СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Такой разный Новый год 2

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мы привыкли отмечать Новый год зимой, однако у многих коренных народов начало очередного жизненного цикла не было привязано к календарю. Оно зависело от чередования сезонов, поведения животных и птиц, движений солнца и луны.

Башкиры: каша для ворон и деревья, цветущие лентами

Каргатуй, или Воронью свадьбу, башкиры отмечают весной, когда с гор сходит снег или с первым криком грача. Чтобы наступающий год был счастливым, нужно умилостивить священную птицу — ворону.

В старину участниками праздника были только женщины и дети. Мужчина мог прийти на Каргатуй, только переодевшись в женскую одежду. Распорядительницей праздника выбирают женщину, которая хорошо говорит, танцует и поет: ее легко заметить по яркому костюму, украшенному ракушками и монетами. Главным блюдом праздника становится каша, которую готовят из пшеницы на молоке прямо на улице в больших казанах. Ее едят не только люди, но и вороны: считается, что чем обильнее угощение для птиц, тем урожайнее будет год.

На Каргатуй обязательно украшают деревья. В наши дни используют ленты, а раньше женщины вешали на них шали, платки, бусы. Башкиры считают, что такое искусственное цветение поможет деревьям скорее набрать силу и зацвести по-настоящему.

Вепсы: бородатый гость и гадание по венику

В старину наступление нового года вепсы отмечали в день зимнего солнцестояния, а после распространения христианства праздник сместился на период между Рождеством и Крещением.

Насколько удачным будет год, определяют по первому гостю. Больше всего ждут мужчину: если он приходит в дом, где есть молодые девушки, это обещает им много женихов. Однако не всякий гость сулит благополучие: если первым гостем станет безбородый юноша, год будет неурожайным. Если придет пожилой мужчина — год будет хлебным, а особую удачу принесет мужчина с бородой. Многое зависит и от характера гостя: легкий нрав обещает легкий год и наоборот. От нежелательного гостя, который не подходит ни под один описанный критерий, дом могут закрыть на засов — или вовсе прогонят посетителя метлой.

Вепсы верят, что в новом году нужно не только встретить правильного гостя, но и самому не отстать. Кто в праздник просыпается первым, раньше всех будет заканчивать работу целый год.

На ночь вепсы ставят в снег несколько поленьев — по количеству членов семьи. Дурной приметой считается полено упавшее: год для человека, которому его установили, окажется последним. А южные вепсы прячут среди поленьев палку и веник. Если девушка на выданье первой находит палку — жених будет молодым, если веник — выйти замуж придется за старика.

Марийцы: старик Василий и гадание по ноге овцы

В наше время марийцы отмечают Шорыкйол, что в переводе означает «овечья нога», в период с 7 по 19 января. Празднование начинается всегда в пятницу и длится около двух недель.

Главным героем праздника становится Васли-Кугыза — старик Василий. Кто именно станет им на грядущий Шорыкйол, держится в строжайшей тайне. Со своей спутницей старухой Василисой — Васли-Кува — он ходит по домам, предсказывает будущее и проверяет, хорошо ли потрудились хозяева в уходящем году. Мужчины показывают старику сплетенные лапти, женщины — рукоделие. Если работа Васли-Кугызе не нравится, он может отхлестать нерадивых хозяев соломенным жгутом.

Гостей праздника развлекают и другие ряженые. Раньше переодеваться разрешалось только парням — сейчас в маскараде участвуют и девушки. Они углем рисуют усы и бороды, делают маски, обвязываются соломой. Молодежь играет в игры, например в чет-нечет. Девушка предлагает парню угадать, четное или нечетное количество орехов у нее в руке. Проигравший обязан ее поцеловать.

У марийцев есть и новогодние гадания. Например, ночью девушки приходят в хлев и в темноте хватают овцу за ногу. Если нога окажется пушистой, значит, муж будет богатым, если голой — то бедным. Гадают и на урожай: слушают кур в курятнике. Если они шумят — хлеб не уродится, а если сидят тихо — можно рассчитывать на хороший урожай.

Калмыки: первый чай и возрастные лампадки

До XX века калмыки использовали буддийский календарь, в основе которого лежал 12-летний цикл. Каждому году в нем покровительствовало определенное животное и у каждого года была своя особенность: например, год Мыши считался счастливым и богатым, а год Обезьяны сулил тяжелую снежную зиму и засушливое лето. Новый год по старой традиции приходит 25-го числа первого зимнего месяца — в этот день калмыки отмечают праздник Зул.

Новый год наступает не в полночь, а ранним утром. Начать его обязательно нужно с чашки чая, которую сначала подносят самому старшему мужчине в семье. В честь праздника зажигают так называемые «возрастные лампадки», или «ладьи жизни». Их изготавливают из теста в виде лодочки, а внутрь наливают жир или растопленное масло. В него вставляют фитили, скрученные из сушеных стеблей травы и обмотанные шерстью — по количеству членов семьи. Существует поверье, что, если в фитиль добавить дополнительный стебелек, это поможет продлить жизнь. Огонь зажигают, когда на небе появляются звезды. Глава семьи выносит ладью на улицу, поднимает ее и просит у неба долголетия — этот обряд называют «выносить годы».

Когда огонь затухает, фитили из ладьи вынимают, а затем делают из нее лепешку и жарят. Делиться ею с посторонними нельзя.

Нанайцы: моление воде и угощение для духов

У нанайцев — коренного народа Дальнего Востока, помимо традиционного Нового года, который наступает 1 января, существует еще несколько праздников, символизирующих начало нового жизненного этапа. Например, весной, когда начинает таять лед и возвращаются перелетные птицы, нанайцы отмечают Унди, или «моление воде».

Издревле основным промыслом этого народа было рыболовство, поэтому духов воды они почитают особо. По нанайской легенде, далеко в море живут хозяева вод, старик и старуха. Из своего озера они выпускают рыбу, которая потом попадает в реки. Если властители вод будут благосклонны, то рыболовов и охотников на морского зверя будет ждать богатая добыча.

Обряд Унди длится несколько дней. Шаман обходит селения, благодарит духов воды, просит удачи в промысле на будущий год. На воду нанайцы спускают лодки, носовую часть которых украшают фигурками уток. После ритуальных танцев участники праздника во главе с шаманом садятся в лодки и отплывают от берега. Вернувшись, они обращаются к духам и предкам с просьбами о здоровье и плодородии.

Хозяев воды нужно не только поблагодарить, но и накормить. Угощают их из специальной посуды омоха — небольшого деревянного корытца, украшенного изображениями рыб, птиц и змей. Есть у нанайцев и примета, как понять, довольны ли духи угощением. В лодочках нойнах вниз по течению спускают остатки пшеничной каши, приготовленной для праздника. Если подношения быстро утонули, значит, хозяева вод благосклонно приняли их.

ИСТОЧНИК: https://www.culture.ru/materials/257493/takoi-raznyi-novyi-god-kostry-misterii-i-kasha-dlya-voron Наталья Петрова, Надежда Рычкова, книга «Страшный, таинственный, разный Новый год» издательства «МИФ».

Категория: Всем учителям
29.12.2022 12:53


Рекомендуем курсы ПК и ПП