СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблемная технология обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблемное обучение – обучение, при котором учитель, опираясь на знание закономерностей развития мышления, специальными педагогическими средствами ведет работу по формированию мыслительных способностей и познавательных потребностей учеников в процессе обучения [18]. Деятельностный подход учащихся становится важной частью обучения. Реализовать данный подход невозможно без использования технологии проблемного обучения.

Согласно определению из педагогического терминологического словаря, педагогическая технология – это «совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели» [19].

Технология проблемного обучения направлена на реализацию нескольких задач обучения. Первая задача – сформировать систему знаний, умений и навыков, необходимых для обучения. Вторая задача – сформировать у учащихся способность к самообразованию. Эти задачи с помощью технологии проблемного обучения реализуются с большим успехом, поскольку в технологии делается акцент на активную поисковую деятельность учащихся в ходе решения проблемных ситуаций. Технология способствует формированию особому стилю умственной деятельности, исследовательскую активность. Процесс учения должен моделировать процесс продуктивного мышления, центральным звеном которого является возможность открытия, возможность творчества.

В технологии проблемного обучения применяют следующие основные понятия [20]:

    1. Проблемная ситуация – содержащие противоречие и не имеющее однозначного решения соотношение обстоятельств и условий, в которых разворачивается деятельность личности или группы.

Характерные черты проблемной ситуации:

    1. наличие противоречия между имеющимися знаниями и условиями задачи;
    2. переживание интеллектуального затруднения;
    3. потребность в поиске нового способа решения;
    4. мотивация к исследовательской или учебной деятельности.
    1. Проблема – невозможность разрешить трудности и противоречия, возникшие в данной ситуации, средствами наличного знания и опыта.

Характерные черты проблемы:

    1. чёткое формулирование вопроса или задачи;
    2. осознание недостаточности имеющихся знаний для решения;
    3. направленность на поиск ответа, нового знания или нового способа действия.
    1. Гипотеза – возможная, но еще не доказанная истина; идея, с помощью которой мы интерпретируем факты.

Характерные черты гипотезы:

  1. устранение противоречия. Гипотеза показывает, с помощью чего и как можно изменить существующее противоречие.
  2. направление поиска. С помощью гипотезы обозначается основное направление поиска ответа на проблему.
  3. стимуляция познавательной активности. Выдвижение гипотез вызывает интерес, побуждает к поиску новых знаний и способов деятельности

Краткая схема связи:

1. Проблемная ситуация – чувство затруднения из-за недостаточности знаний.

2. Проблема – осознанная и сформулированная задача, требующая решения.

3. Гипотеза – обоснованное предположение о способе решения проблемы или объяснении явления.

Сергей Леонидович Рубинштейн – советский психолог и философ, член-корреспондент Академии наук СССР – считает, что проблемная ситуация – это ситуация, в которой субъект сталкивается с трудностью, противоречием или неопределённостью, требующей разрешения. Возникает в момент, когда доступные знания или способы действий оказываются недостаточными для понимания или преодоления затруднения [21]. Наличие проблемной ситуации побуждает человека к поиску новых знаний или способов действий.

По словарю Сергея Ивановича Ожегова «проблема – это сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования.» [22]

Иными словамиэто осознанная форма проблемной ситуации, выраженная в чётко сформулированном вопросе или задаче, требующей решения. Иными словами, проблема возникает тогда, когда субъект не просто испытывает затруднение, но осознаёт его суть и может сформулировать, что именно нужно узнать, выяснить или решить. Применение технологии проблемного обучения на уроках в начальных классах эффективно и интересно для обучающихся.

Мельникова Е.Л. [23] – современный педагог, который занимается изучением проблемного обучения. Ученый говорит «проблемный диалог – главное дело моей жизни. В живом контакте с учительством наращивались крупные блоки технологии и оттачивались мелкие ее детали» [24]. Елена Леонидовна подробно рассматривает методы и приемы, с помощью которых реализуется проблемно-диалогическая технология обучения. В проблемно- диалогической технологии уделяется особое внимание проблемной ситуации и ее созданию. Проблемная ситуация на уроке является средством, которое позволяет побудить у учащихся интерес к изучаемой теме и способствует формированию мышления, развитию речи. Ведь такие ситуации предполагают обдумывание и высказывание своих предположений. Данный вид деятельности подходит для любого школьного предмета.

К возникновению проблемной ситуации подталкивает возникшее противоречие. Противоречие может быть связано либо с возникшим затруднением или с удивлением. Проблемные ситуации бывают двух типов: возникшие с удивлением и возникшие с затруднением. Проблемные ситуации, возникшие с затруднением, появляются тогда, когда нужно выполнить задание, но это невозможно осуществить. Для создания проблемной ситуации, вызывающей затруднение, учитель может использовать приём, когда даётся задание ученикам либо вообще невыполнимое, либо такое, которое не знакомо ученикам и не имеет сходства с ранее решенными заданиями.

Познавательная деятельность в проблемно-диалогической технологии выстроена в следующую цепочку: проблемная ситуация → проблема → поиск способов ее решения → решение проблемы. Данная последовательность деятельности отражается в технологии проблемного обучения, имеющей определенную структуру:

  1. Постановка проблемной ситуации.
  2. Постановка учебной проблемы.
  3. Поиск решения проблемы. Формулирование гипотезы.
  4. Проверка гипотез.
  5. Выражение решения.
  6. Систематизация и обобщение полученных знаний.
  7. Воспроизведение нового материала. Проведение контрольных и проверочных работ с включение заданий проблемного характера.

Первый этап – постановка проблемной ситуации. Технология проблемного обучения предусматривает включение проблемных ситуаций на всех этапах урока. Проблемная ситуация может способствовать изучению нового материала, находиться в домашнем задании, входить в опрос и так далее. В зависимости от места нахождения, проблемная ситуация имеет разные названия; проблемный контроль, проблемный опрос. Проблемная ситуация может содержаться в учебном материале или ее может создать учитель. Появление проблемной ситуации вызывает у учащихся противоречия между ранее полученными знаниями. Проблемная ситуация создается в ходе противоречий, которые возникают с помощью побуждающих вопросов.

30.05.2025 16:33


Рекомендуем курсы ПК и ПП