СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Представление педагогического опыта

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представление педагогического опыта «Детская исследовательская деятельность» Чем больше ребёнок видел, слышал, пережил, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность. А.С.Выготский Применение исследовательских методов обучения имеет многовековую историю и не может рассматриваться как новомодное явление. Образование во все времена строилось так, что какую-то часть сведений о мире ребёнок получал напрямую, репродуктивным путём от взрослых, а какую-то усваивал сам, путём собственных опытов и наблюдений. Одним из первых известных нам учёных, активно внедряющих в практику обучения исследовательские методы, был Сократ. Сократ - автор метода, названного в последствии «сократической беседой». Сейчас этот метод предстаёт перед нами в несколько модернизированном виде, его обычно именуют в современной литературе «частично поисковым». На улицах, площадях, рынках Афин Сократ собирал большую аудиторию и вёл со слушателями свои знаменитые беседы. Он задавал вопросы о том, что такое красота, справедливость, дружба, храбрость, и всегда стремился выявить суть предмета. Его беседы не были простой репродуктивной трансляцией, он побуждал слушателей самих находить истину. От примеров - к правилу, от вещей и конкретных отношений – к обобщениям и понятиям. Уделяя большое внимание самопознанию человека, Сократ считал, что истинное образование должно побуждать человека к самодеятельному размышлению. Образование должно помочь человеку самому формировать свои знания. Ярким воплощением новаторской гуманистической педагогики являются многочисленные педагогические произведения К. Д. Ушинского (1824-1871). Он одним из первых выделяет два вида учения: учение пассивное посредством преподавания и учение активное посредством собственного опыта. Подчёркивая их несхожесть, он говорит о важности органического сочетания этих видов учения в образовательной практике. Обучение протекает быстрее, когда готовую истину сообщает сам учитель. Совсем иначе обстоит дело, когда ученик ищет истину самостоятельно. Принятый на веру материал обычно быстро и легко забывается. Если же сам ученик выработает мысль, самостоятельно освоив новое знание, то «мысль эта сделается его собственностью». В массовом образовании линия на исследовательское обучение развивалась очень непоследовательно. Наиболее действенные шаги в плане внедрения в образование исследовательских методов обучениябыли предприняты в конце XIX - начале XX веков. В этот период созданы формы организации учебной деятельности, ориентированные на применение исследовательских методов обучения в массовой школе. Главная задача современного образования – не только сообщение знаний, а в первую очередь развитие у ребёнка потребностей и способностей эти знания добывать. Только на этой основе можно обеспечить превращение знаний в инструмент творческого освоения мира ребёнка. Современное общество развивается очень динамично и всё реже удаётся сохранить старые поведенческие модели. Повседневная жизнь постоянно требует от каждого из нас проявление поисковой активности. Поэтому я ставлю перед собой задачу развития поисковой активности у моих воспитанников, а помогает мне в этом включение исследовательской деятельности в разные виды детской деятельности. Чтобы эта работа была целенаправленной, я разрабатываю исследовательские детские проекты, специально организую обучение детей умениям и навыкам исследовательского поиска. Потребность в новых впечатлениях и знаниях является одной изфундоментальных потребностей, лежащих в основе как познавательного, так и общего психического развития детей дошкольного возраста. Потребность в новых впечатлениях преобразуется в познавательную потребность и в конечном итоге выступает как база для развития других потребностей ребёнка. Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Самые ценные и прочные знания добываются самостоятельно. Чтобы воспитанники заинтересовались изучением родного края, организовали экскурсию в областной краеведческий музей . Современная психология интенсивно изучает механизмы функционирования исследовательского поведения и развитие исследовательских способностей ребёнка, а педагогика разрабатывает теорию и методику исследовательского обучения. Я ознакомилась с особенностями исследовательского обучения в детском саду по методике А.И.Савенкова. Он детское исследование представляет как метод обучения старших дошкольников. Предлагаемая методика позволяет включить ребёнка в собственный исследовательский поиск на любых предметных занятиях. Она рассчитана не только на то, чтобы обучать детей простым вариантам наблюдения и экспериментирования, но и включает в себя полный цикл исследовательской деятельности – от определения проблемы до представления и защиты полученных результатов. Своих воспитанников я ознакомила с наиболее рациональным вариантом поиска информации. Алгоритм работы таков: выбираем тему, объясняю исследователям: их задача- получить как можно больше новых сведений о том, что является предметом их исследования, и подготовить о нём сообщение- небольшой доклад. Исследовательская деятельность зарождается уже в раннем детстве, поначалу представляя просто как будто бесцельное экспериментирование с вещами, игрушками. Так малыш, проводя простую манипуляцию с предметами и наблюдая, познаёт окружающий мир, развивает интеллект. По мнению академика Н.Н.Поддьякова, в деятельности экспериментирования ребёнок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью полного их познания и освоения. Основная задача родителей и воспитателей- поддержать и развить в ребёнке интерес к исследованиям, открытиям, создать для этого условия. Одним из условий для стимулированияисследовательской деятельности воспитанников является создание развивающей образовательной среды. В группе создан развивающий центр «Исследовательская лаборатория», центр художественного творчества, центр краеведения. С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. В дошкольном возрасте познавательная активность очень высокая: каждый ответ на вопрос рождает новые вопросы. Процесс познания ребёнком обусловлен его познавательными интересами, потребностями, способностями. Структура познавательной деятельности: Познавательная деятельность направлена на получение, переработку, создание новой информации, предполагает осознанное её применение. Познавательное развитие /по ФГОС ДО/ предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания…… Познавательные занятия Совместная познавательная деятельность Самостоятельная познавательная деятельность Использовать познавательно-игровую проблемную ситуацию. Обыгрывать дидактические игры, головоломки, ребусы, загадки, конструкторы, логические задачи на разбиение по свойствам (блоки Дьёнеша), классифицировать по признакам (цветные палочки Кюизенера) Модель- совместный результат познавательной деятельности. Дети помогают разобраться игровому персонажу что и когда делать, предлагают свои варианты условного изображения, анализируют структуру модели: круг, полоса, ширма, спираль. Обсуждают, выбирают оптимальный вариант. Важно создать условия по проблеме исследования: чтение литературы, рассматривание картин, наблюдения, слушание музыки. Дети выбирают модель, материал и конструируют каждый своё. Основные формы- дидактические и сюжетно-дидактические игры. Воспитатель подключается к игре, направляет ход изнутри, как равный партнёр. Знания, полученные на занятиях, отражаются в играх. Обучающие игры не только формируют представления по разделам программы, но и определённую структуру мышления. Обучающая игра - это форма обучения. Она выполняет развивающую функцию обучения, формируя познавательные процессы. В таких играх зарождаются личностные качества: самостоятельность и коллективизм, инициативность и трудолюбие, уверенность и любознательность. А дидактическая игра используется для закрепления. Осваивают умение действовать в группе сверстников. Совершенствуют способности, приобретённые на занятиях и в совместной с воспитателем деятельности. Функция воспитателя- создать разнообразную игровую среду, обеспечивающую познавательную активность, соответствующую интересам воспитанников. Не навязывать обязательной деятельности. Основные варианты СПД старших дошкольников: дидактические и сюжетно-ролевые игры. Перед нами проблема: КАК ПОВЫСИТЬ УРОВЕНЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ? Решить проблемы можно, используя в работе с детьми активные методы обучения, одним из которых является внедрение проектной деятельности. Проектный метод как вариант интеграции трёх блоков образовательного процесса / занятий, совместной и самостоятельной деятельности/ широко используем для обеспечения познавательной активности воспитанников старшего дошкольного возраста. В период с 2012 - 2014 года в старшей - подготовительной группе были осуществлены долгосрочные проекты исследовательского характера: 1. Наблюдение за ростом кабачка. 2. От песчинки до ракушки. 3 Огород на подоконнике. Провожу исследовательские игры с природным материалом, накоплен дидактический материал. Достигнуть результативностиразвития детской исследовательской деятельности мне помогает применение метода проектов, который я использую в своей педагогической работе. Я вижу результат своей работы в конечном итоговом продукте проектов, когда ожидаемые результаты соответствуют полученным, а воспитанники и взрослые чувствуют себя комфортно. Воспитанники применяют полученные исследовательские умения в различных ситуациях при обследовании предмета. И мне вновь хочется дарить своим воспитанникам радость творчества.
08.02.2015 20:52


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!