СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
При детском церебральном параличе (ДЦП) у ребенка первично нарушены двигательные функции, моторное развитие. И это оказывает неблагоприятное влияние на формирование нервно-психических функций, в том числе речи ребенка. Поэтому занятия с детьми с ДЦП должны быть комплексными.
Физические занятия
Разбалансированность мышечных сокращений и непроизвольные движения затрудняют выполнение целевых физических упражнений. Но монотонное, многоразовое повторение движений для достижения правильной работы мускулатуры дает видимый положительный результат. Есть специальные упражнения на развитие силы в пораженных мышцах, а также на растягивание мышц, снимающие мышечное напряжение и расширяющие диапазон движений. Очень важно научить ребенка сознательно напрягать и расслаблять отдельные мышцы. Это является одним из подготовительных этапов при переходе к обучению ходьбе.
При этих занятиях родители могут столкнуться с таким препятствием, как уже сформировавшиеся патологические позы и движения. Перестраивание их часто влечет отрицательную реакцию ребенка, нежелание менять привычные и удобные «схемы для тела».
Одним из способов преодоления этого может быть участие ребенка в групповых занятиях. Ведь дети склонны к подражанию и эту особенность нужно использовать.
В каждом конкретном случае врач и специалист по лечебной физкультуре могут порекомендовать такой комплекс. Задача родителей безоговорочно и терпеливо день изо дня выполнять эти упражнения с ребенком. При этом важен психологический настрой, уверенность в улучшении здоровья. Даже самые незначительные сдвиги должны быть предметом ежедневного положительного обсуждения. Три кита, на которых базируются занятия с детьми с ДЦП - это регулярность, систематичность и непрерывность.
Логопедические и логоритмические занятия
Выявление истинных причин нарушения речи при ДЦП даст возможность максимально скорректировать комплекс занятий. Одно дело, если речевая задержка вызвана патологией мозговых структур, отвечающих за речь, либо связана с нарушением слухового аппарата, и совсем другое, когда задержка речи вызвана недостаточностью социальных контактов, общения. Чем ранее будет выявлена эта причина, тем успешнее будет проходить корректировка. Врач-логопед в каждом случае составляет индивидуальную программу занятий с ребенком. Логопедические занятия с детьми с ДЦП включают в себя целый комплекс упражнений не только по произношению звуков, но и по постановке дыхания, по развитию моторики рук, умению обнаруживать источник звука и локализовать его.
Ребенок в первую очередь понимает интонации, высоту голоса, звука. Для развития ритмики у ребенка можно использовать различные звучащие игрушки, да и просто постукивание предметами по ладошке малыша. Мягкая, красивая музыка создаст полезный эмоциональный фон. Телесный контакт очень важен для такого ребенка. Чаще берите ребенка на руки, делайте его ручками и ножками движения в определенном ритме под музыку или песенку.
Игры как средство развития ребенка с ДЦП
Для ребенка с ДЦП очень важны звуки, которым он со временем будет пытаться подражать. Нужно часто разговаривать с малышом, давать ему в ручку игрушки, удерживать их вместе с ним, чтобы малыш мог запомнить эти движения. Хорошо повторять звуки, произносимые ребенком, и он будет пытаться повторять за вами ваши слова.
Ребенок с удовольствием будет кататься на мяче-фитболе. Уложите его животиком на мяч и, придерживая, катайте туда-сюда. Затем опустите ножки малыша, чтобы они упирались в пол, и также подталкивайте мяч, стимулируя движения ножек. Придумать массу упражнений на фитболе нетрудно, их может посоветовать специалист в реабилитационном центре. Не следует забывать о простых « пальчиковых играх» - ладушки, сорока-ворона. Для развития слуха, а значит и речи, ребенка можно играть с ним в игру « кто это сказал?» Поставив несколько фигурок животных, можно показать ребенку, кто и как «разговаривает». Например, кот говорит «мяу». Затем произнести «мяу» и предложить малышу посмотреть на соответствующую игрушку.
Мозг человека обладает огромными компенсаторными возможностями Целенаправленное и систематическое использование психофизических упражнений и техник с активным участием самого ребенка задействует в нервной системе определенные механизмы самовосстановления.
Занятия спортом для детей
Движение - жизнь. Но сегодня окружающая нас среда дает все меньше стимулов для естественного движения. Использование транспорта, учеба и сидячая работа - все это требует дополнительной двигательной компенсации, чтобы оставаться крепким и здоровым человеком. Вот почему необходимость формирования двигательных навыков у ребенка, ловкости, силы и быстроты является первоочередной для родителей еще до начала школьного периода. Физическое воспитание - это составная часть общего развития и воспитания наших детей.
Когда начинать занятия
Как ни удивительно это звучит, но начинать нужно с первых дней жизни младенца. При купании дайте ему несколько минут полежать свободно, подвигать ручками, ножками. С двух-трех месяцев нужно класть малыша на животик, показывая ему игрушку, стимулировать поворот головы. К пятому месяцу ребенка нужно побуждать к ползанию на животе, слегка притягивая его за ручки. Нужно развивать хватательный рефлекс, а, следовательно, моторику рук, давая малышу погремушки. Разговаривая с ним, меняйте свое местоположение, чтобы ребенок следил за вами, поворачивая головку. Обычно к семимесячному возрасту, многие малыши могут самостоятельно садиться, пытаются вставать на ножки. Педиатры не рекомендуют принуждать малыша стоять, ходить, и особенно сидеть преждевременно. Но способствовать этому с помощью двигательных упражнений нужно.
К годовалому возрасту, здоровые детишки уже умеют с помощью взрослых ходить, держатся за мебель или переступают самостоятельно. Дети очень любят ритмические движения. Очень важно хотя бы раз в день заниматься с малышом ритмическим упражнением - прыжками под песенку, маршированием под стишок, музыку, притопыванием, прихлопыванием. Можно заниматься с какими-то легкими предметами, как, например, мячик, лента, воздушный шарик. Эти простые упражнения - первая ступенька занятия спортом для детей.
В дошкольном периоде задача родителей научить малыша ловкости, умению лазать, прыгать, бегать. Незатейливые игры для 6-7 летних ребятишек в виде имитации поз и движений животных, бег животных и т.п. достаточно привлекательны для малышей. Обязательно нужно следить за выработкой красивой осанки ребенка, легкой походки. Можно начать обучение плаванию, ходьбе на лыжах. Если ребенок получает все эти навыки, то к моменту поступления в школу он уже будет обладать способностью к физическим нагрузкам, к сосредоточенной работе, к школьной дисциплине.
Физкультура или спорт
Каково различие между физкультурой и спортом для детей, в чем оно. Физкультура - это часть общей культуры, повседневно формирующая здоровый образ жизни, отличное физическое состояние ребенка при помощи определенных знаний и навыков. Элементами физкультуры являются утренняя зарядка, двигательная активность, физический труд, закаливание, личная гигиена. Физкультурой может заниматься в меру своих сил и способностей каждый. Спорт включает в себя понятие физкультуры, но в нем присутствует еще элемент состязательности, противоборства. Школьные занятия спортом для детей дают учащимся тот «прожиточный минимум» физического развития, без которого вообще трудно обойтись в жизни.
Занимаясь ежедневно физкультурой, ребенок может проявить интерес, и способности в каком - либо конкретном виде спорта, например в плавании, гимнастике. В этом случае задачей родителей становится помощь в соблюдении режима, в выполнении заданий тренера.
Какие виды спорта доступны школьникам
Наиболее доступными для младших школьников являются спортивная, художественная гимнастика, фигурное катание, плавание. С 9-10 лет детям становится доступной акробатика, легкая атлетика, лыжи и коньки, баскетбол, теннис, фехтование. Чуть позже ребята могут заниматься в секции футбола, хоккея, греблей, боксом, ручным мячом. Тяжелой атлетикой школьники могут начать заниматься не ранее 15 лет.
Главное в занятиях физическими упражнениями - это разумно организованные движения. Если ваш ребенок часами гоняет мяч, а дочка прыгает через скакалку полдня, это вряд ли принесет пользу организму. Важно, чтобы ребенок хотя бы через день занимался минимум по полчаса специальными гимнастическими упражнениями. Для школьников, обучающихся в первую смену, лучшее время для таких занятий - вторая половина дня, но не позднее, чем за 1-2 часа до ужина. Для занимающихся во вторую смену - первая половина дня за 1-2 до обеда. Комплексы такой гимнастики просты, они включают в себя наклоны, «велосипед», «потягивание кошки» и аналогичные несложные упражнения.
Любые занятия спортом для детей накладывают отпечаток не только на физическую форму ребенка, но и на его психическое состояние. Дети, дружные с физкультурой, более волевые, они уверенны и легче достигают поставленных целей.
© 2019, Борисова Наталия Валентиновна 438