СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Прием словесного рисования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Словесное рисование (устное и письменное) — это описание образов или картин, возникших в сознании читателя при чтении литературного произведения. Словесная картина иначе называет­ся словесной иллюстрацией.

Этот прием направлен, прежде всего, на развитие способности к конкретизации словесных образов (воображения). Кроме того, развивается речь ребенка и его логическое мышление. При словесном рисовании читатель должен, опираясь на словесные образы, созданные писате­лем, детализировать свое собственное видение в зрительной картине, которую он и воспроизводит, описывает устно или письменно.

При этом появляются две опасности: можно сбиться на прямой пере­сказ авторского текста, а при слишком активном непроизволь­ном воображении «забыть» об авторской картине и начать описы­вать свою собственную.

Это прием требует выполнения ряда операций: прочитать, представить, конкретизировать, по­добрать точные слова и выражения для описания, логически вы­строить свое высказывание. Кроме того, прием предполагает опи­сание в статичной картине сложных отношений героев.

Этот прием направляет внимание детей на текст: они перечи­тывают отдельные его фрагменты, так как только смысловые и изобразительные стилистические детали помогут им прояснить словесные образы, уточнить их, представить то, что описывает автор, в подробностях. Ученик постепенно «входит» в мир про­изведения и начинает видеть его глазами автора или одного из персонажей (в зависимости от того, с чьей точки зрения воссоз­дается картина), т.е. присоединяется к действию, а значит, он сможет дополнить авторскую картину своими собственными де­талями. Тогда результатом работы, в основе которой — анализ текста, станет не пересказ и не оторванное от авторского замыс­ла описание, а творческая картина, адекватная авторскому за­мыслу, но более подробная и обязательно эмоционально-оце­ночная.

Обучение приему протекает в несколько этапов.

1. Рассматривание графических иллюстраций. Сначала учитель организует наблюдение за тем, как иллюстратор передает автор­ский замысел, что помогает художнику создать настроение, вы­разить свое отношение к героям. В процессе этой работы дети зна­комятся с понятием «композиция картины», со значением цве­тов, колорита, линии. Эта работа может проводиться и на уроках изобразительного искусства, и на уроках внеклассного чтения.

2. Выбор из нескольких вариантов иллюстраций наиболее под­ходящей к рассматриваемому эпизоду произведения с мотивацией своего решения.

3. Коллективное иллюстрирование с помощью готовых фигурок заключается в расстановке персонажей (композиция картины), выбор их поз, выражений лиц.

4. Самостоятельное иллюстрирование понравившегося эпизода и устное описание того, что сам нарисовал. Этот прием можно ус­ложнить, предложив детям описать иллюстрации, выполненные их одноклассниками.

5. Анализ иллюстраций, выполненных с явным отклонением от текста произведения. Детям предлагаются иллюстрации, в кото­рых нарушена расстановка персонажей или других образов произ­ведения, отсутствуют некоторые авторские детали или они заме­нены другими, нарушен колорит, искажены позы и выражения лиц персонажей и т. п. После рассматривания дети сравнивают свое восприятие текста с восприятием иллюстрации.

6. Коллективное устное рисование иллюстраций — жанровых сценок. На этом этапе дети выбирают цветовую гамму иллюстра­ции.

7. Самостоятельное графическое рисование пейзажа и его устное описание или описание пейзажа, выполненного художником.

8. Словесное устное рисование пейзажа по деталям текста.

9. Коллективное устное подробное описание героя в конкретном эпизоде (каким видишь героя: что происходит или произошло, настроение героя, его чувства, поза, волосы, выражение лица (глаза, губы), одежда, если это важно, и т.п.) Учитель вопроса­ми помогает детям создать описание.

10. Коллективное и самостоятельное словесное устное рисова­ние героя сначала в одной определенной ситуации, а позднее — в разных.

11. Самостоятельное словесное устное иллюстрирование и сопо­ставление созданной устной иллюстрации с графическими.

Естественно, что овладеть приемом словесного рисования мож­но лишь после того, как освоены элементарные умения анализи­ровать иллюстрации к произведению. Однако в качестве пропе­девтики уже на самых первых порах изучения литературных про­изведений целесообразно предлагать детям такие вопросы, как: «Каким ты представляешь себе героя?», «Какой ты видишь обста­новку действия?», «Что ты видишь, когда читаешь этот текст?» И т.п.

Примеры организации устного словесного рисования на уроках:

Фрагмент урока в I классе по сказке «Каша из топора»

Этап перечитывания текста и его анализа

— Прочитаем сказку до конца и понаблюдаем за тем, как дей­ствовал солдат. Составим план его действий.

Дети перечитывают сказку по частям, нумеруя карандашом события. Затем обсуждаются результаты работы, открываются за­ранее записанные на доске действия солдата: приметил топор; предложил сварить кашу из топора; попросил принести котел; то­пор вымыл, опустил в котел, налил воды и поставил на огонь; поме­шивал и попробовал; посетовал, что нет соли; посолил, попробовал, посетовал, что хорошо бы крупы добавить; добавил крупы, помеши­вал, попробовал, похвалил и посетовал, что хорошо бы масла доба­вить; добавил масла; стал кашу есть. Объединяем мелкие действия в более крупные: задумал обмануть старуху; готовит топор к вар­ке и начинает его варить; помешивая и пробуя, одно за другим про­сит соли, крупы и масла; ест кашу.

Теперь понаблюдаем за тем, как вела себя старуха в каждый выделенный нами момент.

— Менялось ли ее настроение и поведение? С чем связаны эти изменения?

Предлагаем детям представить, какие иллюстрации можно сде­лать к этой сказке и описать солдата и старуху в каждый момент действия (устное словесное рисование).

Помогаем вопросами:

На каком фоне происходит действие? (Изба, обстановка в избе, печь, утварь и т.п.)

Где стоит солдат, как он стоит, куда смотрит (на старуху, в котел, в сторону и т.п.), что делает в этот момент? Какое у него настроение? О чем он думает? Какое у него при этом выражение лица?

Предлагаем описать старуху из сказки «Каша из топора» в раз­ные моменты действия. Помогаем аналогичными наводящими во­просами.

Затем обсуждаем иллюстрацию в хрестоматии (рис. 13 В.О.Аникин. «Каша из топора»).

— Можно ли определить, какой момент сказки изобразил ху­дожник В.О.Аникин? Что помогает (или, наоборот, мешает) это сделать?

Приём сопоставление литературного произведения с иллюстрациями к нему

Суть приема заключается в сопоставлении словесного образа с его интерпретаций художником в виде иллюстрации к тексту ли­тературного произведения. При такой сложной аналитической дея­тельности младшие школьники получают представление о точке зрения другого человека на описанную писателем ситуацию и ее участников. Таким образом, в сознании ребенка сталкиваются соб­ственное видение эпизода с видением художника. Это столкнове­ние является толчком для создания проблемной ситуации на уро­ке и подталкивает детей к анализу текста для прояснения соб­ственных впечатлений и представлений.

Рассматривание иллюстраций является одним из ведущих при­емов на этапе обучения чтению. Именно здесь нужно подготовить детей к общению с иллюстрацией как с художественным произ­ведением. Рассматривание картинок в книгах из самого по себе интересного занятия превращается в критическую деятельность: дети начинают соотносить иллюстрацию с авторским описанием и повествованием. На этапе изучения литературных произведений этот прием ва­жен и как самостоятельный, и как подготовительный к более слож­ным видам работы.

Назначение иллюстраций:

— вызвать интерес у зрителя к ситуации и/или персонажам;

— вызвать эмоциональный отклик у зрителя;

— привлечь внимание к важным деталям этой ситуации;

— передать точку зрения на происходящее либо автора, либо рассказчика, либо одного из персонажей — участников эпизода.

Требования к иллюстрации:

1. Иллюстрация должна отвечать эстетическому принципу, т.е. быть полноценным произведением изобразительного искусства. Далеко не все иллюстрации в хрестоматиях по литературе для начальной школы отвечают этому принципу, поэтому, пока дети не научатся отличать хорошие работы от пло­хих, не стоит останавливать их внимание на этих «шедеврах», даже если они помещены в хрестоматии. Учитель может сам подобрать репродукцию или принести книгу, в которой есть необходимый для урока изобразительный ряд, или воспользоваться современ­ными информационными технологиями и работать с произведе­ниями изобразительного искусства с помощью компьютера и муль­тимедийного проектора.

2. Иллюстрация должна обеспечить выполнение принципа целе­направленности анализа, т.е. действительно давать возможность читателю размышлять о чувствах, переживаниях героев, о конф­ликте между героями, о точке зрения героя на ситуацию.

3. Иллюстрация должна быть выполнена к эпизоду или ситуа­ции, которые вызывают яркие читательские эмоции, т.е. при под­боре иллюстрации учителю необходимо учитывать эмоциональные читательские реакции.

4. Все ученики должны иметь возможность внимательно рас­смотреть иллюстрацию, в процессе анализа картина всегда долж­на находиться перед учеником.

Алгоритм анализа иллюстрации:

1. Учитель предлагает детям рассмотреть иллюстрацию, ставя конкретный вопрос:

— Какие чувства вызвала у вас иллюстрация? Почему?

— К какому эпизоду сделана иллюстрация? Обоснуйте свое мнение.

— Кто изображен на иллюстрации? Почему вы так решили?

— Соответствует ли иллюстрация содержанию эпизода, настрое­нию, которое он вызывает? Почему вы так считаете?

— Что удалось передать художнику, а что у него не получи­лось? Почему вы так считаете?

2. Ученики рассматривают иллюстрацию и готовятся ответить на вопросы учителя.

3. Учитель выслушивает ответы, все время обращая внимание детей на отдельные детали иллюстрации с помощью наводящих вопросов.

4. Опрос переходит в беседу, в процессе которой:

а) выявляется общее впечатление, а затем уточняется, какие чувства вызывает у читателей содержание эпизода и какие чувства рождает у зрителей содержание иллюстрации; каковы эмоциональ­ная атмосфера эпизода и иллюстрации;

б) выясняется, как создается эмоциональная атмосфера в тек­сте и как она передается на картине, что помогает художнику выразить чувства и переживания;

в) сравнивается композиция картины с расстановкой персо­нажей и фоном действия в произведении, анализируются позы и выражения лиц персонажей или детали пейзажа и их роль в созда­нии эмоциональной атмосферы (Важно, чтобы дети увидели, насколько художник точен в пе­редаче настроения эпизода и героев, какие детали ему в этом по­могают и какую роль играют выбранные им изобразительные при­емы.)

г) анализируется целесообразность отклонений от авторского текста, допущенных художником: что упустил (не нарисовал) или привнес художник в картину, о чем не упоминает автор литера­турного произведения; сделано ли это в общем соответствии с авторским замыслом, его отношением к персонажам и событиям или противоречит им?

Прием сопоставления эпизода и иллюстрации направлен на активизацию внимания учеников к тексту, способ­ствует развитию читательского воображения и формированию сле­дующих умений:

- видеть изобразительно-выразительные средства языка и осо­знавать их роль в тексте;

- анализировать композицию эпизода, образы персонажей;

- видеть приемы выражения авторского отношения к героям и понимать его;

- сравнивать свою точку зрения с точкой зрения другого чита­теля (в данном случае — художника) и точкой зрения автора;

- понимать специфику языков разных видов искусства и уметь общаться с произведениями искусства.

Виды деятельности: на уроке можно анализировать обложки к книгам; сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же эпизоду; выбирать из много­численных иллюстраций те, которые выполнены одним художником; мотивировать выбор наиболее удачной, с точки зрения ребенка, иллю­страции; анализировать произведения изобразительного искусства (не иллюстрации) и решать, могут ли они использоваться для оформ­ления книги с текстом данного литературного произведения.

Список литературы:

1. Кубасова О.В. Развитие воссоздающего воображения на уроках чтения. - Начальная школа. -1991.-№1.-С.30

2. Львов М.Р. Методика развития речи.- В кн.: Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах.- М. - 2000.- С.401

3.Корепина Л.Ф. - Работа с иллюстрацией на уроках чтения. - Начальная школа. - 1990. - №2. - С.27

4. Сидоренкова В.В. Некоторые творческие приёмы чтения.- В кн. Вопросы методики чтения в начальной школе.- Сост. Горецкий В.Г., Оморокова М.И.- М.1964.- С.101

5.Мосунова Л.А. Обучение словесному рисованию на уроках литературного чтения.- Литература в школе. - 1994.- №2.- С.77

04.09.2017 06:19


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!