СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Программа «Экология и творчество» имеет естественно-научное направление.
Программа «Экология и творчество» модифицированная, созданная на основе программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ М., Просвещение, 1977г. Программа состоит из разнообразных тем.
Предметом изучения ее является расширенный комплекс естественно-научных дисциплин (зоология, ботаника, анатомия и гигиена человека, экология). В программе заложены занятия на развитие основных познавательных процессов у ребенка ( памяти, внимания, воображения) которые необходимы для занятий научно-исследовательской о проектной деятельности
Главная отличительная особенность настоящей дополнительной общеобразовательной программы заключается в том, что бы раскрыть способности к научно-исследовательской деятельности. Кроме того, часть вопросов, освещенных в программе, имеют краеведческую направленность, что особенно ценно, т. к. рассматриваются проблемы экологии Северной Осетии. Программа « Экология и творчество» в образовательном учреждении позволяет реализовать социальное направление через участие детей в социальных проектах таких как « Поможем животным вместе», « Сохраним птиц», природоохранных акциях и выставках прикладного творчества на природоохранную тематику по номинациям : ИЗО, аппликация, флористика, лепка, моделирование, макетирование).
По всем направлениям работы преимущество в программе отдается поиску индивидуального способа усвоения учебного материала, становлению таких качеств личности, как адаптивность, последовательность, самостоятельность в достижении цели. Отличие настоящей программы заключается в том, что она дает много практических навыков поведения в природе, т. е. помогает стать ребенку самостоятельным.
Данная программа концентрическая. Каждая тема в начале года представлена просто и неоднократно повторяется на новом материале; в конце года дети уже имеют некую систему представлений, на основе которых строятся обобщения.
Также обращение ко многим темам имеет циклический характер, т. е. к ним идет возвращение и на последующих ступенях обучения, но в более усложненной форме.
В программе «Экология и творчество» основная задача ознакомления ребенка с природой, подготовкой к самостоятельному, адекватному для себя и окружающей действительности, взаимодействию с ней. Такой подход к обучению обеспечивает взаимосвязь между занятиями и реальной жизнью, дает возможность детям опробовать себя в практической деятельности.
В программе большое внимание уделяется практическим занятиям, а также самостоятельным заданиям. Посредством их у обучающихся формируются навыки исследовательского поведения в природе.
Исходные научные идеи: уровневое обучение предоставляет шанс каждому ребенку организовать свое обучение таким образом, чтобы максимально использовать свои возможности, прежде всего, учебные; уровневая дифференциация позволяет акцентировать внимание педагога на работе с различными категориями детей. Поэтому программа предусматривает два уровня освоения: стартовый, базовый.
Стартовый уровень (1год обучения) предполагает обеспечение обучающихся общедоступными и универсальными формами организации учебного материала, минимальную сложность предлагаемых заданий, направленных на формирование начальных знаний по экологии, моделирования в приобретение элементарных умений и навыков проектирования, моделирования.
Базовый уровень (2год обучения) предполагает овладение устойчивыми умениями и знаниями природы,навыками самостоятельного проектирования и моделирования; формирование умения самостоятельно применять полученные знания и комбинировать их при выполнении творческих проектов; формирование устойчивой мотивации к занятиям творчеством
. Кроме того, отличительными особенностями данной программы является то, что она разработана на основе многолетнего опыта и, не только отвечает интересам детей, их потребностям и желаниям, но и учитывает возрастные психологические особенности детей.
М
2 Цели и задачи программы
Цель программы: Основная цель программы - формирование интереса к научно-исследовательской деятельности и обеспечение каждому ребенку требуемого уровня образования.
Создание условий для формирования у детей познавательного, интеллектуального,практико-деятельностного отношения к окружающей
Задачи программы:
1.Обучающие:
2. Воспитательные:
3. Развивающие:
1.3 Принципы программы:
Основными формами систематизации знаний о природе у детей младшего школьного возраста, являются:
Следовательно, в программу отобраны те системы знаний о природе, которые при последующем обучении не будут «отбрасываться» или заменяться новыми, а получат дальнейшее углубление и развитие.
Кроме перечисленных принципов в организации дополнительного образования по биологическим дисциплинам есть специфический принцип «природосообразности», суть которого состоит в том, что развитие личности ребенка идет от самой природы и через природу (природа в жизненном пространстве детей).
1.4 Условия реализации программы.
Дополнительная образовательная программа «Экология и творчество» была разработана с учетом возрастных особенностей школьников младшего школьного возраста.
Дети младшего школьного возраста уже способны осознавать многие взаимосвязи в природе, выделять основные понятия, вычленять признаки явлений, делать хоть и очень простые выводы. Но зачастую у детей данного возраста знания формируются стихийно (телевизор, Интернет). Полноценные же понятия могут сформироваться лишь в процессе организованного образования.
Дети младшего школьного возраста воспринимают природу очень эмоционально. Таким образом, чтобы занятия были им интересны, они должны строиться в виде игр, ярких приключений и т. д.
Еще одним качеством детей данного возраста является анимизм, когда неодушевленные объекты природы наделяются ими душой, сознанием. Отсюда особые условия для восприятия природы как живых организмов, перевоплощения.
У детей младшего школьного возраста преобладает наглядно-образное, наглядно-действенное, наглядно-чувственное восприятие окружающего мира. Ребенок — первоклассник мыслит, прежде всего, образами, и лишь к 9-10 годам переходит к общим понятиям в связи с развитием левополушарного типа деятельности.
С точки зрения физического развития у детей младшего школьного возраста уже богатый потенциал двигательных возможностей, что значительно расширяет границы использования разных видов деятельности.
В программе автором предлагается формировать основы экологической безопасности, умение прогнозировать последствия своих поступков по отношению к природе.
Программа «Экология и творчество» рассчитана на 2 года обучения. Программа ориентирована на детей младшего школьного возраста (7-12 лет). Есть и новые методы, применяющиеся на занятиях: занятие — конференция, деловая игра, занятия по типу брейн-ринг, занятия - лекции, занятия-творческие, межпредметные интегрированные занятия, занятие - следствие. Экскурсионная деятельность также широко представлена: посещение краеведческого музея Северной Осетии, занятия в природе по изучению флоры и фауны Пригородного района и его окрестностей и т. д. Набор в группы добровольный.
С учетом физиологических и психологических особенностей детей разного возраста для достижения более высоких результатов обучения целесообразно создавать одновозрастные группы.
© 2022, Хубецова Диана Тариеловна 277