СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Современные научные представления о диалогической речи
Вопросом о диалогической речи занимались многие ученые. Подверглись анализу такие проблемы: синтаксис разговорной речи, диалог в массовой коммуникации, структурирование диалога, двойной адрес в общении, поэтому понятие диалог трактуется по – разному.
Диалогическая речь-(от греч. — беседа, разговор двоих) — форма речи, состоящая из обмена высказываниями-репликами, на языковой состав которых влияет непосредственное восприятие, активизирующее роль адресата в речевой деятельности адресанта.
Диалог как форма речи состоит из реплик, из цепи речевых реплик, он осуществляется в виде сменяющих друг друга вопросов и ответов. Диалог-беседа нескольких людей, не меньше двух. Цель беседы- спросить о чем-то и вызвать на ответ, побудить к какому-то действию (Г.А. Фомичева) [30].
Диалогическая речь состоит из обмена высказываниями. На ее композицию, содержание и языковой состав влияет немедленное восприятие. Участники диалога оказывают друг на друга сильное активизирующее влияние. Как правило, реплики в диалоге не обладают самостоятельностью, законченностью, другими признаками диалога. Ситуации диалога отличатся естественностью, речь преимущественно ситуативная, во многом спонтанная. Диалог малопонятен в отдельных репликах. Структура диалога- обмен репликами.Языковой состав реплик нацелен на активизацию и восприятие второго члена диалога: в диалоге присутствуют элементы разговорного стиля, эллиптические конструкции, обращения, восклицания и вопросы, в устном диалоге –богатая палитра интонаций.Диалог предрасположен к экспрессии: эмоции играют в нем значительную роль. Используются повороты, междометия, частицы, лексика разговорного стиля. Экспрессивность диалога, его изобразительные возможности широко используются в художественной литературе
Коммуникативная функция является основополагающей в диалогической речи. Развитие диалогической речи у дошкольников возникает только в ситуации общения со взрослыми и сверстниками.
Рузская А.Г. утверждает, что диалогическая речь может быть ситуативной, т.е. связанной с ситуацией, в которой возникло общение, но может быть и контекстуальной, когда все предшествующие высказывания обусловливают последующие. И ситуативные, и контекстуальные диалоги - непосредственные формы общения людей, где участники диалога строят свои суждения и ждут на них реакций других людей. Ситуативный диалог может быть понятен только двум общающимся.
Техника и приемы общения имеют возрастные особенности. Так, у детей они отличны от взрослых, а дошкольники общаются с окружающими взрослыми и сверстниками иначе, чем это делают старшие школьники.
Дети более импульсивны и непосредственны в общении, в их технике преобладают невербальные средства. У детей слабо развита обратная связь, а само общение нередко имеет чрезмерно эмоциональный характер. С возрастом эти особенности общения постепенно исчезают, и оно становится более взвешенным, вербальным, рациональным, экспрессивно экономным. Совершенствуется и обратная связь.
Ребенок обнаруживает способности к эмоциональному общению с людьми уже на третьем месяце жизни (комплекс оживления), а к годовалому возрасту его экспрессия становиться настолько богатой, что позволяет довольно быстро усваивать вербальный язык общения, пользоваться звуковой речью.
Знание онтогенеза общения позволит нам определить уровень развития диалога детей.
Основные этапы, которые проходит онтогенетическое развитие общения у человека вплоть до поступления в школу, можно представить и описать следующим образом.
Возраст от рождения до 2-3 месяцев. Биологическое по содержанию, контактное общение, служащее средством удовлетворения органических потребностей ребенка. Основное средство общения - примитивная мимика и элементарная жестикуляция.
Возраст от 2-3месяцев до 8-10 месяцев. Начальный этап познавательного общения, связанный с началом функционирования основных органов чувств и появлением потребности в новых впечатлениях.
Возраст от 8-10 месяцев примерно до 1,5 года. Возникновение координированного, вербально-невербального общения, обслуживающего когнитивные потребности.
Возраст от 1,5 до 3 лет. Появление делового и игрового общения, связанного с возникновением предметной деятельности и игры. Начальный этап разделения делового и личностного общения.
Возраст от 3 до 6-7 лет. Становление произвольности в выборе и использовании разнообразных естественных, данных от природы или приобретенных средств общения. Развитие сюжетно-ролевого общения, порождаемого включением в сюжетно-ролевые игры.
С поступлением в школу получает ускорение интеллектуальный и личностный рост ребенка. Углубляется и становиться более разнообразным содержание общения, дифференцируются его цели, совершенствуются средства. Происходит вербализация общения, четко различаются и относительно независимо друг от друга развиваются деловое и личностное общение.
© 2020, Кружилина Анна Павловна 405