СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Урок Виды придаточных предложений. 9 класс
Цель: Формирование умения определять вид придаточного в СПП.
Задачи: Личностные: понимать, что знания, полученные на уроке будут востребованы во время экзамена (ОГЭ, ЕГЭ)
познавательные: знать структуру СПП, устанавливать связь между частями СПП, использовать теоретические знания в практической деятельности.
Регулятивные: использовать знания о второстепенных членах предложения при решении задач текущего урока, анализировать СПП, проанализировать собственные достижения в конце урока.
Коммуникативные: уметь продуктивно общаться в группе, эффективно решая учебные задачи.
Оборудование: виртуальные таблицы.
Ход урока.
Работа ведётся в группах. У каждого в группе свой бортовой журнал. У консультанта ведомость, фиксирующая вклад каждого члена группы в общую работу на каждом этапе урока.
Задание №1.
Записать предложения, выделить грамматическую основу, показать графически структуру, указать вид придаточного. (Слай№1)
6.Но сам он, человек уже немолодой, всю жизнь честно работал рядовым лесничим и привык к той мысли, что он до конца жизни останется лесничим.
7. Нас интересует то, как и когда М. Ю. Лермонтов написал стихотворение «Дума».
Обучающиеся в группах анализируют результаты работы и приходят к выводу, что определить вид придаточного не могут: не хватает теоретических знаний или умения применить уже известное. (всё фиксируется в таблице)
Группа ставит учебную задачу.
Что я уже знаю по теме?
Что нового я узнал?
Приложение №1. Презентация «Виды придаточных предложений» Обучающиеся понимают, что новая тема связана с хорошо известной: «Главные и второстепенные члены предложения»
По имеющейся на доске таблице «Главные и второстепенные члены предложения» группы составляют схему вопросов, по которым легко установить вид придаточного. Исключения составят придаточные подлежащные и сказуемные, т.к. их вид определяется по виду главного слова. (поскольку эти сведения есть только в УМК под ред. В.П.Бабайцевой и не входят в разработки ЕГЭ И ГИА, акцентирования внимания на этих видах непринципиально)
Определительные- Какой? Чей? Который?
Дополнительные (изъяснительные) –Вопросы косвенных падежей?
Обстоятельственные- Где? Куда? Откуда? Почему? Зачем? Как? и т.п.
Подлежащные Прямой падежный вопрос.
Сказуемные Каков предмет?
Обучающиеся отсылаются к учебнику «Теория». После изучения п. 210 группы вносят дополнение в виртуальную таблицу с помощью примеров из упр. №105 -106 «Практика». (слайд№5)
№105. Проанализируйте предложения и определите вид (значение) придаточного.
1. Жить легко, если есть хорошие друзья. (Д. Седых.) 2. Я решил стать на бивак5 там, где остались лошади. (В. Арсенъев.) 3. Владимир с ужасом увидел, что он заехал в незнакомый лес. (А. Пушкин.) 4. Слышно было, как во дворике в ветвях ветлы и липы вели весёлый возбуждённый разговор воробьи. (М. Булгаков.)
Является ли какой-либо один из признаков, по которым можно определить значения придаточных, достаточным для всех случаев?
Как мы это сделали?
Составляем алгоритм действий. (слайд №4)
Смотреть в приложении.
Как это будем делать?
№106. Продолжите предложения, используя для этой цели соответствующие придаточные. Определите вид (значение) придаточных.
1. Природу надо беречь (почему?), потому что.. 2. Ежедневную зарядку делают для того (для чего? с какой целью?), чтобы.. 3. Запоминаются те книги (к ак и е?), которые. 4. Обычно успеха достигает тот (к т о?), кто.. 5. Ответ таков (к а к о в?), каков. 6. Не будешь тужить (при каком услови и?), если. 7. На душе весело (к о г д а?), когда..8. На привал лучше расположиться там (г д е?), где. 9. Не забывай о том (о ч ё м?), что.
По какому признаку, кроме вопроса, можно определить значение придаточных в 3, 4, 5, 8 и 9-м предложениях?
В группах решается вопрос о том, каких придаточных больше? (обстоятельственные)
Именно эти придаточные чаще встречаются в экзаменационном задании В6.
Смотреть в приложении. (Слайды №№7,8,9)
Работа в группах. Результаты фиксирует консультант.
Фамилия имя.
Задание №1
Работа по целеполаганию
Работа с теорией
Работа с упр.
Отметка
Домашнее задание: п.210, упр. № 107; стр.184 (учить словарные слова А - Д)
© 2017, Идаятова Зоя Мамедовна 3403