СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа рабочая "Экология и творчество"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа «Экология и творчество» имеет естественно-научное направление.

Программа «Экология и творчество» модифицированная, созданная на основе программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ М., Просвещение, 1977г. Программа состоит из разнообразных тем.

Предметом изучения ее является расширенный комплекс естественно-научных дисциплин (зоология, ботаника, анатомия и гигиена человека, экология). В программе заложены занятия на развитие основных познавательных процессов у ребенка ( памяти, внимания, воображения) которые необходимы для занятий научно-исследовательской о проектной деятельности

Главная отличительная особенность настоящей дополнительной общеобразовательной программы заключается в том, что бы раскрыть способности к научно-исследовательской деятельности. Кроме того, часть вопросов, освещенных в программе, имеют краеведческую направленность, что особенно ценно, т. к. рассматриваются проблемы экологии Северной Осетии. Программа « Экология и творчество» в образовательном учреждении позволяет реализовать социальное направление через участие детей в социальных проектах таких как « Поможем животным вместе», « Сохраним птиц», природоохранных акциях и выставках прикладного творчества на природоохранную тематику по номинациям : ИЗО, аппликация, флористика, лепка, моделирование, макетирование).

По всем направлениям работы преимущество в программе отдается поиску индивидуального способа усвоения учебного материала, становлению таких качеств личности, как адаптивность, последовательность, самостоятельность в достижении цели. Отличие настоящей программы заключается в том, что она дает много практических навыков поведения в природе, т. е. помогает стать ребенку самостоятельным.

Данная программа концентрическая. Каждая тема в начале года представлена просто и неоднократно повторяется на новом материале; в конце года дети уже имеют некую систему представлений, на основе которых строятся обобщения.

Также обращение ко многим темам имеет циклический характер, т. е. к ним идет возвращение и на последующих ступенях обучения, но в более усложненной форме.

В программе «Экология и творчество» основная задача ознакомления ребенка с природой, подготовкой к самостоятельному, адекватному для себя и окружающей действительности, взаимодействию с ней. Такой подход к обучению обеспечивает взаимосвязь между занятиями и реальной жизнью, дает возможность детям опробовать себя в практической деятельности.

В программе большое внимание уделяется практическим занятиям, а также самостоятельным заданиям. Посредством их у обучающихся формируются навыки исследовательского поведения в природе.

Исходные научные идеи: уровневое обучение предоставляет шанс каждому ребенку организовать свое обучение таким образом, чтобы максимально использовать свои возможности, прежде всего, учебные; уровневая дифференциация позволяет акцентировать внимание педагога на работе с различными категориями детей. Поэтому программа предусматривает два уровня освоения: стартовый, базовый.

Стартовый уровень (1год обучения) предполагает обеспечение обучающихся общедоступными и универсальными формами организации учебного материала, минимальную сложность предлагаемых заданий, направленных на формирование начальных знаний по экологии, моделирования в приобретение элементарных умений и навыков проектирования, моделирования.

Базовый уровень (2год обучения) предполагает овладение устойчивыми умениями и знаниями природы,навыками самостоятельного проектирования и моделирования; формирование умения самостоятельно применять полученные знания и комбинировать их при выполнении творческих проектов; формирование устойчивой мотивации к занятиям творчеством

. Кроме того, отличительными особенностями данной программы является то, что она разработана на основе многолетнего опыта и, не только отвечает интересам детей, их потребностям и желаниям, но и учитывает возрастные психологические особенности детей.

М

2 Цели и задачи программы

Цель программы: Основная цель программы - формирование интереса к научно-исследовательской деятельности и обеспечение каждому ребенку требуемого уровня образования.

Создание условий для формирования у детей познавательного, интеллектуального,практико-деятельностного отношения к окружающей

  • среде и своему здоровью. Развитие эстетически творческой личности. Способствование профессиональному росту в будущем.
  • Программа раскрывает перед ребенком многогранные возможности ДПИ;
  • приобщает к большому и разнообразному миру природы;
  • удовлетворяет потребности детей в общении со своими сверстниками, а также в желании реализовать свои лидерские и организаторские качества;
  • позволяет организовать досуг учащихся в системе интересно и с пользой для себя и окружающих.

Задачи программы:

1.Обучающие:

    1. расширить, углубить знания детей о природе Северной Осетии и других мест,о многообразии флоры и фауны;
    2. формировать систему практических умений и навыков в природе;
    3. овладеть техникой проектирования и навыками публичной презентации.
    4. познакомить с техниками прикладного творчества: флористикой, видами аппликаций, моделированием, ИЗО, лепкой, бумагопластикой, макетированием.
  1. обучение приемам работы с различными материалами;
  2. обучение детей владеть различными инструментами
  3. и приспособлениями;
  4. обучение приемам самостоятельной разработки поделок;
  5. обучение правилам оформления выставочных работ;
  6. знакомство детей с историей изучаемых видов рукоделия.

2. Воспитательные:

  1. формировать навыки здорового образа жизни;
  2. создавать условия для воспитания гуманного и бережного отношения к природе родного края.
  3. способствовать формированию УУД
    1. осознание школьником ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности в пределах своих возможностей;
    2. воспитание аккуратности усидчивости, трудолюбия, целеустремленности, терпения, положительного отношение к труду, доброго отношения к товарищам, бережливости.

3. Развивающие:

  1. способствовать формированию эмоционально-эстетического и когнитивного отношения к природе;
  2. стимулировать познавательную активность обучающихся.
  3. развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей;
  4. развитие у детей памяти, внимания, мышления, эстетического вкуса, мелкой моторики рук, глазомера.
  5. развитие у учащихся чувство красоты и целесообразности в отношениях человека и природы.

1.3 Принципы программы:

  1. Личностно - ориентированный подход и создание ситуации успеха при выполнении детьми любой из вставших задач, т. е. опора на самодеятельность и инициативу.
  2. Доступность детям содержания и способов деятельности.
  3. Постепенное познавательное продвижение детей: от сенсорных впечатлений к полноценным представлениям, а затем к обобщению представлений.
  4. Многообразное предъявление ребенку одного и того же природного объекта, но с обязательным элементом новизны либо в содержании материала, либо в способах решения познавательных задач, либо в формах детской деятельности («погружение» в объект).
  5. Демократичность отношений педагога с детьми: обучение в диалоге, сотрудничестве.
  6. Научность, который предполагает достаточный уровень достоверной учебной информации о природе.
  7. Принцип гуманизации, выражающий идею формирование человека с установкой на сохранение жизни на Земле.
  8. Прогностичность, т. е. формирование у детей способности прогнозировать возможные пути развития живых организмов и планеты Земля в целом.
  9. Проведение диагностики и отслеживания результатов на протяжении всего периода обучения.
  10. Поддержание самостоятельности и инициативности детей, создание атмосферы «сообщества обучающихся».
  11. Принцип систематизации и последовательности.

Основными формами систематизации знаний о природе у детей младшего школьного возраста, являются:

  1. Обобщение и разделение растений и животных на группы по основным признакам внешнего вида и характеру взаимодействия со средой (жизненные формы растений, птицы, насекомые, звери и т. д.)
  2. Формирование системы знаний о совокупностях растений и животных, занимающих определенную территорию с характерными условиями (лес, водоем, огород.)
  3. Формирование системы знаний о временах года и сезонных изменениях природы.
  4. Формирование системы знаний о здоровье человека и развитие практических умений по гигиеническому уходу.

Следовательно, в программу отобраны те системы знаний о природе, которые при последующем обучении не будут «отбрасываться» или заменяться новыми, а получат дальнейшее углубление и развитие.

Кроме перечисленных принципов в организации дополнительного образования по биологическим дисциплинам есть специфический принцип «природосообразности», суть которого состоит в том, что развитие личности ребенка идет от самой природы и через природу (природа в жизненном пространстве детей).

1.4 Условия реализации программы.

Дополнительная образовательная программа «Экология и творчество» была разработана с учетом возрастных особенностей школьников младшего школьного возраста.

Дети младшего школьного возраста уже способны осознавать многие взаимосвязи в природе, выделять основные понятия, вычленять признаки явлений, делать хоть и очень простые выводы. Но зачастую у детей данного возраста знания формируются стихийно (телевизор, Интернет). Полноценные же понятия могут сформироваться лишь в процессе организованного образования.

Дети младшего школьного возраста воспринимают природу очень эмоционально. Таким образом, чтобы занятия были им интересны, они должны строиться в виде игр, ярких приключений и т. д.

Еще одним качеством детей данного возраста является анимизм, когда неодушевленные объекты природы наделяются ими душой, сознанием. Отсюда особые условия для восприятия природы как живых организмов, перевоплощения.

У детей младшего школьного возраста преобладает наглядно-образное, наглядно-действенное, наглядно-чувственное восприятие окружающего мира. Ребенок — первоклассник мыслит, прежде всего, образами, и лишь к 9-10 годам переходит к общим понятиям в связи с развитием левополушарного типа деятельности.

С точки зрения физического развития у детей младшего школьного возраста уже богатый потенциал двигательных возможностей, что значительно расширяет границы использования разных видов деятельности.

В программе автором предлагается формировать основы экологической безопасности, умение прогнозировать последствия своих поступков по отношению к природе.

Программа «Экология и творчество» рассчитана на 2 года обучения. Программа ориентирована на детей младшего школьного возраста (7-12 лет). Есть и новые методы, применяющиеся на занятиях: занятие — конференция, деловая игра, занятия по типу брейн-ринг, занятия - лекции, занятия-творческие, межпредметные интегрированные занятия, занятие - следствие. Экскурсионная деятельность также широко представлена: посещение краеведческого музея Северной Осетии, занятия в природе по изучению флоры и фауны Пригородного района и его окрестностей и т. д. Набор в группы добровольный.

С учетом физиологических и психологических особенностей детей разного возраста для достижения более высоких результатов обучения целесообразно создавать одновозрастные группы.

19.05.2022 17:54


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!