СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Тема: «Осень, осень в гости просим»
Предмет: Развитие речи.
Форма занятия: занятие – путешествие с использованием приёмов ТРИЗ и РТВ.
Тип занятия: комбинированный.
Целевая аудитория: школьники 6-7 лет.
Время проведения:
Применяемые технологии: игрового, развивающего, дифференцированного, проблемного обучения, ТРИЗ (теория решения изобретательских задач)
Методы: словесный, наглядно-слуховой, наглядно-зрительный, практический, поисково-исследовательский, метод проблемного обучения.
Методическое оснащение:
Наглядно-иллюстративный материал: иллюстрации с осенней тематикой: осеннее солнце, осеннее небо, деревья с разноцветными листьями, листопад, перелет птиц, дикие животные.
Раздаточный материал: осенние листья: дубовый, кленовый, березовый. Рябиновый.
Словарная работа:
Цель: Создание условий для формирования устойчивого интереса к природе родного края через знакомство с окружающим миром посредством речевых видов деятельности.
Задачи:
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Ход занятия.
Вводная часть.
Педагог: Сегодня мы с вами совершим путешествие. А куда вы узнаете, если отгадаете загадку:
Педагог:
Прошла по лугам, По лесам, по полям. Припасы она заготовила нам, Упрятала их в погреба, в закрома, Сказала: за мною нагрянет зима.
Дети: Осень. Открывается дверь и выглядывает мордочка зайца. Он приносит письмо.
Педагог:
Посмотрим от кого же это письмо?
МБОУ СОШ № 57, обучающимся 1 «В» класса.
Обратный адрес: Заячья поляна пригородного леса.
Здравствуйте. На заячьей поляне состоялось собрание зайцев. Мы хотели принять решение: пора ли нам менять серые шубки на белые. Получилось так, что одна половина считала, что пора, а другие зайцы говорили что рано.
Одни говорили, что осень заканчивается, другие говорят, что зима уже наступила. Мы не знаем, что делать. Посоветуйте, пожалуйста. Мы не можем понять, кончается осень или нет? Говорят, что зима идет к нам через ваш город. Подскажите когда она будет в лесу.
Только мы просим, представьте убедительные доказательства. Ведь менять шубки дело для зайцев не простое.
Педагог:
Этот вопрос очень даже интересный. Но мы с вами постараемся на него ответить. Дети, зайцам повезло, сейчас мы совершим путешествие в осень и сможем помочь зайчикам принять правильное решение.
Основная часть.
Педагог:
Вы смотрите по телевизору прогноз погоды, диктор рассказывает про температуру воздуха, направление ветра, осадки. Осадки? Что это такое? (дождь, снег, туман).
Педагог:
Дети, а как можно узнать какая будет погода? (посмотреть телевизор, послушать радио, по термометру).
Игра "Погода осенью"
Педагог:
Дети, а какая бывает погода осенью, когда идет дождь - дождливая.
Педагог:
Отлично: Вы правильно говорите, о погоде. Хочется похвалить, что говорили четко, внятно, интересно.
Педагог:
А как вы думаете, вся осень бывает одинаковая? Какие периоды осени вы знаете?
Дети: (Ранняя, поздняя)
Педагог:
Вы видите несколько картин с изображением осени. Покажите, какая на них изображена осень. (Дети показывают и называют)
Педагог:
Вы знаете, каждое время года состоит из 3 месяцев. Назовите месяцы осени.
Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Педагог:
Молодцы! Вы правильно назвали месяцы. А что происходит с природой в сентябре?
Дети: Погода теплая, на деревьях разноцветные листочки, воздух чист, летают серебряные нити паутины, дуют холодные ветры, желтеет и высыхает трава, идет теплый и моросящий дождь, на небе серые облака, по утрам бывают туманы, лужи покрываются корочкой льда, созревают желуди, орехи, поспевают клюква.
Педагог:
Какая погода в октябре?
Дети: Дни короче, ночь длиннее, солнце светит мало, ветер срывает листья с деревьев, идет мелкий холодный дождь, небо серое, травы буреют, цветы вянут, ночью заморозки, деревья покрываются инеем, насекомые исчезли, солнце светит редко.
Педагог:
Что вы можете сказать о ноябрьской природе?
Дети: Листья все облетели и почернели, сосны и ели стоят зеленые, травы побурели, небо в свинцовых тучах, идут долгие холодные дожди со снегом, ночью мороз лед на лужах, земля промерзла, ветки деревьев звенят и покрываются инеем.
Педагог:
Молодцы вы точно назвали осенние месяцы и рассказали об изменениях в природе. Да, осень бывает прекрасна. С давних времен люди складывали стихи, песни, сочинили загадки и пословицы. Послушайте, я расскажу вам о приметах осени.
Приметы осени
Осень подойдет неслышно, Тихо встанет у ворот. В огороде листик вишни, На дорогу упадет. Это первая примета, Что от нас уходит лето. А вторая куст малины, В нитях белой паутины. |
Чуть короче станет день, Потемнеют облака, Словно их накроет тень, Станет пасмурной река - Третья верная примета: Осень бродит близко где-то Ранним утром на поляны, Лягут белые туманы. А потом уж жди, не жди Моросящие дожди Пеленой затянут просинь Значит, наступила осень. |
У нас в центре есть копилка народных мудростей, дети складывают в нее пословицы и приметы времен года.
А вы хотите положить туда свои знания? (Да).
Педагог:
Открывает крышку, а дети называют приметы и пословицы.
Пословицы
Приметы
Педагог:
Дети, вы замечательно все говорили, наша шкатулочка пополнилась вашими мудростями. Мне понравились ответы, вы назвали много интересных примет, позволяющих предсказать погоду.
А сейчас прочитайте стихотворение "Осень", написанное на таблице.
.
Педагог:
А почему у деревьев опадают листочки?
Дети: (Мало солнца, стало холодно)
Педагог:
Дети, а можно ли что - либо сделать, чтобы листочки остались на дереве?
Дети: (Приклеить, пришить).
Педагог:
А будут ли, такие листочки держатся?
Дети: (Нет, скрутятся, почернеют, будут не красивые, опадут).
Педагог:
А как вы считаете, для чего деревья сбрасывают листву?
Дети: (Чтобы не замерзнуть, сохранить свою жизненную силу, дать почве полезные вещества, укрыть насекомых, чтоб ветки не сломались от снега)
Педагог:
Представьте себе, что вы листочки, подул ветер, и вы закачались
Физминутка "Листочки".
Осенние листочки закружились. Веселый ветер зашумел над ними, Весело они летели И на землю сели. Вот ветер снова тихо набежал, Вдруг листочки красивые поднял. Весело они летели И на землю сели.
Ой, как много на ковре листочков. А давайте поиграем в игру.
Назови правильно
Я буду показывать лист, а вы называть с какого он дерева. Если я неправильно назову лист, вы исправьте. (Показ листьев - дети говорят название дерева).
Педагог:
Умницы, мне не удалось поймать вас в ловушку. Вы точно определяете деревья.
Педагог:
Дети, а что было бы, если к нам совсем не пришла осень?
(Ответы детей)
Педагог:
Из ваших ответов, я поняла, что осень вам нравиться, а какие красивые слова вы могли бы сказать про осень.
Игра осенние слова
Дети: Золотая, печальная, хмурая, красивая, разноцветная, дождливая, долгая, затяжная, пестрая, теплая, холодная, ранняя, поздняя, средняя, хорошая, дивная, задумчивая, замечательная, интересная, величавая, унылая, очаровательная, тихая, невеселая, таинственная, скучная, грустная, ласковая.
Педагог:
А вот скажите, пожалуйста, какие птицы бывают?
Дети: Перелетные, зимующие
Педагог:
А что же это за перелетные птицы?
Дети: Это птицы, которые улетают на юг, там теплее и сытнее.
Педагог:
А как вы думаете, все ли птицы сразу улетают?
Нет сначала, улетают птицы, которые питаются насекомыми, потому что они прячутся. (Ласточки, стрижки кукушки, жаворонки). Затем улетают птицы, которые находят корм на земле. Исчезают червяки, не заметны плоды и зерна. (Это скворцы, журавли, грачи). В последнюю очередь улетают водоплавающие птицы: гуси, лебеди, утки. Потому что вода на реках замерзает.
Педагог:
Во время переплета птицы устают, их много погибает. И поэтому, когда они садятся отдыхать, не пугайте их.
Физминутка "Птицы"
Это птица синица Она зернышки клюет. У нас зимою холодно. Плохо птицам голодно. Они нам верят. К нам прилетают. Плохи те люди Кто их обижает.
Педагог:
А какие птицы остаются у нас зимовать и почему?
Дети: Воробьи, галки, вороны, северные голуби, сороки, свиристели, клесты, синицы, перепелки, дятлы, глухари, тетерева, филины. У этих птиц оперенья гуще, они прилетают ближе к жилью человека. Человек о них заботится.
Педагог:
Дети вы верно подметили, что в природе все взаимосвязано, природа засыпает постепенно. Чудесно! Мне понравилось, как отвечают: без стеснения. У вас отличные знания о птицах. А что вы можете сказать о животных, как они готовятся к зиме?
Дети: У лося отпадают рога. Заяц выводит детенышей и меняет серую шубку на белую. Ежи, барсуки, тушканчики готовят гнездышки из сухой травы, листьев, чтоб на зиму лечь спать. Куница разоряет гнезда белок. Медведь откладывает запасы жира под шкурой, чтоб зимой впасть в спячку. Бодрствуют лисы, волки, зайцы, рыси. Потому что они сами могут достать себе корм. Белка меняет рыжую шкурку на серую и делает запасы в кладовых.
Педагог:
Дети очень забавно наблюдать, как белка ищет орешки.
Я принесла 2 веточки. Представьте себе, что это орешник, а вы белочки. Как вы можете узнать, где больше орехов растет, ведь белки считать не умеют.
(Ответы детей).
Совершено верно. Белочка стучит по веточке и смотрит. На той веточке что качается дольше, орехов больше!
Педагог:
Вы очень наблюдательны и смогли доказать на какую веточку должна прыгнуть белка, чтоб собрать орешки. У вас огромный запас знаний о жизни животных в лесу. Я заметила, что вы не повторяетесь в своих ответах, чувствуется, что вы много читали.
Педагог:
Скажите, а чем занимаются люди осенью? Собирают ягоды, грибы. Сушат на зиму. Варят варенья, делают соленья. Убирают овощи и фрукты в огородах. Говорят огороды к зиме: убирают сорняки, листья, перекапывают землю. В полях сеют озимые (рожь, пшеницу).
Педагог:
Хорошо, все, что вы сказали. А знаете ли вы, что можно есть у того или иного растения, овоща? Игра называется.
Вершки и корешки
- Морковь, картофель, свекла, репа, чеснок - корешки.
- Рожь, пшеница, укроп, горох - вершки.
- Лук - вершки и корешки
Игра "Четвертый лишний"
Заключительная часть.
Педагог:
Вот подошло наше путешествие к концу. Расставаясь с осенью, давайте поиграем с лесным эхом.
Педагог:
Дети, подумайте и скажите, что мы напишем зайцам.
Дети: Осень наступила. Уже выпадает снег по ночам. Пора менять шубки на белые, а то лиса или волк заметят. Деревья голые, травка повяла, исчезли насекомые жуки, червяки, улетели птицы на юг. Прилетели зимующие птицы в наши края. Но осень будет теплая, звери завалялись в спячку.
Педагог:
Я рада, что вы сами нашли убедительные доказательства, что осень прошла через наш город и направилась в лес. Сегодня после прогулки мы напишем зайцам ответ. Дети, а кто сегодня на занятии был самым активным? Чьи ответы вам понравились. А кому понравились свои ответы и почему? (Ответы детей)
Педагог:
Молодцы, вы старались, я довольна вами. У меня для вас небольшой секрет: осень прислала нам посылочку. Примите от нее послание. Кто умеет читать, читайте сами. А кто не умеет, попросите родителей прочитать, и узнаете еще много интересного об осени.
Дети встают и переходят на следующее занятие.
© 2017, Кравченко Наталья Александровна 921