СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитание речевого этикета на уроках русского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Что такое речевой этикет? Почему воспитанием вежливости, культуры речевого поведения нужно заниматься на уроках русского языка? Потому что, родное слово воспитывает школьников, развивает в них добрые, нравственные качества. Конечно же, каждому ребенку с детства известны «волшебные» слова (извините, пожалуйста, спасибо и др.). Но одно дело -знать, другое - уметь уместно пользоваться, обращаться к этой лексике. В решении этой задачи помогут средства зрительной и слуховой наглядности. Что же можно использовать? Транспаранты, кинофильмы, диафильмы и др., создание разных ситуаций, при которых предполагается использовать «формулу» речевого этикета. Предполагается 4 варианта телефонного разговора: 1. девочказвонит заболевшей подруге, которая сама подходит к телефону; 2. к телефону подходит брат; 3. трубку снимает мама; 4. у девочки непредвиденный, случайный собеседник. Вопросы: 1. Кому и зачем звонит девочка? - Девочка звонит заболевшей подруге. 2. С какой целью? 3. О чем она должна спросить? 4. С чего начинается разговор? 5. Надо ли себя назвать в этом случае? 6. Почему? Предлагаем возможное начало разговора. Дети предлагают свои варианты. Работа с употреблением слова «здравствуй». Ребятам предлагают подобрать другие приветствия, уместные в обращении со сверстниками. Новая ситуация: к телефону подошла не подруга, а ее брат. Итак, у девочки новый собеседник, но тоже сверстник, ее знакомый. Как она обратится к нему? О чем и как попросит его? Работа со словом «пожалуйста». Следующая ситуация. Вопросы: С кем будет разговаривать девочка? Почему для этого рисунка использована рамка другого цвета? Теперь собеседник взрослый человек и обращаться к нему следует по-другому. Как может обратиться девочка к взрослому собеседнику? Знает ли она эту женщину? Можно ли в данном случае использовать те формы приветствия, которые допустимы в обращении со сверстниками? Как лучше выразить свою просьбу? Составлении е примерного диалога. Необходимо проследить за соблюдением вежливой интонации. Последний вариант ситуации. Звонок был ошибочный, он раздражает взрослого человека. Как быть в таком случае? Что надо сказать? Что должен сделать вежливый человек? 1. спросить номер с которым его соединили? 2. назвать номер, который ему нужен? Что лучше? Разумеется второй вариант, поскольку человек, которого потревожили случайным звонком, не обязан сообщать незнакомому человеку номер своего телефона. Памятка: Любой разговор по телефону должен начинаться с приветствия, с обращения к тем взрослым, с которыми ты знаком, обращаться следует по имени-отчеству, при этом назвать себя. Телефонный разговор должен быть лаконичным. Говорить надо отчетливо, но не очень громко, чтобы не мешать окружающим. Игра. Для закрепления речевого этикета по телефону. Необходимы два телефонных аппарата. Обсуждение прослушанных диалогов и оценка с точки зрения содержания, лаконизма, вежливости, отчетливости и грамотности. II. Работа с учебным кинофильмом «Если вы вежливы». Режиссер Пименов Н. Цель: создание ярких слуховых образов, важных для запоминания. Учебная кинолента построена на фрагментах из мультфильмов о Вини Пухе. На уроках посвященных речевому этикету, дети становятся более внимательными к своей речи. Резкий окрик, деловито-фамильярное «Давай!», раздраженная интонация, сводит на нет эту работу. Так что учителю тоже необходимо следить за своей речью. Учитель умело должен использовать слова: «спасибо», «молодец», «хорошо», «правильно» и др. Перед просмотром необходима беседа о том, как понимаем слово «вежливый», прочитать в словаре толкование слова, видел ли кто мультфильм о Вини Пухе, кто автор книги. Необходимо предупредить, что учебный фильм черно-белый, это поможет предупредить разочарованные возгласы детей. Затем предлагаем посмотреть фильм и подумать над вопросом: можно ли Вини считать вежливым? Первые слова дикторского текста слушаем очень внимательно: «Вы, конечно, помните Вини Пуха, забавного медвежонка. Он всегда что-нибудь сочиняет: смешные считалки, сопелки, шумелки. Но Вини знает много других, вежливых слов. Каких? Сейчас услышите». Таким образом, зрители получили необходимую установку, внимание их направлено на дикторский текст. Фильм смотрят спокойно. Следует обратить внимание детей на размышления Совы, которая составляет дарственную надпись на горшочке, приготовленном для Иа. Затрудняется Сова написать глагол желаю жила-жила. Пусть дети помогут ей, скажут вслух желаем. Обсуждение фильма. Что понравилось? Каков Вини Пух (веселый, забавный, смешной, заботливый, добрый, вежливый). Вот и услышали связь между двумя понятиями - вежливость и доброта. В каких случаях вежлив Вини Пух? 1. Извиняется, когда перебил Сову; 2. Здоровается с осликом он сказал: «Доброе утро Иа». 3. Когда Сова чихнула пожелал: «Будь здорова!» 4. Обратился с вопросом: «Скажите пожалуйста, Сова дома? Инсценировка заключительного эпизода. Такие инсценировки всегда вызывают активность, живейший интерес класса. Если вежлив ты с друзьями! То всегда Друга с праздником поздравить. Да, да, да! Поприветствуешь при встрече: «Добрый день и добрый вечер! Здравствуй, здравствуйте, привет! Сколько зим и сколько лет!» Много разных слов волшебных Знаю я! И охотно передам вам Знания: «Разрешите, извините, Будьте так добры, скажите, Ах, пожалуйста, простите, До свидания! Систематизация «формул» речевого этикета. Кому можно сказать «привет!» Можно ли считать Вини вежливым? А Сову? Значит важны не только слова, но и дела. Доброе, отзывчивое сердце Вини подсказывает ему и добрые слова. А Сова равнодушна, говорлива. Можно закончить работу предложением придумать кадры, которые бы показали, что Вини Пух вежливый. Можно предложить сочинение. Герои мультфильма поздравляют ослика. А как вы поздравляете. И ребята охотно делают эту работу
Категория: Русский язык
19.05.2015 15:58


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей