СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система работы по подготовке школьников к олимпиаде

Нажмите, чтобы узнать подробности

Олимпиадное движение, конкурсы – это часть большой и серьезной работы по развитию талантов, интеллекта и одаренности. Олимпиада, конкурс по учебной дисциплине – это определение специальной способности, проявляющейся во владении содержанием образования в части конкретной учебной дисциплины. С точки зрения педагогов олимпиада, конкурс – это эксперимент, в рамках которого одаренные дети помогают педагогам проанализировать свою деятельность в работе по усвоению информации учащимися по общеобразовательному предмету. С точки зрения одаренных детей– это возможность продемонстрировать наличие имеющихся у них способов работы с неизвестной им информацией.

Целями работы являются:

· Развитие познавательной активности учащихся

· Формирование интереса к изучению предметов гуманитарного цикла

· Выявления уровня подготовки учащихся по предметам гуманитарного цикла

· Развитие самостоятельного, поискового, исследовательского мышления

· Формирование творческой активности обучающихся

· Развитие способности к нахождению аналогий

· Учить работать командой (группой)

· Способствовать развитию мышления и коммуникативных способностей учащихся.

Однако, одаренность учащегося в рамках школы, как бы мы того не хотели, сужается в рамки предметной. Решение проблемы заключается, на мой взгляд, в создании механизмов дифференцированного подхода в обучении школьников.

На подготовительном этапе работы разрабатываются задания и даётся информацию обучающимся. Каждый из желающих имеет возможность попробовать свои силы, оценить свои способности. Как известно, самыми прочными являются те знания, которые получены человеком самостоятельно, после определенных усилий. Всевозможные «почему» и «как» ставят увлекательную задачу поиска ответов, заставляют размышлять, обращаться к дополнительной литературе, а это значит, что идет процесс интеллектуального развития и совершенствования. Готовя ответы на вопросы, обучающийся работает с разными источниками информации самостоятельно, но при необходимости имеет возможность получить консультацию преподавателя.

Одной из форм подготовок к олимпиадам я использую исследовательскую работу учащихся, принимая участие в различных конкурсах. Основную цель исследовательской деятельности учащихся я вижу в том, чтобы формировать культуру мышления, т.е. способность обучающихся из потока информации выделять события, описывать их аналитически и критически оценивать, обоснованно анализировать источники, применять свои знания и ценностные суждения в новой ситуации, аргументировать личные взгляды.

Система подготовки участников олимпиад:

— базовая школьная подготовка по предмету;

— подготовка, полученная в рамках системы дополнительного образования (кружки, факультативы, элективы, научные общества в школах и учреждениях дополнительного образования);

— самоподготовка (чтение научной и научно-популярной литературы, самостоятельное решение задач, поиск информации в Интернете и т.д.);

— целенаправленная подготовка к участию в определенном этапе соревнования по тому или иному предмету (как правило, такая подготовка осуществляется под руководством тренера-наставника (ментора, научного руководителя), имеющего опыт участия в олимпиадном движении).

Подготовка школьников к олимпиадам.

Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие, после прохождения которого вся работа быстро затухает.

— подготовка к олимпиаде должна быть систематической, начиная с начала учебного года

— элективные (факультатив) курсы целесообразнее использовать не для обсуждения вопросов теории, а для развития творческих способностей детей

— индивидуальная программа подготовки к олимпиаде для каждого учащегося, отражающая его специфическую траекторию движения от незнания к знанию, от неумения решать сложные задачи к творческим навыкам выбора способа их решения

— использование диагностического инструмента (например, интеллектуальные соревнования по каждому разделу программы)

— уделить внимание совершенствованию и развитию у детей экспериментальных навыков, умений применять знания в нестандартной ситуации, самостоятельно моделировать свою поисковую деятельность при решении экспериментальных задач

— использовать учителю все имеющиеся в его распоряжении возможности: мысленный эксперимент, практикумы в лабораториях вузов или предприятий (по договоренности), эксперимент в школьном кабинете и т.д.

1. Выявляем наиболее подготовленных, одаренных и заинтересованных школьников через

— наблюдения в ходе уроков;

— организацию исследовательской, кружковой работы и проведение других внеклассных мероприятий по предмету;

— оценку способностей школьников и анализ их успеваемости по смежным дисциплинам

2.Создаём творческую группу, команду школьников, готовящихся к олимпиадам, которая позволяет

— реализовать взаимопомощь, передачу опыта участия в олимпиадах, психологическую подготовку новых участников

— уменьшить нагрузку учителя, так как часть работы по подготовке младших могут взять на себя старшие (обучая других, они будут совершенствовать и свои знания)

— Работать по принципу «солёного огурца» (В.Ф.Шаталов)

3.Планируем работу.

— при планировании работы с группой школьников следует избегать формализма и излишней заорганизованности

— оптимальным будет построение индивидуальных образовательных траекторий для каждого участника (свободное посещение и продолжительность занятий, свободный выбор типа заданий, разделов предмета для изучения, используемых пособий)

— предусмотреть возможность отдыха, релаксации

— не превращать работу группы в пустое времяпровождение

— наличие группы школьников не означает преобладания групповых форм работы: такие формы должны быть возможно более краткими и наиболее интересными для всех присутствующих.

— основной формой работы на занятиях группы буду различные формы индивидуальной и парной работы

4.Расширяем кругозор:

— читаем книги, журналы

— работаем в Интернете

— общаемся дистанционно

5. Решаем задачи.

— нужно стремиться дать каждому члену группы свободу выбора, индивидуальную образовательную траекторию

— создать «книгу задач» (задания систематизированы по типам, способам решения, по сложности)

6. И не останавливаемся.

Как сделать процесс усвоения информации более эффективным?

— зачётный лист (автор, название книги, статьи, интересный факт, стр.)

— зачёты по прочитанной книге, статье и т. д.

— целевое изучение литературы

— создание опорных схем, таблиц и т.д.

С олимпиадниками работать и сложно и интересно. Интересно потому что это как правило, мотивированные учащиеся, которым не надо объяснять «зачем мы здесь сегодня собрались» и есть возможность более детально рассмотреть вопросы, занимательные факты, решить задачи и кроссворды, отработать умения и навыки, пообщаться, порассуждать на исторические и обществоведческие темы. Сложно потому, что наступает такой момент, когда твои ученики по каким-то вопросам знают уже больше тебя и тогда «олимпиадником» приходится становиться тебе, чтобы «держать планку».

Разнообразны формы и методы работы с одаренными детьми, в частности: индивидуальный подход в объяснении и проверке знаний, консультации, собеседования, предметные кружки, написание творческих рефератов, олимпиады, создание благоприятных условий для развития и обучения ребенка.

Методы и средства обучения

базируются на основных положениях концепции развивающего обучения:

— Усвоение «знаний-умений-навыков» из цели образования превращается в средство развития способностей;

— На смену «субъект-объектной» логике воздействия на ученика приходит логика содействия, сотрудничества;

— Учащийся становится субъектом своего собственного развития;

— Требование соответствия образовательных технологий природным закономерностям развития личности.

Ведущие методы творческого характера:

- проблемные;

- поисковые;

- эвристические;

- исследовательские;

- проектные

в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы.

Условия успешной работы с одаренными учащимися:

— осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.

— создание и постоянное совершенствование методической системы и предметных подсистем работы с одаренными детьми.

— признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.

— постоянная работа по совершенствованию учебно-воспитательного процесса с целью снижения учебной и психологической перегрузки учащихся;

— Включение в работу с одаренными детьми учителей, обладающих определенными качествами:

Какими профессиональными качествами должен обладать педагог, чтобы эффективно работать с одаренными детьми и их родителями при подготовке к олимпиадам и конкурсам?

— Умение распознавать признаки одаренности ребенка в разных сферах его деятельности.

— Умение строить обучение в соответствии с результатами диагностики.

— Умение координировать свои действия с действиями родителей.

— Умение консультировать родителей и учащихся.

— Профессиональная зрелость.

— Теоретическая и практическая подготовка для работы с одаренными детьми.

— Эмоциональная стабильность.

— Способность к самоанализу.

— Чуткость, доброжелательность, наличие чувства юмора.

— Знакомство с концептуальными моделями обучения и развития одаренных детей.

Рекомендации учителям, работающим с одаренными детьми.

Наиболее эффективный метод взаимодействия учителя с одаренным ребенком – индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу с материалом.

— Учителю-предметнику в работе необходимо:

— Составить план занятий с ребенком, учитывая психические особенности ребенка.

— Определить темы консультаций по наиболее сложным и запутанным вопросам.

— Выбрать форму отчета ребенка по предмету (тесты, вопросы и т.д.) за определенные промежутки времени.

20.09.2025 18:08


Рекомендуем курсы ПК и ПП