Представление педагогического опыта
«Детская исследовательская деятельность»
Чем больше ребёнок видел, слышал, пережил, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность.
А.С.Выготский
Применение исследовательских методов обучения имеет многовековую историю и не может рассматриваться как новомодное явление. Образование во все времена строилось так, что какую-то часть сведений о мире ребёнок получал напрямую, репродуктивным путём от взрослых, а какую-то усваивал сам, путём собственных опытов и наблюдений.
Одним из первых известных нам учёных, активно внедряющих в практику обучения исследовательские методы, был Сократ. Сократ - автор метода, названного в последствии «сократической беседой». Сейчас этот метод предстаёт перед нами в несколько модернизированном виде, его обычно именуют в современной литературе «частично поисковым».
На улицах, площадях, рынках Афин Сократ собирал большую аудиторию и вёл со слушателями свои знаменитые беседы. Он задавал вопросы о том, что такое красота, справедливость, дружба, храбрость, и всегда стремился выявить суть предмета. Его беседы не были простой репродуктивной трансляцией, он побуждал слушателей самих находить истину. От примеров - к правилу, от вещей и конкретных отношений – к обобщениям и понятиям. Уделяя большое внимание самопознанию человека, Сократ считал, что истинное образование должно побуждать человека к самодеятельному размышлению. Образование должно помочь человеку самому формировать свои знания.
Ярким воплощением новаторской гуманистической педагогики являются многочисленные педагогические произведения К. Д. Ушинского (1824-1871). Он одним из первых выделяет два вида учения: учение пассивное посредством преподавания и учение активное посредством собственного опыта. Подчёркивая их несхожесть, он говорит о важности органического сочетания этих видов учения в образовательной практике. Обучение протекает быстрее, когда готовую истину сообщает сам учитель. Совсем иначе обстоит дело, когда ученик ищет истину самостоятельно. Принятый на веру материал обычно быстро и легко забывается. Если же сам ученик выработает мысль, самостоятельно освоив новое знание, то «мысль эта сделается его собственностью».
В массовом образовании линия на исследовательское обучение развивалась очень непоследовательно. Наиболее действенные шаги в плане внедрения в образование исследовательских методов обучениябыли предприняты в конце XIX - начале XX веков. В этот период созданы формы организации учебной деятельности, ориентированные на применение исследовательских методов обучения в массовой школе.
Главная задача современного образования – не только сообщение знаний, а в первую очередь развитие у ребёнка потребностей и способностей эти знания добывать. Только на этой основе можно обеспечить превращение знаний в инструмент творческого освоения мира ребёнка. Современное общество развивается очень динамично и всё реже удаётся сохранить старые поведенческие модели. Повседневная жизнь постоянно требует от каждого из нас проявление поисковой активности. Поэтому я ставлю перед собой задачу развития поисковой активности у моих воспитанников, а помогает мне в этом включение исследовательской деятельности в разные виды детской деятельности. Чтобы эта работа была целенаправленной, я разрабатываю исследовательские детские проекты, специально организую обучение детей умениям и навыкам исследовательского поиска.
Потребность в новых впечатлениях и знаниях является одной изфундоментальных потребностей, лежащих в основе как познавательного, так и общего психического развития детей дошкольного возраста. Потребность в новых впечатлениях преобразуется в познавательную потребность и в конечном итоге выступает как база для развития других потребностей ребёнка. Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Самые ценные и прочные знания добываются самостоятельно. Чтобы воспитанники заинтересовались изучением родного края, организовали экскурсию в областной краеведческий музей .
Современная психология интенсивно изучает механизмы функционирования исследовательского поведения и развитие исследовательских способностей ребёнка, а педагогика разрабатывает теорию и методику исследовательского обучения. Я ознакомилась с особенностями исследовательского обучения в детском саду по методике А.И.Савенкова. Он детское исследование представляет как метод обучения старших дошкольников. Предлагаемая методика позволяет включить ребёнка в собственный исследовательский поиск на любых предметных занятиях. Она рассчитана не только на то, чтобы обучать детей простым вариантам наблюдения и экспериментирования, но и включает в себя полный цикл исследовательской деятельности – от определения проблемы до представления и защиты полученных результатов. Своих воспитанников я ознакомила с наиболее рациональным вариантом поиска информации. Алгоритм работы таков: выбираем тему, объясняю исследователям: их задача- получить как можно больше новых сведений о том, что является предметом их исследования, и подготовить о нём сообщение- небольшой доклад.
Исследовательская деятельность зарождается уже в раннем детстве, поначалу представляя просто как будто бесцельное экспериментирование с вещами, игрушками. Так малыш, проводя простую манипуляцию с предметами и наблюдая, познаёт окружающий мир, развивает интеллект. По мнению академика Н.Н.Поддьякова, в деятельности экспериментирования ребёнок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью полного их познания и освоения. Основная задача родителей и воспитателей- поддержать и развить в ребёнке интерес к исследованиям, открытиям, создать для этого условия. Одним из условий для стимулированияисследовательской деятельности воспитанников является создание развивающей образовательной среды. В группе создан развивающий центр «Исследовательская лаборатория», центр художественного творчества, центр краеведения.
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. В дошкольном возрасте познавательная активность очень высокая: каждый ответ на вопрос рождает новые вопросы. Процесс познания ребёнком обусловлен его познавательными интересами, потребностями, способностями.
Структура познавательной деятельности:
Познавательная деятельность направлена на получение, переработку, создание новой информации, предполагает осознанное её применение. Познавательное развитие /по ФГОС ДО/ предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания……
Познавательные занятия Совместная познавательная деятельность Самостоятельная познавательная деятельность
Использовать познавательно-игровую проблемную ситуацию. Обыгрывать дидактические игры, головоломки, ребусы, загадки, конструкторы, логические задачи на разбиение по свойствам (блоки Дьёнеша), классифицировать по признакам (цветные палочки Кюизенера)
Модель- совместный результат познавательной деятельности. Дети помогают разобраться игровому персонажу что и когда делать, предлагают свои варианты условного изображения, анализируют структуру модели: круг, полоса, ширма, спираль. Обсуждают, выбирают оптимальный вариант. Важно создать условия по проблеме исследования: чтение литературы, рассматривание картин, наблюдения, слушание музыки. Дети выбирают модель, материал и конструируют каждый своё.
Основные формы- дидактические и сюжетно-дидактические игры. Воспитатель подключается к игре, направляет ход изнутри, как равный партнёр. Знания, полученные на занятиях, отражаются в играх. Обучающие игры не только формируют представления по разделам программы, но и определённую структуру мышления. Обучающая игра - это форма обучения. Она выполняет развивающую функцию обучения, формируя познавательные процессы. В таких играх зарождаются личностные качества: самостоятельность и коллективизм, инициативность и трудолюбие, уверенность и любознательность. А дидактическая игра используется для закрепления. Осваивают умение действовать в группе сверстников. Совершенствуют способности, приобретённые на занятиях и в совместной с воспитателем деятельности.
Функция воспитателя- создать разнообразную игровую среду, обеспечивающую познавательную активность, соответствующую интересам воспитанников. Не навязывать обязательной деятельности.
Основные варианты СПД старших дошкольников: дидактические и сюжетно-ролевые игры.
Перед нами проблема: КАК ПОВЫСИТЬ УРОВЕНЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ? Решить проблемы можно, используя в работе с детьми активные методы обучения, одним из которых является внедрение проектной деятельности.
Проектный метод как вариант интеграции трёх блоков образовательного процесса / занятий, совместной и самостоятельной деятельности/ широко используем для обеспечения познавательной активности воспитанников старшего дошкольного возраста.
В период с 2012 - 2014 года в старшей - подготовительной группе были осуществлены долгосрочные проекты исследовательского характера:
1. Наблюдение за ростом кабачка.
2. От песчинки до ракушки.
3 Огород на подоконнике.
Провожу исследовательские игры с природным материалом, накоплен дидактический материал.
Достигнуть результативностиразвития детской исследовательской деятельности мне помогает применение метода проектов, который я использую в своей педагогической работе. Я вижу результат своей работы в конечном итоговом продукте проектов, когда ожидаемые результаты соответствуют полученным, а воспитанники и взрослые чувствуют себя комфортно. Воспитанники применяют полученные исследовательские умения в различных ситуациях при обследовании предмета. И мне вновь хочется дарить своим воспитанникам радость творчества.