СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Представление педагогического опыта

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конституция Российской Федерации, признавая высшую ценность человека, его прав и свобод, провозглашает как одно из неотъемлемых право каждого на образование. Это соответствует принципу, изложенному в принятой ООН Декларации прав ребенка: ребенку должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы на основе равенства возможностей развивать свои способности и личное суждение, чувство моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества. В условиях социальных реалий в России на первый план выходит задача обеспечения способности системы образования гибко реагировать на запросы личности, изменение потребностей экономики и нового общественного устройства. Поэтому свою профессиональную деятельность я строю на основе вышеуказанной задачи, стоящей перед педагогическим сообществом.

Главные задачи современной школы – формирование готовности школьников к саморазвитию и непрерывному образованию, активную учебно-познавательную деятельность, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, способной применять полученные знания на практике, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. И я, как учитель физики и информатики, стараюсь дать учащимся систему знаний, включающую основы физики и информатики на современном уровне ее развития, чтобы учащиеся в процессе обучения не только обогатили память, но и развивали мышление и творческие способности. В то же время целенаправленно осуществляю их подготовку к сознательному выбору профессии, учу понимать значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.

Для решения указанных задач работаю по теме «Активизация мышления учащихся на уроках физики и информатики». Работа над данной проблемой происходит благодаря особенностям и возможностям преподаваемых предметов. {слайд 2}

Для достижения поставленных целей в своей деятельности использую элементы современных образовательных технологий, такие как проблемное обучение, интегративное обучение, дифференцированное обучение, исследовательскую и проектную деятельность, использование новых информационных технологий.

Наиболее эффективным, действенным способом активизации мышления учащихся является проблемное обучение, используемое мною на практике. Создание проблемных ситуаций, их анализ, активное участие учеников в поиске путей решения поставленной учебной проблемы возбуждает мыслительную активность обучаемых и поддерживает глубокий познавательный интерес. Безусловно, наряду с этим, мною используются и другие специальные методические приемы, позволяющие активизировать мышление учеников в процессе обучения физике и информатике.

При постановке учебной проблемы я использую некоторые приемы активации мышления, такие как: предварительный рассказ о значении изучаемого явления в науке, технике, жизни; использование физического эксперимента для выдвижения учебной проблемы; предварительное решение задач, использование хрестоматийного материала.

При решении учебных проблем активизация мышления школьников удается мне при реализации методов обучения, обеспечивающих усвоение опыта творческой деятельности. Если рассматривать эти методы конкретно, то они следующие: проблемное изложение материала, частично-поисковый, или эвристический, исследовательский методы. Эти методы различаются степенью самостоятельной поисковой деятельности учащихся.

При закреплении знаний учащихся активизацию мышления осуществляю с помощью репродуктивного метода. Содержание и структуры курсов физики и информатики создают условия для активизации мышления на всех этапах процесса преподавания и решают одну из важных задач - развитие творческого мышления учащихся.

Если рассмотреть конкретнее, то свою работу веду по следующим направлениям:

1. Проблемные вопросы, включая вопросы с межпредметным содержанием;

2. Проблемные задачи, включая вопросы с межпредметным содержанием

3. Проблемный эксперимент.

Проблемные вопросы активизируют познавательную деятельность учащихся, требуя объяснить то или иное физическое явление или предсказать, как оно будет протекать в определенных условиях. В таких вопросах нет числовых данных. Отсутствие вычислений позволяет сосредоточить внимание учащихся на физической сущности явления. Решение проблемных вопросов способствует воспитанию у учащихся внимания, наблюдательности.

Физический эксперимент при постановке учебной проблемы является источником знания. Наблюдение новых, подчас неожиданных эффектов возбуждает познавательную активность учащихся, вызывает острое желание разобраться в сути явления. В соответствии с целями и задачами исследования эксперимент может быть количественным или качественным, демонстрационным, исследовательским, техническим или научным.

Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает проектная деятельность. Развитие познавательных навыков, критического мышления, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, умения увидеть, сформулировать и решить проблему способствует проектная деятельность. В проектной работе целью обучения ставлю развитие у учащихся самостоятельной активности, направленной на освоение нового опыта. В результате ее применения формулируются компетенции в сфере самостоятельной познавательной деятельности, умения и навыки критического мышления в условиях работы с большими объемами информации, навыки работы в команде. Именно вовлечение детей в исследовательский процесс активизирует познавательную деятельность учащихся.

Особый акцент в преподавании физики и информатики в современной школе должен быть сделан не только на формировании и развитии мышления, предметных знаний и умений, а на воспитании информированного и думающего гражданина, способного осмыслить научные вопросы в контексте социальных и личностно значимых задач. Формированию такого видения мира способствуют интегративные уроки. Интеграция дает возможность вырваться за рамки одной учебной дисциплины и наглядно, в действии показать как все взаимосвязано, и одновременно усилить мотивацию изучения физики.

Многие явления на уроках не могут быть продемонстрированы. К примеру, это явления микромира, либо быстро протекающие процессы, либо опыты с приборами, отсутствующими в лаборатории. В результате учащиеся испытывают трудности в их изучении, так как не в состоянии мысленно их представить.

Компьютер может не только создать модель таких явлений, но также позволяет изменять условия протекания процесса.

Работа с применением ИКТ - один из вариантов, активизирующий познавательную деятельность учащихся, усиливающий мотивацию обучения. Естественно, использование компьютера на уроках оправдано лишь в тех случаях, когда он обеспечивает существенное преимущество по сравнению с традиционными фронтальными опытами или лабораторными работами.

Информационные технологии используются мною:

  • при изучении нового материала – просмотр презентаций с включёнными в них видеофрагментами, интерактивными моделями явлений и устройств, задачами и вопросами, а также самостоятельная работа с материалами сайтов Интернета.
  • при контроле знаний - решение задач с интерактивным выбором ответа и разбором решения, выполнение занимательных тестов в картинках.
  • при подготовке домашнего задания – поиск дополнительного материала к уроку, в том числе и иллюстративного в Интернете.
  • при подготовке к ЕГЭ.
  • при подготовке проектов.

Одной из целей моей педагогической деятельности является повышение мотивации учащихся в изучении физики, информатики, развитие самостоятельности в приобретении новых знаний с использованием различных источников информации, в том числе и новейших. Для выполнения этих целей лучше всего подходит метод проектной деятельности, в частности выполнение различных учебных проектов.

Технология проектного обучения характеризуется получением учащимися конкретного практического результата и его публичным представлением. Данный метод значительно укрепляет межпредметные связи и информатика играет в этом главенствующую роль.

Метод проектов – это гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на самореализацию учащегося путем развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания под контролем учителя новых «продуктов».

Вначале учащиеся выполняют различные проекты, такие, например, как создание кроссвордов, обучающих и развивающих игр и т.д.

В базовом курсе информатики освоение отдельных элементов компьютерных технологий происходит с применением проектного метода. Проекты обязательно выполняются при изучении темы «Моделирование», «Технологии мультимедиа» и других.

В старших классах, где содержание образования имеет более углубленную направленность и представляет собой систему курсов по различным темам, в том числе элективных, учебный процесс организован в виде разработки и реализации каждым учащимся или их группой творческих проектов. Результатом такой деятельности должна явиться общественно-значимая работа, выполненная с использованием информационных технологий. Это может быть разработка и реализация компьютерных уроков по школьным дисциплинам (с непосредственным участием учителей-предметников), создание образовательных Web-страниц, презентаций, выпуск тематических газет и т.д.

Результатом целенаправленной работы по организации проектной деятельности учащихся является тенденция к творческому сотрудничеству учителя информатики, учащегося и учителя-предметника, а также появление реальной возможности установления межпредметных связей. Значительно выросло в школе использование созданных учащимися работ во внеурочной деятельности.

На уроках с использованием интерактивных презентаций учащиеся лучше усваивают материал. Интересная его подача позволяет дольше удерживать внимание школьника, способствует запоминанию материала.

Используемые мною на практике мультимедийные технологии обеспечивают:

- интенсификацию обучения;

- активность учащихся;

- индивидуализацию обучения;

- развитие самостоятельности;

- повышение мотивации;

- комфортность.

Примеры использования презентаций на уроках информатики:

Объяснение новой темы.

Работа с устными упражнениями.

Повторение пройденного материала.

Демонстрация условия и решения задачи.

Взаимопроверка самостоятельных работ с помощью ответов на слайде.

Проведение тестов.

Проведение физкультминуток.

Проведение рефлексии.

Максимальное развитие познавательных сил учащихся достигается путем применения исследовательского метода при умелом сочетании классной и внеклассной работы.

Такой характер заданий на уроке и в домашних исследованиях способствует развитию творческого потенциала школьников. Приведем некоторые формы применения данного метода обучения:

Домашние практические работы. Опыт показывает, что доступные экспериментальные исследования полезно давать в качестве обязательного домашнего задания. Дело в том, что проведение этих работ пробуждает любознательность у всех учащихся, в том числе и слабоуспевающих.

Работа с дополнительной литературой. Поиск материалов, составление сообщений по конкретной теме воспитывают навыки самостоятельного добывания знаний и умение донести эти знания до других учащихся.

Самостоятельное составление задач на основе исторического материала, произведений художественной и публицистической литературы, кинофильмов и жизненных ситуаций. Такие задачи решаются с особым интересом.

При преподавании физики и информатики, как я уже отмечал выше, обязательно учитываю межпредметную связь и связь с жизнью. Формирование межпредметных связей требует от меня высокого уровня образованности и сотрудничества с другими учителями. Чтобы сформировать у учащихся естественнонаучную куртину мира на основе ФКМ (физической картины мира), а, следовательно, и целостное миропонимание и систему учебных умений и навыков, я посвящаю несколько часов более глубокому знакомству с математическими преобразованиями, советуюсь с учителем математики Монгуш Р.С-Д. Чтобы сформировать у учащихся общую культуру учения, систему учебной деятельности и целостное миропонимание, сотрудничаю с учителем химии, с учителем биологии Лашковой Р.В. (молекулярная физика; использование физических явлений и закономерностей в медицине, для объяснения функционирования живых организмов, в том числе и человеческого), учителем русского языка и литературы Шумковой И.И. (формирование культуры речи; использование примеров физических явлений и закономерностей из художественной литературы…).

«Национальная доктрина образования в Российской Федерации», определяющая цели воспитания и обучения и государственную политику в области образования до 2025 года в качестве одной из задач отечественного образования называет обеспечение воспитание патриотов России, обладающих высокой нравственностью. А воспитание школьников невозможно без совместного взаимодействия, сотрудничества педагогов с родителями. Поэтому очень важным в моей работе является это направление. Главным организатором взаимодействия школы и семьи, конечно, является учитель. Именно от него зависит определение основных направлений такого сотрудничества. На мой взгляд, именно учитель может профессионально решать многие вопросы, связанные с актуализацией позиции родителей по отношению к образовательному процессу, создавая у них положительную мотивацию в содействии школе, учителю, своему ребенку.

Как учитель- предметник в начале учебного года я информирую родителей о содержании нового учебного курса, даю советы по его изучению, о формах аттестации, критериях оценивания, дать характеристику домашних заданий и основных (оптимальных или возможных) способов их выполнения. Потому что считаю, что родители должны четко знать, чему учат их детей. В рамках творческого направления чрезвычайно важны и открытые уроки для родителей. Мой опыт убеждает в том, что такие уроки очень полезны в формировании активной позиции семьи по отношению к школе.

В результате своей работы стараюсь, вести постоянную, правильную педагогическую политику, где есть требовательность, вера в успех ученика. Об этом свидетельствуют успешная сдача ЕГЭ выпускниками школы, результаты муниципального этапа предметных олимпиад, поступления выпускников в ВУЗы на специальности, связанные с физикой и информатикой. Многие из них уже работают в различных отраслях республики.

Уверенно могу сказать, что самый главный смысл деятельности учителя- предметника, на мой взгляд, состоит в том, чтобы он не действовал в одиночку, чтобы его советы, пожелания и рекомендации он доводил сам. Создаю такие условия, чтобы у детей, родителей возникала личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности, мероприятии, рассказать о своих радостях, тревогах, успехах и неудачах. Считаю очень важным, чтобы все: и родители, и другие учителя, и сам учитель работали на основе сотрудничества и взаимодействия.

Один из преподаваемых мною предметов - информатика сегодня является самой стремительно развивающейся отраслью науки и техники. И преподавание такого предмета требует от меня постоянного самосовершенствования, как учителя, так и человека. Поэтому я стараюсь всегда идти «в ногу со временем». Свое выступление мне хочется закончить словами великого ученого - физика А.Энштейна: «Успехи учащихся - лучшее мерило для достоинств учителя». Поэтому главное для меня в моей работе – это достижения моих учеников.

Категория: Информатика
01.06.2016 16:28


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!