СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Шкиль Л.В., учитель русского языка и литературы, ГБУ ОО ЗО «Орловская СОШ» Приморского района
Актуальность педагогического опыта Ведущая педагогическая идея: поиск эффективных путей, действенных средств и методов словарной работы,создание для учащихся условий, способствующих обогащению словарного запаса и повышению общей коммуникативной культуры. Низкая речевая культура многих современных школьников, снижение уровня грамотности учащихся.Неспособность воспринимать и перерабатывать значительные объёмы устной и письменной текстовой информации. Снижение мотивации учебной деятельности, сознательного отношения к овладению знаниями.
Цель и задачи педагогической деятельности: обобщение и систематизация форм работы на уроке русского языка, направленных на обогащение словарного запаса учащихся и развития их общей коммуникативной культуры.
Задачи: Определить значение словарно-семантической работы на уроке. Выделить ведущие методы и приемы, способствующие обогащению словарного запаса учащихся и повышению их общей коммуникативной культуры. Произвести отбор эффективных приемов и методов обогащения словарного запаса учащихся и успешного решения устных и письменных коммуникативных задач.
Теоретическое обоснование опыта: Учения Ф.И.Буслаева, И. И. Срезневского, К.Д.Ушинского. Семантизация незнакомых слов – одна из задач обогащения словарного запаса учащихся. Приемы семантизации : семантическое определение (совместная работа учителя и учащихся, направленная на подбор и составление минимально развернутого толкования лексического значения слова, включающего компоненты, которые отражают основные родовые признаки), структурно-семантическая мотивация (предназначена для составления семантического определения незнакомого слова в процессе совместной работы учителя и учащихся) сопоставление с известным учащимся словом (перенос лексического значения знакомого синонима или антонима на семантизируемое слово); наглядность состоит в показе реалии самого предмета, называемой толкуемым словом контекст (словесное окружение как прием систематизации тоже обеспечивает представление о слове.
Систематизация комбинаций элементов известных методик с целью выявления наиболее эффективных приемов формирования у учащихся богатой, разнообразной, образной и грамотной речи, научить своих учеников самостоятельно приобретать знания, мыслить, быть востребованными и успешными, создать условия, в которых проявится потребность и готовность ученика к самообразованию и самовоспитанию.
Системно-деятельностный поход: Принцип деятельности. Принцип непрерывности. Принцип целостности. Принцип минимакса. Принцип психологической комфортности. Принцип вариативности. Принцип творчества. Cистема дидактических принципов.
Приемы работы по обогащению словарного запаса учащихся. Основная единица обучения – слово. Написание мини-сочинений по опорным словам,составление словарей, работа с текстом, устное словесное рисование, упражнения на развитие кретивного мышления, упражнения по развитию речи, составление языкового комментария к тексту изложения, работа со словами, составление словарной статьи. письмо по памяти.
Работа со словарями разного типа позволяет формировать у учащихся умения работать со словарем.Необходимо ознакомить с основными видами словарей (освоение структуры лингвистического словаря).Формировать привычку обращения к словарям в ситуации необходимости поиска информации, обучать составлять собственный словарик.
Результаты работы:повышение внимания учащихся к значению слова; формирование навыка работы со справочной литературой; повышение качества знаний учащихся, развитие способностей каждого ученика; приобретение навыка самостоятельно организовывать свою учебную деятельность; формирование умения организовать сбор информации и правильно ее использовать,активизация познавательной деятельности и творческой активности учащихся; формирование личностных качеств личности, расширение кругозора учащихся.
© 2024, Шкиль Лина Викторовна 57