СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разноуровневое обучение

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня мы все чаще понимаем, что учебный процесс не является процессом подготовки школьника к жизни, не является « приложением» к жизни – теория образовательного процесса должна отражать теорию жизни, только при таком условии образование станет качественным.

Мы должны понять, что особенностью современности является то, что человек, чтобы реализоваться в обществе, должен всю жизнь учиться, активно действовать и естественно воспринимать изменения.

На вопрос о том, какая школа лучше, практически в ста процентах ответов, мы слышим: та, которая дает наилучшие знания. И это не совсем правильный ответ: лучшей должна быть школа, в которой можно научить учащихся адаптировать знания к жизни, умению принимать самостоятельные решения, нести ответственность за свои поступки.

Одной из главных задач учителя является организация познавательной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новым знанием. Работать над активизацией познавательной деятельности – это, значит, формировать положительное отношение школьников к учебной деятельности, развивать их стремление к более глубокому познанию изучаемых предметов.

Формирование познавательной активности возможно при условии, что деятельность, которой занимается ученик, ему интересна. И наоборот, «воспитать у детей глубокий интерес к знаниям и потребность в самообразовании – это означает пробудить познавательную активность, и самостоятельность мысли, укрепить веру в свои силы.

Каждый человек индивидуален. Кому-то легко даются предметы гуманитарного цикла, немногие достигают успехов в изучении точных дисциплин.

Но независимо от индивидуальных способностей и возможностей учащихся, есть программа базового образования.

Разно уровневое обучение можно организовать на этапе закрепления знаний, выработке учебных навыков, контроле за учебными достижениями учащихся.

На уроках изучения учебного материала по предметам естественно – математического цикла, учитель объясняет теоретический материал всем одинаково, но воспринимают его все по- разному в соответствии со своими индивидуальными возможностями.

При доказательстве теорем, выводе формул, установлении зависимости между величинами, только примерно 30% учащихся способны адекватно это воспринять. У остальных же идет неосознанное восприятие, фрагментальное, здесь понятно, а здесь уже нет.

Увеличение умственной нагрузки на уроках заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес ученика к изучаемому материалу и его познавательную активность на протяжении всего урока. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приемов, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы развитие общей активности, самостоятельности, личной инициативы и творчества учащихся разного возраста. Замечательные слова Д. Пойа о том, что «обучение – это ремесло, использующее бесчисленное количество маленьких трюков». Эффективность процесса обучения математике в наше время определяется многими факторами, но главная роль принадлежит учителю. Его задача, прежде всего, воспитать активно мыслящую личность. От мастерства учителя, его умения управлять процессом формирования знаний учащихся, развитием их мышления во многом зависит, сможет ли ученик творчески подойти к изучаемому материалу.

Одаренным детям на этапе усвоения новых знаний предлагается, помимо учебника подготовить интересную информацию из справочной дополнительной литературы, провести сравнительные характеристики, сделать выводы.

Среди всех познавательных психических процессов ведущим является мышление, Действительно, мышление сопутствует всем другим познавательным процессам и часто определяет их характер и качество. Очевидна, например, связь между мышлением и памятью. Память тем полнее и лучше удерживает существенные свойства предметов и связь между ними, чем глубже они осмыслены в процессе изучения. Но мышление влияет и на все другие познавательные процессы.

Следовательно, активизировать познавательную деятельность учащихся - это значит, прежде всего, активизировать их мышление.

Если на уроке закрепления теоретических знаний, например, формируются навыки решения квадратных уравнений различными способами, то применение разно уровневого обучения просто необходимо.

Сначала решаются упражнения более легкие, доступные учащимся с низким и средним уровнем знаний, отрабатываются алгоритмы решения, последовательность выполняемых действий. На этом этапе дети с более высоким уровнем подготовки, могут заскучать, так как данные упражнения решаются ими элементарно, порой даже устно. Чтобы этого не произошло, не пропал интерес к обучению, необходимо предложить им задания посложнее, решение которых и будет сопровождаться поиском адаптировать имеющиеся знания в незнакомой ситуации. Обязательно должно поощряться желание решать такие задания, скажем получением высокого балла без дополнительных вопросов к ответу.

На уроках проведения контроля за уровнем обученности по данной теме (написание контрольных работ) задания подбираются таким образом, чтобы любой ученик мог заработать 4балла. « Цена» каждого задания известна, каждый может на выбор приступить к тем упражнениям, которые он хорошо усвоил, выполнить их столько, сколько необходимо к ожидаемому результату, а задания, которые им не по плечу даже не рассматривать.

Нередко, учащимся, которые обучаются на низком и среднем уровне, объем изучаемого материала сужается до минимума: прочитать, выучить правила, уметь рассказывать их своими словами близко по смыслу, без выводов и доказательств. Что в корне неправильно. Базовое образование обязательно для всех. И на государственной аттестации требования ко всем одинаковые.

Вместе с тем и требовать от них лучших результатов невозможно, они просто не справятся в силу своих умственных возможностей, генетических данных, состояния здоровья, желаний и т.д. Важно найти в таких вопросах золотую серединку. Всех подтянуть до базового образования просто невозможно.

Чтобы избежать недостатков в разноуровневом обучении, нужно разделить обучение по профилям: учащийся должен изучать примерно с 8 класса те предметы, которые ему наиболее пригодятся в адаптации к жизненным условиям, в выборе профессии, в реализации своих индивидуальных возможностей. Гуманитариям – цикл гуманитарных предметов, математикам – точные науки, и т.д.

И здесь мы тоже сталкиваемся с противоречиями. С одной стороны профильное обучение хорошо, а с другой стороны плохо. В 14 лет трудно предугадать, кем тебе захочется стать, какую профессию приобрести в 18.

Для общего развития нужно знать всего по чуть-чуть, а по тем предметам, которые самые любимые, самые дорогие, самые интересные, супер много, и постоянно эти знания преумножать. И гордиться тем, что твой индивидуальный учебный труд оценен по заслугам в интеллектуальном марафоне, в признании лучшим биологом, лучшим физиком, лучшим математиком и т.д. школы.

27.10.2019 20:47


Рекомендуем курсы ПК и ПП