стенды «Так ли мы поступаем» и «Скажи вежливые слова»,
таблицы, схемы.
Ход урока:
Деятельность учителя
Деятельность учеников
1 этап. Организационный момент.
Прослушивание спокойной расслабляющей мелодии в течение 1-2 минут (для сосредоточения ребят).
Слушают музыку, настраиваются на работу
2 этап. Проверка домашнего задания.
Рассказать о своих семьях: как зовут членов семьи, чем они занимаются, как семья проводит свободное время, какие традиции есть в семье.
Школьники рассказывают о своих семьях
3 этап. Работа над новым материалом.
Постановка проблемы:
Ребята, как вы думаете, с каким человеком приятно общаться, напишите его словесный портрет. Т.е. вы хотите сказать, что приятно общаться с человеком, который опрятен, спокоен, вежлив, добр, воспитан. Сегодня мы на уроке с вами повторим и узнаем новые вежливые слова, дополним образ человека, с которым приятно дружить, общаться, а также сочиним правила вежливости.
Поиграем в игру с мячом «Я знаю пять волшебных слов». Кто из вас сможет назвать как можно больше пятёрок слов и фраз? Молодцы!
Отгадайте загадки:
Растает даже ледяная глыба
От слова теплого спасибо.
Зазеленеет старый пень,
Когда услышишь: добрый день
Если больше есть не в силах
Скажем маме мы: спасибо.
Мальчик, вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь, здравствуйте.
Когда нас бранят за шалости,
Говорим, простите, пожалуйста.
И во Франции, и в Дании
На прощание говорим: До свидания.
Решают проблемную ситуацию
Играют в игру.
Коллективная работа
Называют вежливые слова: спасибо,
добрый день, здравствуйте,
простите пожалуйста, до свидания.
4 этап. Групповая работа.
Что такое синонимы? Назовите синонимы слов: здравствуйте, до свидания. Давайте разыграем с использованием этих слов сценку, в которой один мальчик хочет спросить у прохожего, который час. Как правильно это сделать? (2 ученика)
У каждого человека есть имя. Как вас зовут? Как познакомиться? Разыграем ситуацию знакомства (4 ученика).
- Друзья, вот вам на всякий случай
Стихи о школьнике одном.
Его зовут…а в прочем, мы лучше здесь его не назовем.
Произносить он не привык
Простого слова «Извините»,
Не одолел его язык.
Ему бывает часто лень
Сказать при встрече: «Добрый день!»
Казалось бы, простое слово,
А он стесняется, молчит
А в лучшем случае «здорово»
Он вместо «здравствуй» говорит.
А вместо слова «до свидания» не говорит он ничего
Или заявит на прощанье:
«Ну, я пошел, пока, всего…»
- Что бы вы посоветовали этому мальчику?
- Как ему вылечиться?
- Может, кто-то узнал в нем себя
- У наших кукол (на доске картинки кукол) тоже есть имена, но они перепутались. Угадайте, как их зовут?
ЯТАК АШИРАМ
Как их можно назвать ласково? А как кукол будут звать, когда они вырастут? А кто помнит, как пишутся имена, отчества и фамилии людей? Можно ли смеяться над ними? Что будет чувствовать человек в этом случае?
Игра «Ребята – вежливые ребята»
- По мере надобности вставляйте в мой рассказ волшебные слова. «Однажды Вова Крючков поехал в театр. В автобусе он сел у окна и с удовольствием рассматривал улицу. Вдруг в автобус вошла женщина с ребенком. Вова встал и сказал ей: «Садитесь пожалуйста». Женщина была очень вежливая, поблагодарила Вову: «Спасибо». Вдруг автобус неожиданно остановился. Вова чуть не упал и сильно толкнул мужчину. Мужчина хотел рассердиться, но Вова быстро сказал: «Извините, пожалуйста».
Физминутка (выразительные движения)
Дружно маме помогаем.
Мы бельё полощем сами.
Потянулись, наклонились!
Хорошо мы потрудились!
Доброе утро, добрый день, добрый вечер.
Работа в малых группах
Дети разыгрывают ситуацию знакомства
Фронтальный опрос
Быть культурным и вежливым
Больше говорить вежливых слов
Дети решают проблемную ситуацию
Катюша, Катенька, Мариночка. Екатерина, Марина. Имена собственные пишутся с большой буквы.
Ребята играют в игру.
ЗОЖ
Дети выполняют движение физминутки.
5 этап. Закрепление.
1.Игровой момент
К нашим куклам Марише и Кате пришли гости (на доске изображения героев). Вы их узнали? Кто это?
Из какого произведения? Кто автор? (герои Винни-Пух, Иа, Сова, Кролик, произведение «Винни-Пух и все-все-все», автор А. Милн). По поведению гостей определите, кто из них самый воспитанный.
-как только Винни-Пух увидел горшочек мёда на столе, сразу схватил его и весь слопал;
-Кролик положил все 4 лапки на стол и при этом громко свистел;
-ослик Иа ковырял в носу и чавкал;
-Сова повязала на шею салфеточку, пожелала приятного аппетита всем сидящим за столом, а крылышки сложила так, чтобы никому не мешать;
Каков правильный ответ? (Сова)
2.Русский язык.
Кукла Мариша провела с гостями несколько конкурсов, помогите зверятам дать правильный ответ:
- найдите лишнее слово
РУГАТЬ, ХАЯТЬ, ЖУРИТЬ, ХВАЛИТЬ, БРАНИТЬ (лишнее слово ХВАЛИТЬ, т.к. остальные слова близки по значению).
-в вежливых словах потерялись гласные буквы, без них слова не будут волшебными
Про кого из гостей кукол можно сказать пословицей «Посади свинью за стол, она и ноги на стол»? (про Кролика). Почему? А когда так говорят «Когда я ем, я глух и нем»? Ребята, а почему надо быть вежливым даже за столом во время еды?
Физминутка – музыкальная пауза.
Предлагаю послушать песенку «Воспи-пи-пи-тание», кто её знает, тот подпевает и пританцовывает. Как вы думаете, почему именно эту песню мы слушаем на нашем уроке? Какое настроение после её прослушивания?
Дядя Саша огорчен,
Рассказал он вот о чем «Видел Настю – ученицу
Я на улице сейчас.
Настя – славная девчонка,
Настя ходит в первый класс!
Но давно уже от Насти
Я не слышал слова «Здрасьте»
- В словаре Ожегова С.И. записаны значения слов, найдите их и зачитайте.
3. Работа со словарем Ожегова С.И.
Я вижу, что вы знаете волшебные слова. Не стесняйтесь их употреблять чаще.
Индивидуальная работа
1-й ученик.
Я люблю, когда при встрече
Мы знакомым и родным –
«С добрым утром!», «Добрый вечер!»
«Доброй ночи!» - говорим.
2-й ученик.
Я желаю вам добра,
Доброй ночи до утра,
Всем желаю добрых снов,
Добрых дел и добрых слов
Да!
Это герои: Винни-Пух, Иа, Сова, Кролик.
Решают проблемную ситуацию
Самая воспитанная - Сова
Дети работают по группам (вариантам):
1 вар – 1 задание,
2 вар – 2 задание.
Про кролика. Он положил на стол все четыре лапки и громко свистел.
Можно подавиться, вылить на себя тарелку с супом.
Дети поют и танцуют под музыку.
Веселое, радостное.
Школьники внимательно слушают
Индивидуальная работа
Самостоятельно работают со словарем
Здравствуйте – приветствие при встрече и одновременное пожелание быть здоровым (мы желаем вам здоровья).
Пожалуйста – выражает вежливое обращение, просьбу, согласие, ответ на благодарность.
Извините – попросить прощения.
Спасибо – выражение благодарности.
До свидания – приветствие при прощании.
Рассказывают стихи.
6 этап. Итог урока.
О чём мы сегодня говорили? Что полезного вы для себя узнали? Давайте обсудим и запишем в тетрадь правила вежливости (дети предлагают, а учитель формулирует фразы):
Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.
Будь всегда приветлив, здоровайся при встрече, благодари за помощь, уходя – прощайся.
Не заставляй о себе волноваться, уходишь, скажи, куда идёшь и во сколько вернёшься.
Не капризничай, не ворчи. Твой каприз может испортить настроение другим.
Напоследок предлагаю вам памятки о вежливом поведении, прочитайте и обсудите дома с родителями их содержание.
Если вы будете говорить волшебные слова, то все ваши желания обязательно сбудутся.
Закончим урок песней о дружбе, потому что вежливые ребята очень любят дружить!
Домашнее задание: подобрать стихи и рассказы для детей о вежливости.