СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
"Любовь к родной стране начинается с любви к природе".
К. Паустовский
Актуальность взаимодействия общества и природной среды выдвинула школой задачу формирования у детей ответственного отношения к природе. Педагоги и родители осознают важность обучения школьников правилам поведения в природе. И чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию учащихся, тем большим будет ее педагогическая результативность.
Математика – один из предметов, который, на первый взгляд, мало связан с экологией, а между тем эти науки тесно переплетаются. Как и все другие науки, математика возникла из практической потребности людей. Математика создает условия для развития умения давать количественную оценку состояния природных объектов и явлений, положительных и отрицательных последствий деятельности человека в природном и социальном окружении. На многих занятиях в процессе изучения математики при объяснении темы можно подобрать такой материал, в котором будет присутствовать элемент экологического воспитания, а также будет содержаться компонент обязательной программы по математике.
Учитывая возрастные особенности младших школьников, вполне реально формировать у учащихся экологическое воспитание.
Предлагаю ряд задач и заданий с экологическим содержанием различной направленности. Это задания, направленные на сохранение природных богатств, здоровья человека, развитие экологической культуры, в том числе любовь к природе, через возможность увидеть красоту окружающего мира.
В период изучения нумерации чисел первого десятка можно предложить учащимся такие задачи:
1.На цветке сидит шмель, собирает пыльцу. К нему прилетел еще один шмель. Сколько всего шмелей на цветке?
2.На стебле было 4 колокольчика. Подул ветер. Остался 1 колокольчик. Сколько колокольчиков опало?
3.Белка устроила гнедо в дупле. Утром она принесла в дупло3 еловые шишки, а вечером еще 2.Сколько шишек стало в дупле?
4. Известно, что в морозы птицы гибнут чаще голода, чем от холода. На кормушке, которую мы с вами повесили в школьном дворе, сегодня побывало 7 синиц и 5 воробьев. Скольким птицам мы помогли спастись сегодня от голода?
Предлагаем для решения составные задачи:
На уроках решаем так же задачи, которые способствуют формированию у младших школьников экологических знаний и воспитанию ответственности в сохранении и преумножение природных ресурсов.
1. Носороги-млекопитающие, находящиеся под большой угрозой вымирания; рог носорога весит 2,8 кг. Браконьеры убили 500 носорогов. Милиция их поймала, но обнаружила у них только 1000 кг рогов. Сколько кг рогов браконьеры все же успели продать?
2. Зимой Маша подкармливала птиц. В кормушки в саду Маша ежедневно насыпала 250 г пшеницы. Сколько граммов пшеничного зерна птицы съедали за неделю? А сколько за 30 дней? Переведите граммы в килограммы.
3. Продолжительность жизни бурого медведя 50 лет, белого медведя -30 лет, дикого кабана -20 лет. Подумай, как можно назвать продолжительность всех трех животных вместе.
На этапах закрепления материала, отработки навыков вычислений использую более сложные задачи:
1.Синий кит не имеет зубов и питается мелкими водными животными – рачками. Набрав в огромный рот воду, кит процеживает ее через ротовые пластинки (китовый ус), а оставшихся во рту рачков проглатывает. Таким образом, он может съесть за сутки 24 тонны пищи. Сколько пищи съедают 10 китов за неделю?
2.Самое большое млекопитающее животное – синий кит – имеет массу 40 тонн, а длину – 30 метров. Длина дельфина – 8м 50 см. Самое маленькое млекопитающее – этрусская мышь – имеет массу – 2г. Во сколько раз кит тяжелее этрусской мыши? На сколько метров длина кита больше длины дельфина?
3.Ель живет в лесу до 400 лет, а в городских условиях в 2 раза меньше. Сколько лет может прожить ель в городе? Как вы думаете, почему снижается продолжительность жизни деревьев в городе?
Приведенные примеры показывают, как средствами математики можно организовать работу по экологическому образованию. Таким образом, в ходе выполнения этих заданий, учащиеся получают дополнительные сведения о состоянии природы родного края, значении животных и растений в природе и жизни человека. А самое главное – происходит обогащение нравственного опыта детей, воспитание положительных качеств личности, формирование эстетических и этических чувств, воспитывается бережное отношение к природе, стремление изменить мир к лучшему.
© 2021, Кузьмина Алина Владимировна 141