СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правописание безударных гласных

Нажмите, чтобы узнать подробности

Правописание безударных гласных

§ 33. Общее правило. Написание букв на месте безударных гласных устанавливается путем проверки другими словами и формами, где в той

же значимой части слова (в том же корне, в той же приставке, суффиксе, окончании) проверяемый гласный находится под ударением, напр.: гора? (ср. го?ры, го?рный), набра?ть (на?бранный), земляной (овся?ный), в до?ме (в столе?).

Примечание. При проверке следует учитывать регулярные соотношения буквенных пар а — я, у — ю, о — ё (о — е,ё — е), и — ы, члены которых способны заменять друг друга (см. в разделе «Правила употребления букв. Общие правила»). Ср., напр.: оле?ня — кабана?, до?синя — докрасна?, ра?нние — золоты?е, до?мом — кораблём, сто?рожем — ножо?м, неуклю?же — свежо?, го?рцев — отцо?в, отраслево?й — рублёвый, вы?несет — несёт — нёс, ключево?й — парчо?вый.

Ниже это общее правило, отступления от него и трудные случаи его применения рассматриваются отдельно для разных значимых частей слова (морфем).

Безударные гласные в корнях

§ 34. В соответствии с общим правилом (см. § 33) написание букв на месте безударных гласных в корнях устанавливается путем проверки словами и формами с тем же корнем, в которых проверяемый гласный находится под ударением, напр.: вода (ср. воды, водный), сады (сад, садик), свинья (свиньи), яйцо (яйца), говорить (говор, разговор), молодой (молод, молодость, молоденький), жара (жар, жаркий), шалун (шалость).

Ср. попарно слова: частота? (ча?стый) и чистота? (чи?стый), поласка?ть (ла?ска) и полоска?ть (поло?щет), пары? (мн. ч., ср. пар) и до поры? (ср. до сих пор), леса? (мн. ч., ср. лес) и лиса? (ср. ли?сы, ли?сонька), посиде?ть (си?дя) и поседе?ть (сед, кр. ф. от седой), развива?ть (разви?ть) и развева?ть (ве?ять), разряди?ть (разря?д) и разреди?ть (ре?дкий), освети?ть (свет, осве?тит) и освяти?ть (свят, свя?тость), примеря?ть (ме?рить) и примиря?ть (мир).

Примечание 1. Буква е после парных мягких согласных и шипящих пишется в соответствии как с ударным е, так и с о (на письме ё). Ср., напр.: бели?ть (бе?лый) и ве?ла (вёл), село? (сёла и се?льский), шелесте?ть (ше?лест) и шелка? (шёлк), жемчуга? (же?мчуг) и желуде?й (жёлудь).

Примечание 2. При выборе написания о или а в безударных глагольных корнях не следует использовать для проверки глаголы несовершенного вида с суффиксом -ыва- (-ива-). Например, для проверки безударной гласной в корнях глаголов броса?ть, топта?ть, смотре?ть, молча?ть следует привлекать такие слова и формы, как бро?сить, перебро?ска, разбро?с, топче?т, смо?трит, смотр, мо?лча, умо?лкнуть, но не глаголы типа набра?сывать, выта?птывать, рассма?тривать, ума?лчивать, для которых характерно чередование гласных о — а (ср. зарабо?тать — зараба?тывать, усво?ить — усва?ивать и т. п.).

Примечание 3. Особые случаи написания гласных в конкретных корнях изложены ниже в § 35, § 36.

Написание букв на месте безударных гласных корня, которое не может быть установлено по общему правилу (непроверяемых гласных), определяется в словарном порядке, напр.: аляповатый, ананас, атавизм, бечева, ватрушка, винегрет, есаул, икебана, игумен, кавычки, каравай, коридор, мизинец, месяц, оладьи, паро?м, пескарь, по?лымя, сироп, собака, тарелка, ураган, эликсир, эшелон, январь, язык, янтарь.

26.06.2015 11:20


Рекомендуем курсы ПК и ПП