СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Привлечение одаренных детей к творческой деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современный учитель находится в поиске разработок таких методических систем, которые позволяют осуществить переход от принципа всеобщего образования, одинакового для всех, к образованию, соответствующему способностям и склонностям учащихся. В выборе системы работы я руководствуюсь принципами Л. М.Фридмана, В. П. Беспалько, которые отмечают возрастание потребностей практики образования в инновационных изменениях, способствующих творческому росту личности ученика. Проводимые мною наблюдения показали, что обучаемость зависит от многих личностных качеств и способностей учащихся, и в первую очередь от интеллектуальных способностей (способности анализировать, сравнивать, обобщать, синтезировать, выделять существенное, видеть учебные проблемы и решать их), а также от уровня познавательного интереса и мотивации, целеустремленности, гибкости мышления, самоорганизации, самоопределения, устойчивости в достижении цели и др. Мною выделено несколько принципов педагогической деятельности в работе с одарёнными детьми в процессе обучения физике: принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности; принцип возрастания роли внеурочной деятельности; принцип индивидуализации и дифференциации обучения; принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя; принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг. Для реализации указанных принципов при изучении физики я использую следующие идеи: ^ Идея «опоры»: роль «опор» при обучении физике могут играть обобщённые планы ответов о физическом понятии, законе, явлении, теории и др., таблицы, систематизирующие формулы, мнемонические правила, программированные задания, демонстрационные опыты, алгоритмы решения задач, планы изучения раздела и др. Важно акцентировать внимание школьников на этих «опорах», показать их роль. Впоследствии дети не только используют готовые «опоры», но и стремятся к созданию своих «опор», позволяющих усваивать материал на более глубоком уровне. ^ Идея «от частного к общему»: практически на каждом учебном занятии по физике можно через единичное подводить учащихся к осознанию всеобщего, например: через процесс изучения отдельного физического явления - к пониманию познаваемости мира; через показ становления конкретных физических понятий, законов, теорий - к методологическим знаниям общенаучного содержания; через биографию учёного — к раскрытию специфики работы физиков прошлого и настоящего; через решение конкретной задачи - к умению анализировать и решать не только разнообразные учебные, но и жизненные проблемы. ^ Идея использования диаметральных объектов: физика обладает богатым материалом для иллюстраций и разъяснения принципа единства и борьбы противоположностей. ^ Идея перспективы: её сущность заключается в систематической подготовке учащихся к восприятию наиболее трудных тем путём включения некоторых вопросов из них в текущий материал. Такой приём позволяет переключать внимание учащихся и стимулирует умственную деятельность. Идея погружения: реализовывается несколькими способами: проведение декад или недель физики, экскурсии, встречи с людьми различных профессий, тем или иным образом связанных с физикой. Идея интеграции учебных занятий: интеграция с предметами гуманитарного, математического, информационного цикла позволяет детям в полной мере раскрыть свои способности. Опыт работы показывает, что большие возможности для развития одарённых детей, их мышления и творческих способностей даёт специально организованная в школе внеклассная работа. Внеклассную работу по физике с активным привлечением к ней родителей я провожу через совет физического кабинета (СФК). В СФК входят представители родительской общественности (по 2 человека от класса), учителя предметники, учащиеся школы. Мною осуществляется педагогическое руководство Советом Физического Кабинета. Основа СФК сохраняется из года в год, состав меняется. Работа в СФК ведётся по секциям. В секции лекторов учащиеся изучают жизнь и труды выдающихся людей науки, знакомятся с достижениями физики, астрономии и техники, а потом на основе этого материала готовят выступления-лекции. Секция профориентационной работы организует экскурсии на предприятия, её члены пишут рефераты о профессиях, знакомятся с деятельностью людей передовиков, изобретателей. Занимающиеся в секции технического творчества собирают физические установки, проводят физические опыты, ремонтируют оборудование кабинета. Мною разработана программа технического кружка «Экспериментальная физика». Программа направлена на развитие способностей учащихся в области технического творчества на базе теоретических знаний. Целесообразность данной программы состоит в приобретении учащимися практических навыков в исследовательской и изобретательской деятельности. Родители участвуют в организации физических вечеров и конференций, поездок на конкурсы исследовательских работ различных уровней. Результатом моей работы стали следующие показатели: эффективное использование инновационных технологий позволяет мне добиваться позитивной динамики достижений обучающихся как в учебной, так и во внеурочной деятельности. В этом году мои учащиеся приняли активное участие в школьной ( 1 место), районной(2 место),областной (3 место) научно- практической конференциях.
Категория: Физика
04.02.2015 20:48


Рекомендуем курсы ПК и ПП