СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Родительское собрание: "Значение памяти в интеллектуальном развитии школьника"
Память человеку необходима для проявления души.
Блез Паскаль
Без памяти человек не может ничего изобразить, не может скомбинировать и двух идей.
Вольтер
Задачи:
Вопросы для обсуждения:
Подготовительная работа к родительскому собранию:
Анкетирование учащихся.
Анкетирование родителей:
- Какой вид памяти преобладает у вашего ребёнка?
2. Тестирование учащихся класса по проблеме собрания.
Для того чтобы не быть голословным, классный руководитель должен показать родителям реальные результаты памяти учащихся.
Для этого, готовясь к собранию, он может провести исследования функции памяти учащихся. Такое исследование познавательных процессов учащихся четвёртого класса необходимо ещё и потому, чтобы в пятом классе педагоги, которые будут работать с детьми, не списывали сложности адаптационного периода обучения учащихся-пятиклассников на неспособность и отсутствие интеллектуальных данных. Исследования можно провести следующие:
1. Числовые ряды.
Учащимся представляется числовой ряд, записанный на доске. После просмотра учитель предлагает учащимся записать запомнившиеся числа, сохраняя их последовательность. Числа вытираются с доски. Учитель повторяет выполнение задания несколько раз. Ряды:
3,7,4,8,9,5
2,4,7,3,4,9,5,8
8,9,6,5,1,7,5,5,7,8
5,3,2,7,8,7,9,1,2,3,4,7
1,6,5,2,3,8,4,3,8,7,1,4,9,2
Затем учитель вновь зачитывает ряды чисел, и неправильно воспроизведённые числа учащиеся зачёркивают. Пропуски чисел в ряду не считаются ошибкой. После однократного предъявления обычно правильно воспроизводится ряд из пяти чисел. Это число удержания близко к норме. (7+2)
2. Проверка зрительной памяти при помощи карты Сперлинга.
Учащимся следует внимательно посмотреть на карту в течение 20 секунд и запомнить количество изображённых знаков, их расположение, последовательность и записать на листе бумаги. Анализ полученных результатов позволяет судить об объёме зрительной памяти.
9 2 W G A R 6 4 С 5 X В
3. Проверка слуховой памяти.
Зачитываются ряды из пяти однозначных чисел. Следует запомнить эти числа в том порядке, в котором они зачитываются. Затем в уме нужно сложить первое число со вторым и записать сумму, третье число с четвёртым и записать сумму, четвёртое с пятым и записать сумму. Ряды:
2 5 4 7 1 4 1 6 2 3 5 7 9 3 8
Оценка результатов производится по количеству правильно записанных сумм. Время выполнения – 2 минуты.
5. Выставка рисунков детей “Рисование по памяти натюрморта”.
Учащимся предъявляется набор предметов, которые они должны нарисовать: яблоко, груша, ваза, банан, сливы, виноград, кружка. Затем предметы убираются. Учащиеся должны нарисовать их так, как они были расположены на столе.
6. Памятка для учащихся по развитию памяти.
Ход собрания
1. Вступительное слово классного руководителя
Уважаемые папы и мамы! Сегодняшнее собрание мне хотелось бы начать несколько необычно.
Вот какой разговор был подслушан психологом, а мне хотелось бы вам его рассказать:
Это разговор об очень важном мыслительном процессе – памяти, существование человека как человека без него невозможно.
Сегодняшний наш разговор мы поведём о том, как сделать так, чтобы ребёнок, у которого не очень хорошая память, мог её развить с помощью специалистов школы и своих родных. Проблемы с памятью накладывают серьёзный отпечаток на успешность учёбы ребёнка. Ребёнок много учит, пересказывает, но приходит на урок и – результата нет. Многие родители сетуют на то, что ребёнок не может запомнить стихи, тексты для пересказа, даты и т.д. Есть и в нашем классе проблемы, связанные с тем, что память работает не всегда успешно и поэтому не выполняет возложенные на неё надежды.
2. Анализ тестирования учащихся
Классный руководитель приводит результаты проверки функций памяти учащихся: зрительной, слуховой, ассоциативной.
3. Анализ рисунков учащихся
4. Упражнения для тренировки памяти учащихся дома
Упражнение 1
Предложите ребёнку закрыть глаза и по памяти назвать все предметы, которые стоят в его комнате. Затем пусть он откроет глаза и проверит, верно, ли были им названы предметы.
Упражнение 2
Напечатайте тексты диктантов для начальной школы и размножьте их. Повесить текст в комнате и попросить ребёнка переписать его. Для этого он должен встать из-за стола, подбежать к листочку с текстом, прочитать предложение или несколько предложений, запомнить их, вернуться на своё место и записать то, что запомнил. Такое упражнение можно повторять несколько раз в неделю.
Упражнение 3
Разложите на столе спички в виде своеобразного узора. Ребёнок должен внимательно осмотреть на узор, затем он закрывает глаза, а вы изменяете узор на столе. В его задачу входит восстановление узора в первоначальном виде.
Упражнение 4
Прочтите ребёнку диктант из сборника или из учебника. В первый раз читайте весь диктант полностью. Во второй раз в каждом предложении пропускайте одно-два слова. В задачу ребёнка входит восстановление содержания всего диктанта самостоятельно. После написания диктанта он должен самостоятельно сверить свой текст с оригиналом.
Упражнение 5
Нарисуйте на листочке бумаги рисунок, покажите его ребёнку и попросите нарисовать такой же рисунок по памяти.
Упражнение 6
Прочитайте текст вслух один раз. Затем прочитайте его, пропуская в каждом предложении неточности. Попросите ребёнка вас исправить. Пусть он перескажет весь текст без опущенных вами ошибок.
5. Заключительное слово классного руководителя
Главное условие работы с ребёнком – это сохранение дружелюбной эмоциональной атмосферы. Все упражнения выполняются в игровой форме. Если ребёнок хочет, чтобы и родители тоже выполняли эти задания – будьте к этому готовы. Взрослым это тоже не помешает, а ребёнок будет чувствовать себя гораздо увереннее, если выполняет задание не только один. Хвалите ребёнка за достигнутые результаты. Похвала послужит толчком к его дальнейшим занятиям. Помните, что заниматься с ребёнком 2-3 раза в неделю недостаточно. Нужно набраться терпения и уделить этим занятиям столько времени, сколько потребуется ребёнку для улучшения его результатов. Главным достижением ваших занятий будет формирование у ребёнка интереса к развитию самого себя. Если ребёнок будет с удовольствием развивать свои способности без вашей помощи – в таком случае вы добились настоящего успеха, который скажется на всей дальнейшей судьбе.
6. Рефлексия собрания, оценка родителями его результативности
© 2017, Корягина Елена Викторовна 552