СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современный учитель

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одним из важнейших требований, которые предъявляет педа­гогическая профессия, является четкость социальной и профес­сиональной позиций ее представителей. Именно в ней учитель выражает себя как субъект педагогической деятельности.

Позиция педагога — это система тех интеллектуальных, во­левых и эмоционально-оценочных отношений к миру, педагогиче­ской действительности и педагогической деятельности в част­ности, которые являются источником его активности. Она опре­деляется, с одной стороны, теми требованиями, ожиданиями и возможностями, которые предъявляет и предоставляет ему обще­ство. А с другой стороны, действуют внутренние, личные источ­ники активности — влечения, переживания, мотивы и цели пе­дагога, его ценностные ориентации, мировоззрение, идеалы.

В позиции педагога проявляется его личность, характер соци­альной ориентации, тип гражданского поведения и деятельности.

Социальная позиция педагога вырастает из той системы взгля­дов, убеждений и ценностных ориентации, которые были сфор­мированы еще в общеобразовательной школе. В процессе профес­сиональной подготовки на их базе формируется мотивационно-ценностное отношение к педагогической профессии, целям и средствам педагогической деятельности. Мотивационно-ценностное отношение к педагогической деятельности в самом широком ее понимании в конечном итоге выражается в направленности, составляющей ядро личности учителя.

Социальная позиция педагога во многом определяет и его про­фессиональную позицию.Однако здесь нет какой бы то ни было прямой зависимости, поскольку воспитание всегда строится на основе личностного взаимодействия. Именно поэтому педагог, четко осознавая, что он делает, далеко не всегда может дать раз­вернутый ответ, почему он поступает так, а не иначе, нередко вопреки здравому смыслу и логике. Никакой анализ не поможет выявить, какие источники активности возобладали при выборе педагогом той или иной позиции в сложившейся ситуации, если он сам объясняет свое решение интуицией. На выбор профессио­нальной позиции педагога оказывают влияние многие факторы. Однако решающими среди них являются его профессиональные установки, индивидуально-типологические особенности лично­сти, темперамент и характер.

Л.Б.Ительсон дал характеристику типичных ролевых педагоги­ческих позиций. Педагог может выступать в качестве:

информатора, если он ограничивается сообщением требова­ний, норм, воззрений и т.д. (например, надо быть честным);

друга, если он стремился проникнуть в душу ребенка;

диктатора, если он насильственно внедряет нормы и ценно­стные ориентации в сознание воспитанников;

советчика, если использует осторожное уговаривание;

просителя, если педагог упрашивает воспитанника быть таким, "как надо", опускаясь порой до самоунижения, лести;

вдохновителя, если он стремится увлечь (зажечь) интересны­ми целями, перспективами.

Каждая из этих позиций может давать положительный и от­рицательный эффект в зависимости от личности воспитателя. Однако всегда дают отрицательные результаты несправедливость и произвол; подыгрывание ребенку, превращение его в малень­кого кумира и диктатора; подкуп, неуважение к личности ребен­ка, подавление его инициативы и т.п.

Конец XX–начало XXI века – период глобальных изменений в развитии научно-технического прогресса. Как же угнаться за этим непрерывным движением современному учителю? Как и чему учить детей в современной школе?

Конечно, надо понимать, что как ученика мы не можем наполнить знаниями, словно налить сосуд раз и навсегда, так и учитель остаётся учителем до тех пор, пока он сам учится, обновляя и дополняя свои знания и умения в работе с детьми. И если раньше учитель подавал ученику «рыбку» в виде готового кусочка знаний и на этом считал свою миссию выполненной, то теперь учитель даёт ему «удочку» и показывает, как ею пользоваться, чтобы успешно ловить необходимые знания.

Сегодня почти в каждой школе есть модель её выпускника. Какую бы модель я придумал для нынешнего учителя? Прежде всего, отдаю предпочтение такому человеческому качеству, как гуманность. Учитель должен быть с добрым взглядом, с доброй душой, особенно к детям, и с добрыми поступками. Злых людей, даже очень умных и развитых, в школе быть не должно.

Современный учитель должен быть широко эрудированным человеком. Конечно, объять необъятное невозможно. Однако быть узким специалистом-предметником в нынешней школе будет не очень уютно. Учитель должен обладать и уметь пользоваться знаниями возрастной педагогики и психологии. Бывший школьный лидер – он приобрёл в вузе необходимые знания и навыки быть организатором и руководителем детского коллектива: уметь разумно сочетать требовательность и принципиальность с необходимостью, быть объективным в оценке знаний и поступков детей, находить в себе силы и мужество признавать свои ошибки. Учитель должен быть образцом для подражания в манере поведения, в здоровом образе жизни, в этике. Он всегда подтянут, скромно, но красиво одет, с ним дети всегда чувствуют себя комфортно. Современный учитель успешно владеет техническими средствами и информационно-коммуникативными технологиями. И главное, на мой взгляд, учитель – это не раб чиновников всех рангов и уровней, стоящих над школой. Современный учитель – это исследователь, обладающий набором необходимого «инструментария» для этой деятельности. Обладая этим инструментарием, он обучает и побуждает школьников к интересной, творческой работе, и для этого ему необходимы время и свобода. Это свободная личность, не обременённая бесконечной бумажно-бюрократической отчётностью, куда она загнана сегодня, как белка в колесо. Сегодня, к большому сожалению, многие учителя думают не о том, как добиться более высоких результатов в обучении и воспитании учащихся, а о том, как бы не попасть на крючок проверяющего, потому что в его рабочей программе или поурочном плане нет тех разделов и пунктов, которые требуют проверяющие, по их мнению, главных и обязательных.

Учитель, настоящий учитель, – это натура творческая, и результатом его работы должен быть творчески развитый школьник, способный завтра быть учителем. Иначе нынешний дефицит кадров станет кризисным явлением в образовании.

Начавшаяся работа по реформированию и модернизации системы образования затянулась на долгие годы. Принятие нового закона «Об образовании в Российской Федерации», введение федеральных государственных образовательных стандартов на всех ступенях непрерывного образования требуют от современного учителя новых подходов, форм и методов работы с обучающимися.

Федеральные государствен­ные образовательные стан­дарты начального, основного, среднего (полного) общего образования (ФГОС) вносят существенные изменения в понимание целей образования. Вместе с тем в ФГОС сохраняется традиционный подход к образованию, ориентирован­ный на достижение образовательных, воспитательных и развивающих целей. Конкретизация каждой из названных групп целей представлена соответствую­щим перечнем предметных, личностных и метапредметных результатов, сформу­лированных с опорой на современные запросы общества и на достижения пе­дагогической науки. Описанные во ФГОС цели образования находят отражение в основной образовательной программе образовательного учреждения, в рабочих программах по предмету и в итоге в це­лях каждого конкретного урока. Поэтому перед современным, думающим учителем стоит задача осмысления и принятия но­вых образовательных ориентиров. Но по­становка цели является только первым шагом в осуществлении педагогической деятельности, далее необходимо плани­рование деятельности, отбор инструмен­тария, средств для её осуществления, контролирование и оценка результатов. В данной статье обсуждается проблема выбора учителем инструментария для до­стижения современных образовательных результатов, а именно, проблема выбора методов обучения.

Современная система образования как никогда ори­ентирована на реализацию деятельностного подхода, поэтому, на наш взгляд, целесообразно в методах обучения видеть то, что описывает совместную дея­тельность учителя и учащихся на уроке, нацеленную на дости­жение современных образова­тельных результатов.

При выборе методов обу­чения для конкретного урока необходимо четко понять то, какую позицию учитель будет занимать на уроке, какую роль себе отводит в образовательном процессе, кем видит себя.

В ходе образовательного процесса каждый из субъектов осуществляет деятельность: учитель – педагогическую, учащийся – образовательную. Таким образом, педагог сегодня, в первую оче­редь, выполняет управляющую функцию, организует образовательную деятельность обучаю­щихся. Но вместе с тем, учитель не может подняться над педагогическим процессом, он остается его активным участником, значит, являясь организатором об­разовательной деятельности, он отчасти остается и её исполните­лем, а это означает, что учитель по отношению к себе осущест­вляет образовательную дея­тельность, то есть учится вместе со своими учениками, только в отличие от них он учится учить, а они - учиться, то есть осуществлять педагогическую деятель­ность по отношению к себе. В этом, на наш взгляд, лежит одна из причин, порождающая затруднение учителя при выбо­ре методов обучения для кон­кретного урока. Действительно, педагогу необходимо выбрать метод обучения, организующий образовательную деятельность учащихся, метод, создающий условия для достижения современных образовательных результатов, то есть ориентированный на формирование и развитие универсальных учебных действий, метод, обеспечивающий реализацию образовательной деятельности учителем по отношению к себе.

Сложность выбора методов обучения для каждого конкрет­ного урока, на наш взгляд, обу­словлена такими факторами, как: необходимость учета предметного содержания; необходимость учета индивидуальных особенностей и потребностей учащихся, типовых характеристик классного коллектива; необходимость согласования выбранных методов и форм организации обучения; необходимость согласования выбранных методов и средств обучения. Однако проблема выбора методов обучения обусловлена не только объективно существующими противоречиями, её порождающими, но и субъективными факторами, которые есть следствие индивидуальных особенностей учителя и сложившегося в образова­тельном учреждении педагогического коллектива.

В качестве таких субъектив­ных факторов можно назвать следующие: профессионализм учителя, опирающийся на систему знаний и профессиональных компетентностей педагога; психолого-педагогические и методические традиции и опыт педагогического коллектива; готовность родителей поддерживать выбор методов обучения и учения, сделанный педагогом; готовность администрации образовательного учреж­дения поддерживать выбор методов обучения и учения, сделанный педагогом.

Таким образом, острота проблемы выбора методов обучения в современной си­стеме образования обуслов­лена сложностью её решения с общепедагогических позиций; существованием множества параметров и свойств образо­вательного процесса, которые необходимо учитывать при от­боре метода обучения, нали­чием субъективных факторов, отражающих индивидуальные и профессиональные особен­ности педагога, школьного кол­лектива, администрации. Осо­знание этих проблем учителем является, на наш взгляд, пер­вым шагом в их решении.

Введение ФГОС нового поколения требует от учителя более творческой и разнообразной работы с учащимися начального звена.

Педагогическая биография учителя индивидуальна. Не каждый и не сразу становится мастером. У многих на это уходят многие годы, а отдельные педагоги так и остаются в разряде посредственных, для которых педагогическая деятельность лишь способ стабильного получения дохода, а никак не призвание и не творческая деятельность.

Чтобы стать мастером своего дела, учителю необходимо овладеть закономерностями и механизмами педагогического процесса. Это позволит ему педагогически мыслить и действовать, то есть самостоятельно анализировать педагогические явления, «расщеплять» их на отдельные составные элементы, осмыслить каждую часть связи с целым, находить необходимые, адекватные логике рассматриваемого явления идеи, выводы, принципы в теории обучения и воспитания, рассматривать явления с психолого-педагогической точки зрения, уметь выявлять основную педагогическую проблему и подбирать к ней способы ее оптимального решения.

Профессиональное мастерство приходит к тому учителю, который не только опирается в своей деятельности на научную теорию, но и обладает в полной мере всеми теми качествами, которые описаны в данной работе. И не только обладает ими, а еще и развивает их, постоянно занимается самосовершенствованием, в котором немалую роль играет самоанализ.

19.02.2018 22:51


Рекомендуем курсы ПК и ПП