СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль  педагога  в  организации исследовательской деятельности учащихся.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Роль педагога в организации исследовательской деятельности учащихся.

«Дать труд человеку, труд душевный, свободный, наполняющий душу, дать

средства к выполнению этого труда – вот полное определение цели

педагогической деятельности».

К.Д. Ушинский.

Одна из важнейших задач наших педагогов — воспитать небезразличную, активную, мыслящую личность. Для этого необходимо найти дополнительные формы образовательной деятельности, в которых школьники могли бы принять участие на добровольной основе — основе интереса к тому или иному направлению.

Одной из таких форм является исследовательская деятельность, которая создается с целью совершенствования знаний учащихся в определенной области науки, их знакомства с методами научного познания; развития интересов и способностей школьников, приобретения умений и навыков поисково-исследовательской деятельности, а также понимания глубокой связи, существующей между отдельными учебными дисциплинами.

Исследовательские работы школьников - первый шаг к получению качественно нового образования.

Благотворными плюсами исследовательской деятельности являются вырабатываемые умения: планировать свою работу; предвидеть результаты; использовать различные источники информации; самостоятельно отбирать и накапливать материал; анализировать, сопоставлять факты; аргументировать мнение; самостоятельно принимать решение; устанавливать социальные контакты (распределять обязанности, взаимодействовать друг с другом); адекватно оценивать себя и друг друга.

Главная задача педагога — не выявлять одаренных детей, а помочь ребятам сформировать представление о глобальности и актуальности того или иного рассматриваемого вопроса, предоставить им возможность участвовать в исследованиях и получать практические навыки, а также научить проведению и написанию исследовательской работы.

Исследовательская работа в современной школе предполагает очень тесное взаимодействие ученика и учителя. В этой связи возникают две крайности - полностью предоставить учащегося самому себе или значительно ограничить его самостоятельность. Педагогическая тонкость этого процесса заключается в том, что ученик должен чувствовать, что исследовательская деятельность – это его работа и реализация его собственных идей.

Если сегодня часть работы ребенок выполняет сам, а трудную недоступную часть работы он выполняет вместе с учителем, то завтра весь объем подобной работы он сможет выполнять самостоятельно.

Только совместная с учителем деятельность в ходе всего исследования даст ученику возможность освоить новые знания, умения и навыки, усовершенствовать уже имеющиеся и овладеть универсальными учебными действиями.

Для того чтобы учитель стал руководителем исследовательской деятельности и передал свой опыт учащимся, он должен «прожить» несколько ролей:

1. энтузиаст, повышающий мотивацию детей;

2. специалист, обладающий знаниями и умениями в смежных областях;

3. консультант, организующий доступ к ресурсам, в том числе

информационным;

4. руководитель, планирующий не только свою деятельность, но и помогающий детям выстроить план работы;

5. «человек, который задаёт вопросы», умело поддерживает обратную связь;

6. координатор всего исследовательского процесса;

7. эксперт продукта работы, включающий детей в анализ и рефлексию полученных результатов.

Важная роль в работе отводится психологу школы. В начале нового учебного года он проводит психолого-педагогическое тестирование среди детей с целью выявления учащихся, способных заниматься исследовательской работой.

Диагностика учащихся (выявление склонности к исследовательской и общественной деятельности)

1. Какая область человеческих знаний вам наиболее интересна?

2. Какой школьный предмет вам наиболее интересен?

3. По каким предметам вам интересно читать дополнительную литературу?

4. Какую познавательную литературу вы прочитали за последний год? Назовите их.

5. Занимаетесь ли вы в кружках, секциях, посещаете ли факультативы? Какие и где?

6. Какая из научных проблем современности вам представляется наиболее актуальной (значимой)?

7. Хотели бы вы участвовать в исследовании какой-нибудь проблемы?

8. Какое реальное общественное мероприятие с привлечением своих товарищей вы хотели бы провести в рамках школы?

9. Кто из учителей школы мог бы стать вашим консультантом, советчиком при организации и проведении проекта?

10. Хотели бы вы привлечь к своей работе родителей? (Да / Нет).

Организация исследовательской деятельности школьников в сотрудничестве с учителем осуществляется в несколько этапов:

I этап. Диагностика. Выявление детей, предрасположенных исследовательской работе. Роль учителя на данном этапе является доминирующей. Имеет место тесное взаимодействие учителя и учащихся.

II этап. Определение темы, целей, постановка задач. Роль учителя не является доминирующей, учитель выступает в роли консультанта.

Выбирая тему реферата или исследовательской работы, учащиеся руководствуются своими желаниями и интересами.

В подготовительный период нужно собрать как можно больше информации. Успех любой работы в первую очередь зависит от того, насколько ясно сформулированы её цель и задачи. Цель работы должна быть конкретной, чётко сформулированной. Кроме того, цель должна быть доступной для конкретного исследователя.

Формулировка задач исследования тоже довольно сложное и трудоёмкое дело. Исследователю необходимо чётко сформулировать, для чего делается работа, что надо наблюдать и выяснить. Вопросы, которые ставятся в задачах, должны предполагать однозначный ответ.

Установление любых закономерностей начинается со сбора фактов, относящихся к теме исследования. Факты эти могут быть получены из уже опубликованной литературы. Для получения современной и доступной информации можно использовать Интернет, доступ к которому имеется в школе.

III этап. Выполнение работы. Ученику на данном этапе предоставляется максимальная самостоятельность, учитель является консультантом.

При выполнении работ формируются контакты учащихся с различными организациями: архивами, научными библиотеками.

IV этап. Защита (анализ деятельности). На этом этапе учитель и ученик – равноправные партнеры.

На этом этапе самоанализ учащиеся и учитель анализируют причины неудач, выбранные пути решения. В конце работы учащиеся представляют творческие отчеты. Формы могут быть различны: выпуск газеты, школьного журнала, оформление выставки, творческий отчет по эксперименту, защита реферата или исследовательской работы.

Итоги работы представляются на школьной научно-практической конференции и в различных конкурсах, что придает проектам учащихся большую значимость и дает возможность познакомиться с работами своих юных коллег.

Надо стараться отойти от реферативных работ. Работы учащихся должны носить исследовательский характер, так как только собственные исследования — наиболее эффективный путь познания, который поможет детям в дальнейшей деятельности. Эти работы отличаются глубоким и результативным подходом к познанию в области различных наук. Педагогу необходимо совершенствовать технологию обучения и помнить, что когда позволяется ученику самостоятельно что-то изобрести или открыть, развивается его творческая активность.

Нередко приходится наблюдать, как с целью развития творческих способностей преподаватели просто требуют оригинального, творческого решения проблемы или написания собственной творческой работы. Однако сразу создать творческий продукт без предварительного обучения творчеству для многих учащихся оказывается весьма сложно или совсем нереально.

Когда от школьников требуют творчества, но не учат ему, то учащиеся нередко прибегают к подделке, имитации творчества. И тогда появляются доклады, которые школьник не готовил, а скачал из Интернета

При организации учебно-исследовательской работы с учащимися, учителю необходимо соблюдать требования:

- положительное отношение к ребенку, проявление уважения к личности и поддержании чувства собственного достоинства в каждом – признание права личности быть похожей на других;

- предоставление права на свободу выбора;

- оценка не личности ребенка, а его деятельности, поступков;

- учет индивидуально-психологических особенностей детей.

Учащиеся должны понять, сколько сил, знаний и навыков вкладывается в каждое исследование, и поэтому будут стараться достойно представить свою работу на конференциях различных уровней.

Советы педагогу-исследователю:

- Принимайте каждого ученика как уникальную личность, уважайте его, понимайте, верьте в него.

- Сопровождайте ученика в его собственном развитии, самоактуализации и самореализации.

- Создавайте атмосферу заинтересованности каждого учащегося в том, что происходит вокруг - на уроке, в школе, в обществе.

- Идите на урок не с темой, а с насущной проблемой, которую вы непременно должны решить вместе с учениками; которая обращена к конкретной личности.

- Поддерживайте в ученике любую инициативу, положительно стимулируйте активность и избегайте внешнего принуждения в педагогическом процессе.

- Оценивайте не только конечный результат, но, прежде всего процесс деятельности каждого учащегося персонально.

- Будьте искренними в восхищении человеком, природой, наукой, искусством, пусть учащиеся подражают прекрасному чувству, и в них самих раскроется источник Красоты.

- Неустанно изучайте всё, что касается личности, её внутреннего мира; вглядывайтесь, вслушивайтесь, вдумывайтесь в её бурную Вселенную.

- Будьте творческим, озарённым, непредсказуемым педагогом, самоактуализируйтесь, чтобы энергия жизни помогала решать проблемы и достигать успехов.

«Оптимизм, настойчивость и успешность!» - вот девиз педагога в совместном с учениками поиске истины.

13.11.2017 21:41


Рекомендуем курсы ПК и ПП