СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования необходимо обеспечить полноценное развитие воспитанников во всех образовательных областях, тем самым создать равные возможности для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства. Одной из задач федерального государственного образовательного стандарта является формирование предпосылок учебной деятельности.
Для детей с общим недоразвитием речи характерны нарушения координации движений, недоразвитость моторики, ориентировки в пространстве, что отражается на всех видах деятельности. Без предварительной подготовки дошкольникам с тяжёлыми нарушениями речи будет трудно освоить навыки письма.
Цель работы: формирование у детей предпосылок для развития технических навыков письма.
Задачи:
1. Развитие моторных функций.
2. Совершенствование пальцевой моторики.
3.Развитие умений и навыков работы над графическими композициями разной степени сложности.
4.Развитие способностей к восприятию формы и содержания в графических композициях.
С первых дней пребывания ребёнка в речевой группе уделяю серьёзное внимание развитию графических навыков и веду в этом направлении систематическую работу.
На занятиях по изобразительной деятельности и конструированию формирую навыки ориентировки детей на листе бумаги: помогаю детям с помощью словесной инструкции определять части листа бумаги (верх, низ, центр, правая и левая стороны, справа, слева, под, над, между) и расположение предметов на нём.
С целью закрепления сформированных навыков использую образцы для раскрашивания (соответственно возрасту), при помощи которых, дети учатся контролировать свои действия, при проведении линий в ограниченном пространстве, заштриховать контуры рисунков прямыми, горизонтальными, вертикальными и косыми (наклонными) линиями, прерывистыми линиями и точками. При изучении различных лексических тем практикую обводку по контуру овощей, фруктов, игрушек, домашних, диких животных и т.д. с последующей их штриховкой.
Штриховка способствует усвоению детьми необходимых для письма гигиенических правил, является средством развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки.
Раскрашивание рисунков предполагает четыре вида штриховки, которые обеспечивают постепенность развития и укрепления тонкой мускулатуры кисти руки, отработку координации движений:
1.Раскрашивание короткими частыми штрихами.
2. Раскрашивание мелкими штрихами с возвратом.
3.Центрическую штриховку (круговая штриховка от центра рисунка).
4.Штриховку длинными параллельными отрезками.
Ребенок, выполняя работу по штриховке, в отличие от работы, связанной с написанием букв, не чувствует усталости, он делает это свободно, хотя его рука проделывает те же манипуляции, что и при письме.
В своей работе использую игры и упражнения с пуговицами, которые помогают развить у детей логику, воображение, внимание, усидчивость, зрительный анализ и синтез, а также тонкие движения пальцев рук.
Работу по развитию графических навыков, планирую систематически со всеми детьми в игровой форме, ежедневно уделяя ей по 3-15 минут.
Для развития тонкой моторики использую игры с мозаикой, шнуровку, складывание из счетных палочек фигур. Данные упражнения стимулируют также и развитие речи, так как центры, отвечающие за моторную регуляцию речевой деятельности и тонкую моторику, расположены рядом и влияют друг на друга в своем развитии. Систематическая тренировка пальцев - мощное средство повышения работоспособности головного мозга.
Упражнения по усвоению детьми графических навыков чередую с физическими минутками. ритмическими паузами, также с пальчиковой гимнастикой и гимнастикой для глаз.
Выполнение пальчиками различных упражнений, обеспечивает хорошее развитие тонкой моторики, которая не только оказывает благоприятное воздействие на общее развитие речи, но и подготавливает детей к дальнейшему развитию графических навыков, облегчает приобретение навыков письма.
В результате у ребёнка развивается воображение, которое реализуется в разных видах детской деятельности: игровой, коммуникативной, двигательной, познавательной, продуктивной. У него совершенствуются навыки крупной и мелкой моторики. Он может контролировать свои движения и управлять ими, обладает развитой потребностью бегать, прыгать, мастерить поделки из различных материалов, что позволяет в дальнейшем без особых проблем осваивать письмо печатным шрифтом и при этом затрачивать меньше физических сил и психической энергии во время школьного обучения.
© 2023, Кислицина Наталья Владимировна 155