СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитание чтением

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особое значение в жизни ребенка имеет чтение, когда растущий человек открывает мир и самого себя. Мы — учителя – стоим у руля руководства детским чтением. Но без понимания сущности процессов, происходящих во внутреннем мире читающего ребенка, все попытки влиять на его чтение происходят вслепую.

Мы с вами должны хорошо разбираться в сущности психологических процессов, обеспечивающих полноценное чтение, знать психологические явления, участвующие в чтении и составляющие его сложное целое. Т.е., иметь представление о таком явлении, как психология детского чтения и знать те психологические понятия, которые его составляют. Такое знание позволит регулировать процесс детского чтения.

Предметом психологии чтения является выявление функциональной связи между стимулом (литературным текстом) и реакцией на него. Психология чтения изучает жизнь литературы в сознании читающего человека.

Знания в области психологии детского чтения — это своего рода «психологическая поддержка», помощь в достижении позитивных результатов в читательской самореализации ребенка и в творческой самореализации самого библиотекаря как педагога.

Важно не только иметь научные знания в указанной области, но и уметь применять их практически в непосредственном общении с детьми, в том числе для создания у самих детей положительного образа чтения. Только в этом случае библиотека может стать уникальным центром творческого и личностного развития ребенка средствами книги и чтения, повышения духовной культуры подрастающего поколения.

Одним из важнейших понятий психологии чтения является воспитание чтением.

Воспитание

Приобщение ребенка к книге и чтению — сложный воспитательный процесс, требующий от библиотекаря определенных знаний, умений и навыков. Но мало только приобщить ребенка к книге, воспитать Читателя, необходимо еще и воспитывать чтением.

Воспитание — особый раздел педагогики, имеющий свой предмет, задачи и методы и направленное на формирование нравственных основ личности, способной жить во благо обществу и самой себе. Воспитание — процесс универсальный, включающий в себя установку на саморазвитие личности, ее самосознание. Главное здесь не воздействие на ребенка извне, а психологическая поддержка внутренней жизни растущего человека.

В отличие от обучения воспитание осуществляется не путем усвоения знаний, а через эмоциональную сферу. И роль взрослого состоит в создании стимула для внутренней, напряженной работы ребенка, в процессе которой формируются нравственные основы. Великим стимулом является СЛОВО, вобравшее в себя и мысль, и ощущения, и восприятия, и чувства.

Воспитательные возможности

художественной литературы

Эмоционально-образным сплавом стимула и слова является художественная литература — признанный носитель духовного начала в человеке, идеалов добра, любви, сострадания. Чтение ребенком художественной литературы, способно воздействовать на ребенка всесторонне, расширять его жизненные горизонты, давать ему радость от полноты его собственной внутренней жизни, эмоционально обогащать, будить человечность. Растя его на лучших образцах художественной литературы, мы проецируем ребенку духовно богатую жизнь.

Нравственные начала в художественной литературе не преподносятся в готовом виде. Они индуктируются в душе читателя и закрепляются в его эмоциональной памяти. Писатель, если он подлинный художник, действует не назиданиями и сентенциями. Он вовлекает читателя в жизненные ситуации и во взаимоотношения людей, предоставляя ему самому разобраться, что его радует и что огорчает, что заставляет восхищаться, и что негодовать, что следует беречь и что подлежит отрицанию, что волнует, что вызывает симпатии и антипатии. Здесь, в борении чувств, и происходит выработка личностных качеств ума и сердца, обогащение себя духовным опытом человечества, сконцентрированного в литературе. Под влиянием возвышающего воздействия искусства человек приходит к определенным выводам сам.

Каждая полноценная в художественном отношении книга — это кусок жизни, она зовет ребенка из ограниченной рамками собственной жизни к новому, еще не испытанному опыту. Она открывает возможность пережить непережитое, занять собственную позицию, сделать выбор принять решение.

Литература способна внешние по отношению к читателю социальные нормы поведения превращать во внутренние регуляторы поведения, закрепляться в сердце.

Вывод, добытый через сопереживание и собственную мысль, может стать убеждением, войти «в плоть и кровь» и «незаметно руководить» человеком.

Возрастные особенности

воспитания книгой

Каковы же принципы воспитательного воздействия книги на детей разного возраста? Они базируются на наличии в детском возрасте определённых психофизиологических этапов. При формировании круга чтения каждого читателя необходимо учитывать его возраст, диктующий форму и содержание восприятия детьми печатного слова.

В дошкольном и младшем школьном возрасте воспитание книгой чаще всего происходит через подражание. Ребенок жаждет быть хорошим, и потому внутренне ориентируется на положительных персонажей, хочет быть похожим на них. Действовать по образцу любимого героя, брать с него пример — такова реакция многих читающих детей на полноценное художественное произведение, где представлен яркий, незабываемый, нравственно позитивный человеческий характер.

У подростков на первый план выступает не подражание, а осознание себя и своего отношения к миру через сопоставление с героем книги. Подростка интересует, чем он сам похож или не похож на героя, как бы он сам действовал, оказавшись на месте персонажа. Характерная особенность подростков — способность осознавать себя в процессе мысленного общения с героем. Впечатления, полученные от глубоко затронувшего душу произведения, могут регулировать поведение подростка, страховать его от дурных влияний.

Роль отрицательных персонажей

В воспитательных возможностях литературы особая роль принадлежит отрицательным персонажам. На первый взгляд кажется, что они действуют на читателя негативно. Некоторые сомневаются в их необходимости, полагая, что ребенок будет им подражать. На самом деле, как это ни парадоксально, они, если созданы большим талантом, действуют положительно. Ведь читатель не пассивно воспринимает персонаж, как некую данность, он внутренне протестует против нарушителей законов нравственности. Неприятие отрицательного персонажа и определяет итоговый, положительный эффект чтения. В детской литературе «нелюбимые» герои, такие, как Карабас Барабас или Дуремар, Бармалей или Сеньор Помидор, тем и воспитывают читателя-ребенка, что их не любят, что их отторгают дети. Великий французский сказочник Шарль Перро говорил: «Как бы ни были причудливы и фантастичны различные эпизоды сказок, несомненно, все они возбуждают в детях желание походить на тех, которые достигают счастья, и вместе с тем боязнь навлечь на себя несчастья, какие настигают злых за их пороки».

Влияние книги на читающего ребенка

Не всякая книга и не всякие персонажи способны наполнить читателя высокими и прекрасными впечатлениями. Этой способностью наделено лишь истинное искусство. Разные по художественному уровню произведения влияют на читающего ребенка по-разному. Книга бесталанная и талантливая по-разному живут в его сознании. Первая забывается быстро, другая способна жить в сознании и напоминать о себе всю жизнь, то укором совести, то предостережением, то моральной поддержкой.

Но не всякая бесталанная книга безобидна. В наше время расцвела так называемая «массовая литература», несущая в себе пропаганду насилия, страха, принижения традиционных ценностей. Эта литература в силу ее привлекательности и массовости обладает внушающей способностью дегуманизировать сознание читателя, рождать в нем подозрительность, агрессивные наклонности, культ потребительства и эгоцентризма. Ограничив свой репертуар чтения такой литературой, человек незаметно для самого себя начинает считать нормой человеческих отношений безнравственность, жестокость, стяжательство, равнодушие к чужим страданиям.

Несомненно, что одна книга, какой бы талантливой она ни была, не воспитает в читателе нравственных убеждений. Для выработки «динамического стереотипа в образе мыслей и установок нужна подборка книг определенной направленности и художественного совершенства. Здесь на помощь читателю должна прийти рекомендательная библиография.

Педагогика чтения

Воспитательная сила книги зависит не только от нее. Она в равной степени зависит от читателя, от его способности к полноценному чтению. Как и любая способность, она может развиваться. И здесь на авансцену выходит педагогика чтения.

Целостную систему этой деятельности, вытекающую из самой природы художественной литературы и ее восприятия, очертил применительно к современным условиям петербургский ученый В.А. Левидов в своей книге «Художественная классика как средство духовного возрождения». За свой проект он получил авторское право.

В решении проблемы воспитания средствами художественной литературы В.А. Левидов наметил ряд связанных между собой педагогических задач и действий. Применительно к детскому чтению это педагогическая система руководством чтением, названная им «Формула способа»:

  1. Отобрать произведения детской художественной классики с учетом возрастных потребностей детей и их жизненного опыта.
  2. В отобранных произведениях выделить те ситуации, с какими, или подобными им, может встретиться или уже встречался ребенок в реальной жизни. Вскрыть воспитательный потенциал этих ситуаций. Продумать, какие законы душевной жизни сконцентрированы в них.
  3. Путем продуманных вопросов вовлекать читателя в жизненные ситуации, изображенные в книге, опираясь при этом на его личностное отношение к проблемам, какими озабочены герои произведения.
  4. Предложить читателю изложить свое отношение к ситуации и привести по возможности аналогичные примеры из жизни и искусства.
  5. С помощью вопросов побудить читателя высказать свои соображения, почему произошла ситуация, почему каждый из героев вел себя именно так, а не иначе, одинаковыми ли мотивами они руководствовались, как это сказалось или могло сказаться на других людях.
  6. Проиграть разбираемую ситуацию мысленно или в виде ролевой игры, с тем, чтобы читатель мог представить себя на месте персонажей и действовать с их позиции.
  7. Начинать такую работу с самого раннего возраста, когда ребенок наиболее активно впитывает и осваивает нравственный опыт.
  8. Учит языку искусства; воспитывать вкус к настоящей литературе; формировать иммунитет к низкопробным книгам.
09.11.2024 10:32


Рекомендуем курсы ПК и ПП