СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Технологическая карта урока «Клетка - основа строения и жизнедеятельности организмов. Строение клетки» 5 класс
к учебнику А. А. Плешакова, Э. Л. Введенского «Введение в биологию»
Составил - учитель биологии Тыщенко В.Г.
Дата 16.10.2019 г.
Основное содержание |
Виды деятельности учителя |
Виды деятельности учащихся |
Планируемые образовательные результаты |
|||
предметные |
метапредметные |
личностные |
||||
Организационный момент |
Учитель проверяет готовность к уроку, психологически настраивает на работу |
Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, тетради, рабочей тетради, дневника, письменных принадлежностей. |
Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух |
Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. |
||
Проверка домашнего задания |
Задает вопросы учащимся, раздает карточки (5)
|
Организует устный опрос и работу по карточкам |
Учащиеся, получившие карточки, выполняют письменно предложенные задания. Остальные учащиеся устно отвечают на вопросы учителя. |
Регулятивные УУД: Умение организовать выполнение заданий учителя. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя |
Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. |
|
2.Актуализация знаний |
- Что является объектом изучения цитологии? -Для каких целей был изобретен микроскоп? Давно пытливый ум мечтал Внутрь всех вещей взглянуть. Путь в мир незримый указал Великий Левенгук В 17 веке нидерландец Антоний Ван Левенгук изобрел микроскоп, с помощью которого сумел впервые рассмотреть под увеличительными стеклами (линзами) микромир. -В чем заслуга Р. Гука? - Какова тема сегодняшнего урока? Какие цели и задачи будут стоять перед нами? Клетка – обязательная простейшая структурная единица, которая лежит в основе строения, развития и всей жизнедеятельности живого организма. Цель нашего урока изучить основные части клетки, вспомнить устройство и правила работы с приборами, которые позволяют увидеть клетку. Тема урока: Экскурсия в мир клеток |
Выдвигает проблему, уточняет тему, цель и задачи урока |
Отвечают на вопросы учителя, формулируют тему и цель урока, записывают тему себе в тетрадь. |
Регулятивные УУД: Умение организовать выполнение заданий учителя. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя Познавательные УУД: выделение и формулирование познавательной цели |
Повышение уровня мотивации учебной деятельности, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. |
|
3.Изучение новой темы |
На нашей планете обитают миллионы видов живых существ, они крайне разнообразны, но их объединяет клеточное строение. Есть организмы, которые состоят из одной клетки – одноклеточные организмы. Большинство же относится к многоклеточным организмам. Организмы Одноклеточные многоклеточные Презентация 1( диск к учебнику) -Почему одноклеточные получили такое название? -Как вы думаете, можно ли у нас встретить одноклеточных животных? Давайте познакомимся с одним из представителей одноклеточных животных. Для этого нам понадобятся микроскопы. - Вспомните и назовите правила работы с микроскопом. - Рассмотрите инфузорию-туфельку под микроскопом и зарисуйте ее в тетрадь. Многоклеточные организмы весьма разнообразны и хорошо заметны. Презентация 2(диск к учебнику) -Рассмотрите под микроскопом клетки кожицы лука и зарисуйте несколько клеток в тетради. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Несмотря на крошечные размеры, клетка необычайно сложно устроена. В каждой клетке постоянно идут тысячи разных химических реакций. Недаром ее сравнивают с химическим заводом. Давайте познакомимся с главными частями клетки. Динамическая модель клетки(диск) Любая растительная клетка покрыта снаружиоболочкой. Оболочка обособляет клетку от окружающей среды. В ней есть отверстия –поры. Поры в оболочке клетки необходимы для обмена веществ с окружающей средой, через них в клетку поступает и выходит из нее вода и другие вещества. Внутри клетки, все ее пространство занято бесцветным вязким веществом. Это цитоплазма. Она медленно движется – это одно из свойств живой клетки. При сильном нагревании и замораживании она разрушается, и тогда клетка погибает. В цитоплазме располагается ядро и другие компоненты клетки – органоиды. Ядро – главный органоид клетки, оно управляет всеми процессами жизнедеятельности. В нем содержатся особые тельца – хромосомы, в которых хранится вся информация о клетке, которая, не умирая, будет передаваться от клетки к клетке, из поколения в поколение. В многоклеточном организме бывает много разных типов клеток. Клетки живые. Они дышат, питаются, растут, делятся. -Зарисуйте в тетрадь строение клетки, подпишите все ее части. Используйте рисунок 9 на странице 21. |
Организует работу с рисунками в учебнике, зарисовывает схему на доске Организует беседу после демонстрации презентации Организует работу в парах с микроскопом, контролирует выполнение практической части работы Демонстрирует презентацию, контролирует выполнение практической части работы Проводит разминку Учитель рассказывает о строении клетки, используя динамическую модель клетки. Контролирует работу в тетрадях |
Слушают учителя, смотрят презентацию, отвечают на вопрос, работа с учебником стр. 20. Записывают схему в тетрадь Называют правила работы с микроскопом Работают в паре с микроскопом и микропрепаратами Повторяют за учителем упражнения Слушают учителя, работают с рисунком в учебнике, сравнивают с динамической моделью на экране Зарисовывают в тетрадь строение клетки, подписывают основные части клетки |
Различение на таблицах частей и органоидов клетки Овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов Знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии Соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами. |
Регулятивные УУД: Умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, умение работать в паре Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами. |
Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников |
4.Закрепление изученного материала |
-Почему клетки называют кирпичиками организма? -Назовите главные части клетки. -Рассмотрите рисунки, сделанные вами во время лабораторной работы (инфузория-туфелька и клетки кожицы лука) и подпишите на них главные части клетки. -Назовите черты сходства клеток кожицы лука и инфузории- туфельки. |
Учитель задает вопросы, контролирует выполнение работы в тетради, собирает тетради на проверку. |
Отвечают на вопросы учителя, подписывают части клетки на рисунках, сделанных с натуральных объектов, сравнивают объекты. |
Сравнение биологических объектов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения |
Регулятивные УУД: Умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух. Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. |
Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников |
5.Рефлексия |
-Понравился ли вам урок? -Что больше всего понравилось? -Чему вы научились на уроке? - Закончите предложение « Я запомнил…», « Я смог…» |
Организует беседу |
Формулируют собственное мнение и аргументируют его. |
Регулятивные УУД: делать выводы по результатам работы Коммуникативные УУД: участие в коллективном обсуждении итогов урока |
||
6.Дом. зад. |
Параграф 5, задания к параграфу. |
Дает пояснения к заданиям |
Записывают задание себе в дневник |
© 2019, Тыщенко Виктория Гаговна 112