СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рекомендации по развитию учебных действий (УД) ребенка (родителям)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Зона ближайшего развития УД

Что нужно знать и делать родителям

1 → 2 При решении учебных задач ваш ребенок нуждается в постоянной и терпеливой помощи старшего (учителя – на уроке, родителя – дома). Не пугайтесь – на данном этапе развития учебной деятельности – это норма. Он не всегда понимает, что значит «решить задачу», т.к. не осознает, что только определенная последовательность учебных действий (алгоритм, план или способ решения) позволяет это сделать. Если ребенок затрудняется, помогите ему понять задачу на простых примерах, используя доступные для его понимания аналогии («знаешь, это очень похоже на то, как …»), составьте вместе с ним план действий, попросите его объяснить, что он сделал и зачем после каждой выполненной операции (учебного действия). В свободное время обязательно тренируйтесь в запоминании и воспроизведении фактов, понятий, правил, новых терминов, стихов, иностранных слов и т.п. Это развивает долговременную память ребенка. Обратитесь к психологу за советом о том, как это делать правильно и наиболее эффективно. Вам обязательно помогут, подобрав индивидуальную методику домашних занятий

2 → 3 Теперь вашему ребенку предстоит научиться безошибочно действовать по выданному ему образцу, эталону, шаблону, прототипу решения новых учебных задач, выполнения заданий. Помогите ему выстроить последовательность шагов решения задачи (примера, задания, упражнения и т.п.), глядя на образец аналогичного решения (выполнения) в классе. Знайте, что ваш ребенок может пока не понимать, что новая задача (задание) аналогична уже решенной в классе. И это – нормально. Помогите ему найти такой аналог в тетради, учебнике. Разберите с ним все неясные вопросы по ходу решения задачи. Тщательно проследите за тем, чтобы все учебные задачи дома ученик решал, глядя на алгоритм, план. Это очень важно на данном этапе становления его учебной деятельности! Такие алгоритмы решения типовых учебных задач обязательно должны быть у него в специальной тетрадке. Проверьте ее наличие. При отсутствии – потребуйте от ребенка завести такую тетрадь и проверьте, как он выполнил это ваше требование и требование его учителя. Если вы вместе с учителем успешно справитесь с описанной выше работой, то это значит, что ваш ребенок начнет достигать базового (опорного) уровня требований Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), а качество полученных им знаний уже может быть описано такими характеристиками как полнота, объем, точность и прочность. Ваш ребенок стал понимать учебный материал, он впервые и по-настоящему становится восприимчивым к усвоению новых знаний, активным союзником учителя в процессе добывания знаний, но пока он ещё научился применять их на практике не всегда уверенно

3 → 4 Ваш ребенок учится применять свои знания в типовых, знакомых условиях. Это значит, что ему вполне по силам самостоятельно решать типовые задачи (выполнять задания), т.е. аналогичные тем, которые он уже решал (выполнял) в классе. Старайтесь сделать так, чтобы ребенок при подготовке домашнего задания сначала правильно определил тип задачи по ее существенным (отличительным) признакам, а затем использовал соответствующий этому типу способ (алгоритм) решения. Помните, что знание учеником алгоритма (способа, плана или последовательности учебных действий) и умение его применять без подглядывания (!), т.е. по памяти – показатель того, что ваш ребенок окончательно выходит на уровень качества образования, соответствующий базовому (опорному) уровню требований Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Качество полученных им знаний (в дополнение к уже приобретенным на предыдущем уровне) может описываться такими важными характеристиками как системность, обобщенность, научность и фундаментальность. Ваш ребенок впервые становится восприимчивым к усвоению новых способов учебной работы, а это определяет его дальнейшие успехи в учебе, т.е. переход на новый, более высокий уровень учебных действий

4 → 5 Теперь ваш ребенок учится применять свои знания в нестандартных условиях, решать исследовательские задачи (выполнять исследовательские задания). Он учится действовать индуктивно, т.е. делать грамотные обобщения, рассуждая от частных фактов к построению общей закономерности. Ему становится под силу решение задач (выполнение заданий) повышенного уровня трудности (с одной «звездочкой»), которые он решает (выполняет) в классе и которые ему все чаще выдает в виде домашнего задания учитель. В условиях таких задач (заданий) обычно либо недостает каких-либо данных, и их надо предварительно найти, либо имеется их избыток, и надо правильно выбрать необходимые данные для решения учебной задачи (задания). Помните, если ваш ребенок научился делать такой самостоятельный выбор правильно, то это верный признак его выхода на высокий уровень качества образования – повышенный (функциональный) уровень требований Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). В этом случае качество его знаний (в дополнение к уже приобретенным на предыдущем уровне) может описываться такими важными характеристиками как оперативность, гибкость, мобильность. Процесс усвоения новых знаний постепенно приобретает продуктивный характер, т.е. становится тесно связанным с добыванием новых знаний, а не только с их воспроизведением. Ваш ребенок впервые становится особо восприимчивым к усвоению общих способов действий, т.е. к переходу на следующий, высший уровень учебных действий, где эти умения очень ему понадобятся

5 → 6 Ваш ребенок учится решать творческие учебные задачи и выполнять творческие задания (с двумя «звездочками»). Для их правильного решения он должен научиться хорошо владеть общим способом решения задач по данной теме, т.е. строить гипотезы ее решения и действовать дедуктивно, как Шерлок Холмс в романе Конан Дойла: рассуждать от общего к частному. Эти способности, если они проявились у Вашего ребенка, нужно всемерно развивать и поддерживать его желание выходить за рамки учебной программы, которые на этом этапе развития становятся ему тесными. Для Вашего ребенка становится характерным осознанное стремление к сотрудничеству в применении личных знаний и способностей, распределение ролей между сверстниками на рациональной основе, по принципу: «что у кого лучше получается». Это необходимо для оперативного решения творческих учебных задач (выполнения творческих заданий)

19.12.2016 07:06


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!