СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 03.07.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Свои уроки физики я стараюсь превратить в непрекращающийся трудовой процесс для школьника - даю как можно меньше готовых заключений, формулировок; всячески поощряю собственные мысли ребят, их выводы, пусть даже в какой-то мере ошибочные. Мои ученики знают, что не совсем верный ответ, в котором есть элементы их собственного творчества, всегда заслужит более высокую оценку, чем идеально пересказанный текст учебника.
Практика работы в классах VII вида также убедила меня в том, что в первую очередь необходимо развивать у детей образное мышление, использовать образные представления и предлагать выполнять те виды умственной деятельности, которые им наиболее близки и понятны. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» - так говорит народная мудрость.
Например, при изучении темы «Работа» в 7 классе иллюстрация к басне Крылова «Лебедь, рак и щука» образно приводит учащихся к выводу: работа А = 0 в данном случае. Так же ребятам нравятся качественные задачи, сопровождающиеся рисунком или образом.
Физический эксперимент в виде демонстрационных опытов является неотъемлемой частью моих уроков. Только удачное сочетание теоретического материала и эксперимента дает наилучший педагогический результат. А чтобы учащиеся активно участвовали в деятельности на уроке, я часто вовлекаю их в подготовку и проведение эксперимента (демонстрационного или лабораторного).
Еще один из способов сделать урок по физике более интересным для «слабых» ребят - это применение творческих игр, основанных на внесении элементов воображаемой ситуации, которые могу использовать для повторения и обобщения изучаемого материала, а так же игры-соревнования, игры с раздаточным материалом: физическое лото, домино, физический морской бой, футбол, ребусы, кроссворды и т. д. Игровая деятельность пробуждает познавательные интересы у учащихся. В ходе игры ребята имеют возможность сразу получить эмоциональное поощрение своих товарищей и учителя. Это побуждает их к целенаправленному, сосредоточенному действию.
На первом этапе изучения физики на уроках при изучении некоторых тем часто использую детские игрушки в качестве наглядных пособий. Например: неваляшку - при изучении центра тяжести; инерционные машины - при изучении движения и инерции и т. п.
Так же особенный интерес вызывают у учащихся нестандартные уроки: «урок-аукцион», «урок-телепередача», «физика на заводе, на стройке, в ванной комнате, на кухне». Во время таких уроков дети имеют возможность реализовать свои творческие возможности, увидеть физику с необычной стороны в нашей повседневной жизни.
Развитию мышления слабых учащихся способствует так же применение на уроках «эксперимента-фокуса». Например, в 7 классе: демонстрация невесомости; сдавливание жестяной банки атмосферным давлением; попадание вареного яйца в бутылку; гидростатический парадокс. В 8 классе: кипячение воды в бумажной «кастрюле»; замерзание воды при комнатной температуре; незагорание бумаги в пламени. В 9 классе: движение тела вверх по наклонной плоскости, обрывание по желанию верхней или нижней нити у подвешенного груза.
И, наконец, особенное внимание я уделяю развитию практических навыков учащихся, что им особенно близко и понятно. Кроме обязательных лабораторных работ большинство детей с интересом выполняют домашние экспериментальные задания: определяют плотность картофеля, песка, шоколада, мыла; конструируют источники тока из лимона, апельсина, соленого помидора; вычисляют мощность лампочки, работу при поднятии гантели и т. д. А так же конструируют и изготавливают вместе с родителями различные физические приборы и оборудование, которое мы затем демонстрируем на городской ежегодной выставке детского технического творчества им. Кулибина.
Таким образом, все эти формы и методы, которые я стараюсь применять на уроках физики в классах VII вида, помогают заинтересовать ребят, сделать их более активными и любознательными, заставить их быть неравнодушными к данному предмету, мыслить, развивать их память, логику, эмоциональную сферу, формировать общеучебные умения и навыки, применять полученные знания на практике.
Учащиеся постоянно ждут от учителя слова похвалы за свой труд, искренне радуются тому, что их поиски, пробы были замечены учителем. Таким образом, оценка работы таких ребят играет ведущую роль в формировании у них стремления к достижению успеха, способствует развитию личности учащегося, более эффективному усвоению учебного материала и значительно повышает качество обучения и воспитания.
В заключении хочу пожелать всем учителям физики творческого горения, вдохновения работать так, чтобы получать удовлетворение от своего труда, непрерывно совершенствовать свое мастерство, искать правильный подход к каждому ученику и воспитательному процессу, быть интересными людьми, начитанными, технически грамотными, эмоциональными, творческими. И самое главное надо верить в свой успех и своих учеников. Пусть каждый живет по девизу С.П. Королева: «Жить просто нельзя, жить надо с увлечением!»
© 2015, Киселева Инна Николаевна 823