СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сохранение и укрепление органов зрения детей дошкольного возраста через использование здоровьесберегающих технологий.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Зрение играет большую роль в развитии человека. С помощью зрения осуществляется 90% восприятия внешнего мира. Поскольку организм ребенка очень восприимчив к различным видам воздействия, именно в детском возрасте зрению должны уделять особое внимание.

Если еще десяток лет назад медики говорили о снижении зрения у детей начальной школы, то сейчас детей, с ослабленным зрением стало много и в дошкольных учреждениях. [7]

В век информационных технологий организм детей и взрослых подвергается большому воздействию факторов, негативно влияющих на здоровье. Не секрет, что телефоны, компьютеры, планшеты, телевизоры – ежедневно оказывают нагрузку на зрительный аппарат детей, даже младшего дошкольного возраста. Поэтому профилактическая и корригирующая работа с органами зрения выступает сегодня, как необходимый компонент образовательной деятельности ДОУ.

Нет необходимости объяснять важность и значимость профилактических мероприятий по коррекции органов зрения у детей дошкольного возраста в ДОУ.

Нам, как педагогам, важно не только научить детей выполнять специальные упражнения в системе, но и понять необходимость заботы о своем зрении и здоровье в целом.

Одной из форм работы по профилактике и коррекции нарушений зрения, переутомления зрительного аппарата выступает гимнастика для глаз.

Гимнастика для глаз - это один из приемов оздоровления детей, она относится к здоровьесберегающим технологиям, наряду с дыхательной гимнастикой, самомассажем, динамическими паузами.

Цель использования гимнастики для глаз: профилактика нарушений зрения дошкольников.

Задачи:

-предупреждать утомления

-укреплять мышцы глаз

- снимать напряжения

- осуществлять общее оздоровление зрительного аппарата.

Гимнастика для глаз благотворно влияет на работоспособность зрительного анализатора и всего организма.

Условия проведения гимнастики для глаз: Для проведения не требует специальных условий. Любая гимнастика для глаз проводится стоя.

Время: Выполняются 2-4 мин.

Правило: При выполнении упражнений голова неподвижна (если не указано иначе).

Прием проведения – наглядный показ действий педагога.

Общие рекомендации:

При планировании НОД с использованием ИКТ 1 раз в неделю рекомендуется за месяц разучивать и использовать 1 гимнастику для глаз в стихах, а на 4 раз использовать гимнастику с предметами или без предметов, в виде комплексов движений.

Если гимнастика для глаз используется педагогом в системе здоровьесбережения ежедневно, то рекомендуется на неделю планировать для разучивания и выполнения 1 комплекс в стихотворной форме, совмещая его 1 или 2 раза с комплексами другого вида.

При планировании рекомендуется учитывать принцип усложнения, отработав вначале простые движения глазами: вправо-влево, вверх-вниз, круговые движения, зажмуривания, моргание, выпячивание глаз, а затем используя их по поду более сложного стихотворного текста в различных сочетаниях. Стихотворный текст также нужно использовать вначале небольшой (до 4 строк), а затем переходить к более сложным и длинным.[1,с.34]

Виды гимнастик для глаз

По использованию художественного слова гимнастики для глаз можно разделить на те, которые имеют стихотворное сопровождение и те, которые проводятся без него.

По использованию дополнительных атрибутов, можно выделить 4 вида:

- с предметами

На них мелкие силуэтные изображения предметов, буквы, слоги, цифры, геометрические фигуры и т.д. (размер изображенных предметов от 1 до 3 см). По просьбе педагога дети встают и выполняют ряд заданий: отыскивают на стенах картинки, являющиеся ответом на загадку; находят изображения предметов, в названиях которых есть нужный звук и т.д.

-без атрибутов (никакие предметы и плакаты не используются)

-с использованием специальных полей (овал, восьмерка, волна, спираль, ромб и т.д.) или причудливо перекрещенные линии разных цветов толщиной 1 см. Этот плакат размещается выше уровня глаз в любом удобно месте (над доской, на боковой стене и даже на потолке). По просьбе педагога дети начинают «пробегать» глазами по заданной траектории. При этом каждому упражнению желательно придавать игровой или творческий характер.

Выполняются движения по цветным полосам. На указку можно надеть любой предмет по теме и попросить детей следить глазами за ним. По черному кругу по часовой стрелке, по красному против часовой стрелки, по синей линии справа и влево, по желтой линии вверх вниз, а по зеленым кругам - движение «восьмерка». Каждое движение выполняется 4-6 раз. [4, с. 12-14]

Данное пособие помещается в групповой комнате или компьютерном классе. Глаза детей отдыхают при рассматривании цветового спектра.

-с использованием ИКТ (Информационно-коммуникативные технологии)

Существуют специализированные программы, направленные на снятие напряжения и коррекцию зрения. Как правило, они дорогостоящие и мало используются в ДОУ. Но мультимедийную гимнастику для глаз легко изготовить самим, используя программу Power Point или Prezi Desktop для создания презентаций, где любому объекту можно задать определенное движение. Это удобно при использовании непосредственной образовательной деятельности (НОД) на основе презентации, когда педагог подбирает рисунки по теме и вставляет ее в нужный этап.

Интереснее всего проходят гимнастики для глаз, на которых используются предметы или задания в стихотворной форме, движения по определенным дорожкам, задания на поиск предметов и картинок в разных частях группы.[5, с. 21]

Так же, в целях сохранения и укрепления остроты зрения дошкольников был изобретен тренажёр «Стрелоплан» авторами-разработчиками, которыми являются М.Мишин, З. Тюбекина.

По мнению авторов-разработчиков, он помогает осуществлять упражнения профилактического характера при работе с нормально видящими детьми и коррекционные упражнения для детей с ослабленным зрением. Представленный тренажёр многофукционален, он помогает не только осуществлять профилактические упражнения, но и закреплять ранее полученные знания (ФЭМП, развитие речи и т. д). Тренажёр мобилен, его можно размещать в удобных для детей местах, использовать на занятиях во время проведения физминуток. [3, с. 15]

ЛИТЕРАТУРА

1. Демирчоглян. Г.Г.Эффективные упражнения для зрения. – СПб.: Детство – пресс, 2006. - 47с.

2. Демирчоглян. Г.Г.Улучшаем зрение. Книга-тренажер для сохранения детского зрения. – СПб.: Детство – пресс, 2003. – 65с.

3. Кирсанова. Н., Никитина. О. Стрелоплан. / Н. Кирсанова. // Обруч.- 2007.,

- № 2. – С.15-16.

4. Никанорова Т.С., Сергиенко Е.М. Здоровячок. Система оздоровления дошкольников. - Воронеж, 2007. – 85 с

5. Мишин М.А., Тюбекина З.И. Дидактические игры и упражнения с активизацией зрения на занятиях тифлопедагога. // Физическое воспитание детей с нарушением зрения. – 2001.,- № 2. – С.12-14.

6. Русецкая М.Н., Чиркина Г.В. Визуальный тренажер: Альбом для занятий с детьми 5-7 лет// Приложение.: АРКТИ, - 2007 г., - 72 стр.

7. http://old.admsurgut.ru/state.php?ttop=120071

08.05.2015 08:16


Рекомендуем курсы ПК и ПП