СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Режим дня младшего школьника

Нажмите, чтобы узнать подробности

РЕЖИМ ДНЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Режим — понятие из взрослой жизни, и знакомить с ним ребенка необходимо как можно раньше. Режим дня ребенка — это прежде всего рациональное распреде­ление времени на все виды деятельности и отдыха в течение суток. Основная цель организации режима дня — обеспечение высокой работоспособности на протяже­нии всего периода бодрствования. Строит­ся режим на основе биологического ритма функционирования организма. Так, на­пример, максимальный подъем работоспо­собности приходится на 11 — 13 часов. Вто­рой подъем начинается в 16 и заканчивается в 18 часов, но он более низкой интенсивно­сти и продолжительности. Дети легко при­выкают к распорядку дня в школе, поэто­му следует и дома составить такое же расписание, включающее чередование на­грузки и отдыха.

Основными элементами режима дня школьника являются:

• учебные занятия в школе и дома;

• активный отдых с максимальным пре­быванием на свежем воздухе;

• регулярное и достаточное питание;

• физиологически полноценный сон;

• свободная деятельность (досуг) по выбо­ру ребенка.

При организации режима родителям следует учитывать состояние здоровья сво­его чада и функциональные особенности его возраста.

В 6—7 лет у младших школьников отме­чается повышенная чувствительность к не­благоприятным внешним факторам и быс­трое утомление при обучении. В этом возрасте активно идут процессы окостене­ния и роста скелета, развития мелких мышц кисти и функциональное совершенствова­ние нервной системы. Переходный возраст (11 — 14 лет) характеризуется резкими гормональными сдвигами и интенсивным ро­стом. Происходит быстрое развитие внут­ренних органов: сердце растет быстрее, чем просвет сосудов, вызывая юношескую гипертензию. В 15—18 лет происходит заверше­ние полового созревания, при этом сохра­няется состояние общего возбуждения и психической неуравновешенности.

Двигательный режим

Начинать день в любом возрасте необ­ходимо с утренней зарядки, которая облег­чит переход от сна к бодрствованию и по­может организму активно включиться в работу. Желательно включить нагрузку для туловища, мышц рук, ног, брюшного прес­са и спины, упражнения на гибкость позво­ночника и подвижность тазобедренных су­ставов. Выполнять их надо в хорошо проветренной комнате и в определенной последовательности: вначале разминка — плавные потягивания, затем упражнения для рук и плечевого пояса, потом для туло­вища и ног. Заканчивают зарядку прыжка­ми и бегом, после чего делают «заминку» — успокаивающее дыхание. Продолжитель­ность зарядки в зависимости от возраста —от 10 до 30 минут. Постепенно усложняйте упражнения и ускоряйте темп движений. Комплекс упражнений желательно менять каждые 7—10 дней. И помните: нет лучше­го стимула к зарядке, чем занимающиеся рядом родители.

Помимо зарядки к физическому воспи­танию относятся игры на свежем воздухе. В игре совершенствуются двигательные на­выки ребенка, повышается его эмоцио­нальный тонус, кроме того, подвижные игры дают хороший оздоровительный эф­фект. Обратите особое внимание на плава­ние, лыжный спорт, велоспорт и другие секции в зависимости от склонностей ре­бенка. Хорошо дисциплинируют команд­ные игры: волейбол, баскетбол, футбол. Не забывайте об уроках танцев.

Не игнорируйте и занятия лечебной физ­культурой в школе, если доктор считает их необходимыми.

Особенно важна для ребенка прогулка вечером перед сном. Доказано, что оптималь­ный двигательный режим включает 3—4 ежедневных прогулки обшей длительнос­тью 2,5—3,5 часа, причем чем младше ре­бенок, тем больше времени он должен про­водить на улице. Наказание ребенка лишением прогулки недопустимо!

Водные процедуры

После утренней зарядки ребенка ждут водные процедуры. Детям школьного воз­раста после каждой физической нагрузки надо принимать комфортный душ, удаля­ющий из организма шлаки, улучшающий питание кожи и обмен веществ. Постепен­но температуру снижают с 30° в начале до 15—20° в конце. Это хорошая закаливаю­щая процедура. Возможен и контрастный душ: чередование теплого и прохладного потоков воды. Ничто так не прогоняет сон, как утреннее умывание холодной водой. Необходим и ежедневный душ в послеобе­денное время, особенно в жаркое время года. Добавив к этому посещение бассейна 2—3 раза в неделю, мы полностью реализуем потребность ребенка в водных процедурах.

Питание

Завтрак обязательно должен быть горяч им и довольно плотным (каши, творог), состав­ляя четверть от суточной потребности ребенка. Прием пищи должен проходить в тихой, спокойной и доброжелательной обстановке.

Не разрешайте детям во время еды читать книги и разговаривать. Второй завтрак, ко­торый ребенок получает в школе, должен составлять 10—15% суточной калорийнос­ти. Обед (соответственно, 40%) проходит в 13—14 часов. Ужин (20 —25%) — не позднее 19.30, должен быть легче завтрака. Предпоч­тительны каши, кефир, а также овощи и фрукты. Для детей 7—10 лет суточный раци­он должен содержать 2300 ккал. Следование режиму питания обеспечит достаточное раз­нообразие блюд и отсутствие перекусов.

Отдых

Вернувшись из школы, ребенок обяза­тельно должен отдохнуть 1 — 1,5 часа (без чтения книг и просмотра телевизора!). Сла­бые и часто болеющие дети могут поспать. Готовить уроки лучше всего в 15—16 часов.

Подготовка уроков

Для занятий у ребенка должно быть свое рабочее место. Важно, чтобы мебель соот­ветствовала росту ребенка.

Стул следует задвигать под стол на 4—8 см, для книг нужна подставка с углом наклона в 35°. Пучок света от настольной лампы должен быть направлен на рабочую поверх­ность. Во время подготовки уроков не дол­жно быть отвлекающих моментов (телеви­зор, радио, разговоры). Следует добиваться того, чтобы ребенок готовил уроки в день получения задания, что значительно со­кращает время на восстановление полу­ченных на уроках сведений. Если школь­ник занимается во вторую смену, он должен готовить домашние задания через 30 мин после завтрака. Делать уроки вече­ром не следует — дневная нагрузка значи­тельно снижает работоспособность.

Начинать выполнение домашнего зада­ния рекомендуется с наименее тяжелых предметов, переходя к более сложным. Обучение должно быть и в случае отсут­ствия домашнего задания и направлено на закрепление школьных знаний. Макси­мальная продолжительность периода рабо­тоспособности составляет 30—40 минут, после чего следует регулярно проводить 15-минутные перерывы с физкультминут­кой под музыку.

Досуг

Полтора-два часа свободного времени ребенок может использовать для занятий по интересам (чтение, рисование, игра, про­смотр телепередач и др.)- Длительность просмотра телепередач — не более 1,5 ча­сов 2—3 раза в неделю. Конечно, в виде ис­ключения можно разрешить просмотр ин­тересного фильма, если эта уступка будет правильно понята и дополнена достаточ­ным прилежанием.

Весьма полезны кружковые занятия, но без перегрузки ребенок может заниматься не более чем в двух кружках сразу.

Родители должны прививать как девоч­кам, так и мальчикам навыки по самооб­служиванию: умение готовить, убирать, стирать и т.д. Осознанная ответственность ребенка за вынос мусора, мытье посуды ста­нет важнейшим режимным моментом и поддержит психику ребенка как полно­правного члена семьи.

Сон

Во время сна снижается деятельность физиологических систем организма, и только мозг, сохраняя активность, продол­жает перерабатывать полученную в течение дня информацию. Школьник должен спать не менее 9—10,5 часов. Многие дети недо­сыпают из-за раннего начала занятий в пер­вую смену, позднего отхода ко сну. Систе­матическое недосыпание может привести к переутомлению и невротическим расстрой ствам. Непосредственно перед сном у ре­бенка необходимо сформировать положи­тельные эмоции поощрением, похвалой или чтением ему книг. Обязательно следу­ет умыться, почистить зубы, принять душ и хорошо проветрить комнату. Полезен сон при открытой форточке, к чему ре­бенка следует приучать с лета. Наиболее здоровая температура воздуха жилой ком­наты — 18 "С.

И еще три важные вещи. Во-первых, каждый пункт режима дня вначале должны контролировать взрослые. Если просто ос­тавить ребенку обед, вряд ли он будет пи­таться по часам. Во-вторых, должны со­блюдаться ВСЕ правила распорядка. Невозможно поднять ребенка на зарядку, если вечером он лег в 23.30 после про­смотра фильма ужасов. И, в-третьих, нич­то так не нарушает распорядок, как безде­лье. До определенного возраста любящие родители, ложась спать, должны думать, все ли они сделали для ребенка сегодня и как организовать его день завтра.

Примерный режим дня школьника младших классов

  • Подъем: 7.00.

  • Утренняя зарядка, водные процедуры, уборка постели, туалет: 7.00—7.30.

  • Завтрак: 7.30—7.50.

  • Дорога в школу или утренняя прогулка до начала занятий в школе: 7.50—8.20.

  • Занятия в школе: 8.30—12.30.

  • Горячий завтрак в школе: 11. 00.

  • Дорога из школы или прогулка после заня­тий в школе:

12.30—13.00.

  • Обед: 13.00-13.30.

  • Послеобеденный отдых или сон: 13.30-14.30.

  • Прогулка или игры и спортивные занятия на воздухе: 14.30—16.00.

  • Полдник: 16.00—16.15.

  • Приготовление домашних заданий: 16.15-17.30.

  • Прогулки на свежем воздухе: 17.30—19.00.

  • Ужин и свободные занятия (чтение, по­мощь семье и т.д.): 19.00—20.00.

  • Приготовление ко сну: 20.00—20.30.

  • Сон: 20.30-7.00.

16.11.2019 11:39


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!