СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие речи учащихся во внеурочной деятельности (работа с фразеологизмами)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умения учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются в процессе овладения знаниями через речь и проявляются также в речевой действительности. Логически чёткая, доказательная, образная речь ученика – показатель его умственного развития. Поэтому одной из наиболее важных задач формирования универсальных учебных действий считается развитие речевой деятельности. В начальной школе ведется работа по обогащению словаря учеников. Наилучший источник обогащения словаря – живое общение, речь, устная и письменная, литература, окружающий мир. Система развивающего обучения побуждает учителя к постоянному поиску новых методов и материалов для работы с учащимися. Много внимания уделяется развитию речи учащихся, овладению ими лексическим богатством родного языка. Скудный словарный запас младшего школьника нередко мешает и успешной работе в области орфографии. В формировании образности речи в процессе усвоения родного языка, значение которой подчеркивается педагогами и психологами, огромную роль может сыграть работа с фразеологизмами. Изучение фразеологии важно для познания самого языка. Знакомство с русской фразеологией позволяет нам глубже понять историю и характер нашего народа. В русских фразеологизмах отразились исторические события, выразилось народное отношение к ним. Особое значение имеет изучение фразеологии для совершенствования речи человека, для повышения речевой культуры. Вот почему нам так нужно знать фразеологию, научиться правильно использовать эти устойчивые сочетания слов, правильно их понимать. Так как благодаря свойствам фразеологизмов, наша речь становится ярче, эмоциональней, образней и выразительней.

Мною разработана программа кружка, где мы с детьми 3 месяца будем работать только с фразеологизмами. В занятия кружка я включила такие игры:

Игра «Фразеологический зоопарк».

Цель: Учить детей подбирать к названному фразеологизму картинку с изображением животного.

Ход игры: Учитель называет фразеологизм, но опускает название животного. Дети должны подобрать соответствующую картинку с изображением животного.

Голоден как (волк)

Работать как(лошадь)

Труслив как (заяц)

Изворотлив как (уж)

Нем как (рыба)

Здоров как (бык)

Упрям как (осёл)

Болтлив как (сорока)

Хитёр как (лиса)

Грязный как (свинья)

Колюч как (ёж)

Игра «Скажи по -другому».

Цель: Научить детей использовать фразеологизмы в различных ситуациях.

Ход игры: Учитель предлагает детям найти картинки и вспомнить какие фразеологизмы мы употребляем, когда говорим:

· Об очень большой тесноте в помещении (яблоку негде упасть)

· О полной тишине (слышно как муха пролетит)

· Об удачливом, счастливом человеке (в рубашке родился)

· О состоянии тоски, тревоги (на душе кошки скребутся)

· Хорошо, свободно себя чувствовать (как рыба в воде)

· Появляться быстро, в большом количестве (как грибы после дождя)

Игра «Найди пару».

Цель: Познакомить с фразеологическими оборотами-синонимами, научить детей сравнивать и делать выводы.

Ход игры: Учитель раздаёт двум командам карточки. Дети должны найти похожее по смыслу выражение и объяснить их значение.

- В двух шагах - Капля в море

- Вверх ногами - Как ветром сдуло

- Водить за нос - Чуть свет

- За три девять земель - Рукой подать

- И был таков - Вверх дном

- И в ус не дуть - Обвести вокруг пальца

- Кот наплакал - И след простыл

- Ни свет, ни заря - Сколько душе угодно

- Ни то, ни сё - На краю света

- С глазу на глаз - Ноль внимания

- Хоть бы что - Один на один

- Хоть пруд пруди - Как с гуся вода

- Поминай как звали - Ни рыба, ни мясо

В свои кружковые занятия я включила следующие задания:

Задание 1. Замените устойчивое выражение близким по значению словом.

1)​ Прикусить язык.

2)​ Как снег на голову.

3)​ Мозолить глаза.

Задание 2. Раскройте смысл крылатых выражений.

Рукой подать; в час по чайной ложке; во весь дух; морочить голову; засучив рукава; спустя рукава; ни пуха ни пера; зарубить на носу.

Задание 3. Его рискуешь проглотить вместе с чем-нибудь вкусным; за него тянут, вынуждая что-то сказать; на нем вертится то, что вот-вот вспомнишь; его держат за зубами, чтобы не сказать лишнего. Что это? Ответ напишите.

Задание 4. Заменить одним словом следующие фразеологизмы:

Мозолить глаза.

Точить лясы.

Клевать носом.

Бить баклуши.

Задание 5. Вставьте слова, всегда употребляющиеся в составе данных фразеологизмов:

Делить шкуру неубитого.;

Купить. в мешке;

. в мешке не утаишь;

Беречь как. ока.

Согнуть в. рог;

Толочь. в ступе;

Не в бровь, а в.;

Выйти. из воды;

Надуться как. на крупу.

Одной из интересных форм работы является исследовательская деятельность. При планировании исследовательской деятельности детям предлагаются вопросы «Что я хочу знать о фразеологизмах?» и «Зачем мне это надо знать?». Ответы на эти вопросы показывают, что дети хотят знать смысл фразеологизмов, историю возникновения, роль фразеологизмов в русском языке. Второй вопрос предполагает практическое использования приобретенных знаний.

Для индивидуальных исследований учащимся можно предложить следующие темы:

Фразеологизмы, которые знают мои друзья.

Любимые фразеологизмы родителей.

Фразеологизмы вокруг нас.

Фразеологизмы, характеризующие человека.

В моей программе отведены часы на создание детьми творческих проектов на предложенные темы: "Сборник фразеологизмов со словом «язык» " и "История возникновения фразеологизма".

Ожидаемые результаты после изучения раздела программы по работе с фразеологизмами:

1.​ Учащиеся узнают значение понятия «фразеологизм», познакомятся с особенностями фразеологизмов, расширят познания о сферах употребления фразеологизмов.

2.​ У детей сформируются речевые умения, обогащается речь.

3.​ Развивается умение работать самостоятельно с дополнительной литературой, расширяется кругозор, повышается эрудиция.

01.04.2017 18:14


Рекомендуем курсы ПК и ПП