СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок окружающего мира во 2 классе "Правила вежливости"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Правила вежливости»

Тип урока: Интегрированный урок

Цели урока:

  • учить детей вежливому обращению, уважению к человеку любого возраста
  • знакомить с миром вежливых слов и речевых оборотов
  • воспитывать в детях чувство собственного достоинства, бережного отношения друг к другу
  • формировать духовно и нравственно развитую личность

Задачи урока:

  • приобщать к нравственности
  • развивать внутреннюю культуру детей
  • развивать умение общаться, находить правильный выход из ситуации
  • расширять активный словарный запас и кругозор детей
  • вырабатывать особое мнение о вежливом человеке и правилах вежливости

Оборудование:

  • карточки с пословицами «Посади свинью за стол, она и ноги на стол.», «Когда я ем, я глух и нем»,
  • карточки с вежливыми словами,
  • картинки двух кукол,
  • аудиозапись «Воспи-пи-пи-тание» (Н.Песков – М.Либин),
  • мяч,
  • выставка книг о вежливости,
  • «Словарь русского языка» Ожегов С.И.,
  • стенды «Так ли мы поступаем» и «Скажи вежливые слова»,
  • таблицы, схемы.

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1 этап. Организационный момент.

Прослушивание спокойной расслабляющей мелодии в течение 1-2 минут (для сосредоточения ребят).

Слушают музыку, настраиваются на работу

2 этап. Проверка домашнего задания.

Рассказать о своих семьях: как зовут членов семьи, чем они занимаются, как семья проводит свободное время, какие традиции есть в семье.

Школьники рассказывают о своих семьях

3 этап. Работа над новым материалом.

Постановка проблемы:

Ребята, как вы думаете, с каким человеком приятно общаться, напишите его словесный портрет. Т.е. вы хотите сказать, что приятно общаться с человеком, который опрятен, спокоен, вежлив, добр, воспитан. Сегодня мы на уроке с вами повторим и узнаем новые вежливые слова, дополним образ человека, с которым приятно дружить, общаться, а также сочиним правила вежливости.

Поиграем в игру с мячом «Я знаю пять волшебных слов». Кто из вас сможет назвать как можно больше пятёрок слов и фраз? Молодцы!

Отгадайте загадки:

Растает даже ледяная глыба

От слова теплого спасибо.

Зазеленеет старый пень,

Когда услышишь: добрый день

Если больше есть не в силах

Скажем маме мы: спасибо.

Мальчик, вежливый и развитый,

Говорит, встречаясь, здравствуйте.

Когда нас бранят за шалости,

Говорим, простите, пожалуйста.

И во Франции, и в Дании

На прощание говорим: До свидания.

Решают проблемную ситуацию

Играют в игру.

Коллективная работа

Называют вежливые слова: спасибо,

добрый день, здравствуйте,

простите пожалуйста, до свидания.

4 этап. Групповая работа.

Что такое синонимы? Назовите синонимы слов: здравствуйте, до свидания. Давайте разыграем с использованием этих слов сценку, в которой один мальчик хочет спросить у прохожего, который час. Как правильно это сделать? (2 ученика)

У каждого человека есть имя. Как вас зовут? Как познакомиться? Разыграем ситуацию знакомства (4 ученика).

- Друзья, вот вам на всякий случай

Стихи о школьнике одном.

Его зовут…а в прочем, мы лучше здесь его не назовем.

Произносить он не привык

Простого слова «Извините»,

Не одолел его язык.

Ему бывает часто лень

Сказать при встрече: «Добрый день!»

Казалось бы, простое слово,

А он стесняется, молчит

А в лучшем случае «здорово»

Он вместо «здравствуй» говорит.

А вместо слова «до свидания» не говорит он ничего

Или заявит на прощанье:

«Ну, я пошел, пока, всего…»

- Что бы вы посоветовали этому мальчику?

- Как ему вылечиться?

- Может, кто-то узнал в нем себя

- У наших кукол (на доске картинки кукол) тоже есть имена, но они перепутались. Угадайте, как их зовут?

ЯТАК АШИРАМ

Как их можно назвать ласково? А как кукол будут звать, когда они вырастут? А кто помнит, как пишутся имена, отчества и фамилии людей? Можно ли смеяться над ними? Что будет чувствовать человек в этом случае?

Игра «Ребята – вежливые ребята»

- По мере надобности вставляйте в мой рассказ волшебные слова. «Однажды Вова Крючков поехал в театр. В автобусе он сел у окна и с удовольствием рассматривал улицу. Вдруг в автобус вошла женщина с ребенком. Вова встал и сказал ей: «Садитесь пожалуйста». Женщина была очень вежливая, поблагодарила Вову: «Спасибо». Вдруг автобус неожиданно остановился. Вова чуть не упал и сильно толкнул мужчину. Мужчина хотел рассердиться, но Вова быстро сказал: «Извините, пожалуйста».

Физминутка (выразительные движения)

Дружно маме помогаем.

Мы бельё полощем сами.

Потянулись, наклонились!

Хорошо мы потрудились!

Доброе утро, добрый день, добрый вечер.

Работа в малых группах

Дети разыгрывают ситуацию знакомства

Фронтальный опрос

Быть культурным и вежливым

Больше говорить вежливых слов

Дети решают проблемную ситуацию

Катюша, Катенька, Мариночка. Екатерина, Марина. Имена собственные пишутся с большой буквы.

Ребята играют в игру.

ЗОЖ

Дети выполняют движение физминутки.

5 этап. Закрепление.

1.Игровой момент

К нашим куклам Марише и Кате пришли гости (на доске изображения героев). Вы их узнали? Кто это?

Из какого произведения? Кто автор? (герои Винни-Пух, Иа, Сова, Кролик, произведение «Винни-Пух и все-все-все», автор А. Милн). По поведению гостей определите, кто из них самый воспитанный.

-как только Винни-Пух увидел горшочек мёда на столе, сразу схватил его и весь слопал;

-Кролик положил все 4 лапки на стол и при этом громко свистел;

-ослик Иа ковырял в носу и чавкал;

-Сова повязала на шею салфеточку, пожелала приятного аппетита всем сидящим за столом, а крылышки сложила так, чтобы никому не мешать;

Каков правильный ответ? (Сова)

2.Русский язык.

Кукла Мариша провела с гостями несколько конкурсов, помогите зверятам дать правильный ответ:

- найдите лишнее слово

РУГАТЬ, ХАЯТЬ, ЖУРИТЬ, ХВАЛИТЬ, БРАНИТЬ (лишнее слово ХВАЛИТЬ, т.к. остальные слова близки по значению).

-в вежливых словах потерялись гласные буквы, без них слова не будут волшебными

С-П-С-Б-, П-Ж-Л-Й-СТ-, Б-ДЬТ- Д-Б-Р-, СП-К-Н-Й Н-Ч-.

Про кого из гостей кукол можно сказать пословицей «Посади свинью за стол, она и ноги на стол»? (про Кролика). Почему? А когда так говорят «Когда я ем, я глух и нем»? Ребята, а почему надо быть вежливым даже за столом во время еды?

Физминутка – музыкальная пауза.

Предлагаю послушать песенку «Воспи-пи-пи-тание», кто её знает, тот подпевает и пританцовывает. Как вы думаете, почему именно эту песню мы слушаем на нашем уроке? Какое настроение после её прослушивания?

Дядя Саша огорчен,

Рассказал он вот о чем «Видел Настю – ученицу

Я на улице сейчас.

Настя – славная девчонка,

Настя ходит в первый класс!

Но давно уже от Насти

Я не слышал слова «Здрасьте»

- В словаре Ожегова С.И. записаны значения слов, найдите их и зачитайте.

3. Работа со словарем Ожегова С.И.

Я вижу, что вы знаете волшебные слова. Не стесняйтесь их употреблять чаще.

Индивидуальная работа

1-й ученик.

Я люблю, когда при встрече

Мы знакомым и родным –

«С добрым утром!», «Добрый вечер!»

«Доброй ночи!» - говорим.

2-й ученик.

Я желаю вам добра,

Доброй ночи до утра,

Всем желаю добрых снов,

Добрых дел и добрых слов

Да!

Это герои: Винни-Пух, Иа, Сова, Кролик.

Решают проблемную ситуацию

Самая воспитанная - Сова

Дети работают по группам (вариантам):

1 вар – 1 задание,

2 вар – 2 задание.

Про кролика. Он положил на стол все четыре лапки и громко свистел.

Можно подавиться, вылить на себя тарелку с супом.

Дети поют и танцуют под музыку.

Веселое, радостное.

Школьники внимательно слушают

Индивидуальная работа

Самостоятельно работают со словарем

Здравствуйте – приветствие при встрече и одновременное пожелание быть здоровым (мы желаем вам здоровья).

Пожалуйста – выражает вежливое обращение, просьбу, согласие, ответ на благодарность.

Извините – попросить прощения.

Спасибо – выражение благодарности.

До свидания – приветствие при прощании.

Рассказывают стихи.

6 этап. Итог урока.

О чём мы сегодня говорили? Что полезного вы для себя узнали? Давайте обсудим и запишем в тетрадь правила вежливости (дети предлагают, а учитель формулирует фразы):

Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.

Будь всегда приветлив, здоровайся при встрече, благодари за помощь, уходя – прощайся.

Не заставляй о себе волноваться, уходишь, скажи, куда идёшь и во сколько вернёшься.

Не капризничай, не ворчи. Твой каприз может испортить настроение другим.

Напоследок предлагаю вам памятки о вежливом поведении, прочитайте и обсудите дома с родителями их содержание.

Если вы будете говорить волшебные слова, то все ваши желания обязательно сбудутся.

Закончим урок песней о дружбе, потому что вежливые ребята очень любят дружить!

Домашнее задание: подобрать стихи и рассказы для детей о вежливости.

-Мы говорили о волшебных словах.

-Учились быть вежливыми.

Поют песню «Дружба»

07.11.2015 21:04


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!