на салазках, санках с горки" - учить кататься по очереди, договариваться между собой.
Труд на прогулке - обеспечить развитие самостоятельности и инициативы в труде; учится договариваться между собой о совместных трудовых действиях, доводить начатое дело до конца, видеть результат труда.