СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Незаслуженные льготы пользы не принесут
От человека не зависит, в какой семье он родился — богатой или бедной. Это определяет судьба. Еще учась в начальной школе, я любил бывать на скрипичной фабрике и играть там, прислушиваясь к разговорам рабочих. Когда я перешел в старшие классы, отец заставлял меня
работать на фабрике во время каникул, и мне никогда не забыть, с каким удовольствием я там трудился.
Однако я вырос, не задумываясь о том, какую ценность имеют деньги. Возможно, именно поэтому, даже истратив последнюю мелкую монетку, я никогда не чувствовал себя бедным. Бывали времена, когда мы всей семьей едва могли наскрести несколько йен, но я, тем не менее, возвращался домой на такси, за что выслушивал упреки домочадцев. Меня никогда не беспокоило большое пятно на потолке моего кабинета, которое образовалось из-за прохудившейся крыши. И как бы я ни бедствовал, я не чувствовал себя бедняком.
Студенческие годы я провел в Германии, где после Первой мировой войны свирепствовала инфляция, которая в итоге привела к возвышению Гитлера и ко Второй мировой войне. Берлин был переполнен местными и приезжими авантюристами. Они неоднократно обращались ко мне с предложениями вроде: «Здесь неподалеку продается пятиэтажный дом. Вы можете приобрести его всего за 10 тысяч йен.» Я всегда отказывался, ссылаясь на то, что приехал в Германию не для того, чтобы делать деньги. Но однажды какая-то пожилая женщина предложила мне скрипку работы Гварнери всего за 2000 йен. Это была
Взращенные с любовью |
106 |
Взращенные с любовью |
107 |
неслыханная удача! Однако пользы такие «удачи» все равно не приносят. На мой взгляд, независимо от времени или места незаслуженные преимущества ведут только к беде.
Лучше отдай деньги, но не давай их в долг
Однажды университетский профессор, помогавший мне во всяких жизненных мелочах, обратился ко мне с просьбой: «Нам с женой надо срочно поехать домой, а у нас не хватает денег на билет. Мне неудобно просить вас, но.» В то время поездка за океан на двоих стоила около 2000 йен, и еще около 500 требовалось на непредвиденные дорожные расходы. Я сказал, что с удовольствием дам им деньги в долг, а вернуть их они могут моему отцу, когда приедут в Нагою.
После того как профессор с женой отправились в плавание, я написал отцу письмо, в котором сообщил об этой ситуации. Его ответ меня просто потряс: «Деньги были даны тебе на учебу, и я просто шокирован, что ты посмел дать их в долг. В будущем никогда не смей ни занимать денег, ни одалживать. Если у тебя завелись лишние деньги, лучше поделись ими с друзьями».
Давая лишние деньги в долг и считая, что это нормальное явление, я проявил юношескую незрелость. Получив такой суровый нагоняй от
отца, я решил больше никогда так не поступать. С тех пор я жил всегда по определенной схеме: каждый месяц я решал, сколько денег мне нужно на жизнь, и откладывал их, чтобы не израсходовать на другие цели; все, что оставалось, я тратил на себя и друзей. Очень много ненужных сложностей возникает из-за денег, но внушения отца уберегли меня от них. Кому-то мой метод может показаться смешным, но он дал мне возможность даже в самые трудные времена всегда обходиться собственными средствами, не прибегая к помощи друзей и не попадая в неприятные ситуации.
Еще одна вещь, которой научил меня отец, — это умение слушать других людей и учиться у них. В те дни большинство путешествий совершалось на поездах, и отец всегда учил меня, что надо ценить возможность контактов, которые завязываются во время путешествий. Ведь люди, которые случайно оказались рядом с нами в поезде или самолете, посланы нам судьбой. Поэтому их прежде всего надо поприветствовать, из чего может возникнуть беседа. Необходимо уметь слушать людей: они живут совсем другой жизнью и могут знать нечто такое, чего ты не знаешь. Вместо того чтобы говорить самому, умей разговорить окружающих. Учись радоваться, слушая собеседника. В этом случае и он с
Взращенные с любовью |
109 |
108 |
Взращенные с любовью |
радостью расскажет тебе все, что знает. Кстати, приветствия — о чем я буду говорить ниже — это важная часть нашей жизни. Мой отец считал, что надо всегда здороваться, встречаясь с людьми, независимо от того, знакомы они тебе или нет. Подобные поучения заложили основы моих собственных мыслей и поведения, направленных на установление с окружающими людьми отношений, наполненных добротой, любовью и гармонией.
Выражай благодарность, а не проси о благах
Однажды ко мне в гости пришел знакомый иностранный священник и в беседе сказал:
— Вам стоило бы почаще приходить в церковь и усердней молиться, чтобы заслужить царство небесное.
— Нет, отец мой, я уже не настолько самонадеян и наивен, чтобы просить для себя о царствии небесном, — возразил я ему.
Я не говорю, что мне не хотелось бы попасть на небеса. Просто я абсолютно убежден, что все в этом мире в руках Господа. Понимать это меня научила музыка Моцарта. Даже если я буду делать все, что в моих силах, мне не пристало жаловаться на судьбу, если я вдруг вместо рая попаду в ад. Я с радостью покорюсь судьбе. Я буду
помогать церкви, чем могу, но я не хочу просить ничего взамен. Я могу только сказать спасибо за все, что уже получил.
Именно этому учил меня и мой отец.
Во время учебы в школе был такой период, когда мы с четырьмя соседскими мальчишками каждый вечер навещали наш местный храм. По пути туда и обратно мы разговаривали о разных вещах. В этом не было ничего необычного — просто одна из приятных ежедневных обязанностей. Однажды отец спросил меня:
— ао чем вы говорите, когда приходите в храм?
Я ответил, что прошу милости для всей нашей семьи, но отец оборвал меня:
— Не будь таким эгоистом. Приходя в храм, говори только одно: «Большое спасибо за все!»
С тех пор, заходя в любое святое место, я произношу только эти слова: «Большое спасибо за все». Неправильно подавать медяки в виде милости и взамен просить для себя значительно больших благ. Я понял, чему хотел научить меня отец. Хотя любой человек склонен всегда ожидать чего-то от жизни, это неправильный подход. В то время мне было семнадцать лет. Это был переломный и очень памятный возраст в моей жизни. К этому времени все, что случалось с нами до сих пор, уже начинает формировать основу для
110 |
Взращенные с любовью
дальнейшей судьбы. Разумеется, с каждым может произойти что-то непредвиденное, например несчастный случай или ранняя смерть. Никто не знает, что уготовано для него судьбой. Но я верю, что все это происходит по воле «свыше», и мы ничего не добьемся своими хлопотами и суетой. Надо просто надеяться и жить так, насколько позволяют собственные способности.
Мое знакомство с Толстым
Да, в семнадцать лет была заложена основа всей моей дальнейшей жизни. В определенном смысле можно даже сказать, что я родился в этот год и стал человеком. Годом раньше я окончил коммерческое училище. О том, что случилось со мной в то время, я уже много раз рассказывал и писал, но если я сейчас умолчу об этом, то не смогу объяснить свою философию. Поэтому я повторю эту историю еще раз.
Однажды, как обычно, я пришел к отцу на скрипичную фабрику и заглянул в один из кабинетов. Там стояла английская пишущая машинка. Для меня она тогда была в новинку, и я стал с любопытством нажимать на клавиши. В это время в кабинет вошел начальник экспортного отдела и сделал мне замечание:
— Синити-сан, нельзя печатать на машинке, не вложив в нее бумагу.
111 |
Взращенные с любовью
— Но я ведь нажимаю клавиши не полностью, — неизвестно почему соврал я.
— Я вижу, — сухо ответил он и вышел. Как только он скрылся из виду, меня охватила злость к самому себе и раскаяние. «Трус, — подумал я. — Почему ты соврал, вместо того чтобы просто извиниться?» Не в силах справиться со своими эмоциями, я отправился домой. Но и дома мне не сиделось. Я вышел на улицу Хирокодзи. Мне нужно было что-то сделать, чтобы избавиться от самобичевания. Я зашел в книжную лавку и огляделся по сторонам в поисках какой-нибудь книги. Судьба дала мне в руки томик Толстого.
«Голос совести — голос Бога» •
Это было тоненькое издание дневников Толстого. Я случайно взял его с полки и раскрыл в первом попавшемся месте. Мой взгляд упал на строчку: «Предавать себя хуже, чем предавать других». Эти резкие слова потрясли меня до глубины души. Это был самый настоящий шок. Я задрожал и едва мог совладать с собой. Купив книжку, я помчался домой. Я буквально проглотил ее одним махом, а потом неоднократно читал и перечитывал до тех пор, пока она совсем не развалилась. Какой же замечательный человек этот Толстой! Преклонение перед ним заставляло меня находить себя в каждом из его произве-
112 |
Взращенные с любовью |
113 |
Взращенные с любовью |
дений. Толстой дал моей душе пищу. Его дневники постоянно находились со мной. Куда бы я ни отправлялся, я брал с собой книгу. Спустя несколько лет, когда мне уже исполнилось двадцать три года и я отправился на учебу в Германию, я положил книгу к себе в карман. Толстой сказал, что нельзя предавать себя и что голос совести — это голос Бога. Я старался жить в соответствии с этими принципами.
Работа, чтение и игра с детьми
Свои школьные задания я выполнял лишь настолько, чтобы не провалиться на экзаменах. Меня влекли к себе книги, в которых авторы искали смысл жизни, такие как эссе Бэкона или труды западных философов. А все началось, пожалуй, с Толстого. Я прилежно изучал высказывания священника Догена в сборнике под названием «Сюсёги», который начинается словами: «Великий Будда Карма освещает жизнь и смерть. Если Будда присутствует в жизни и в смерти, то ни жизни, ни смерти не существует.» Я проводил почти все свое время, читая такие книги и работая на фабрике. Моим любимым развлечением были игры с соседскими детьми.
Значительно позднее я переключился с «совести» Толстого на тему, которую проводит в своей музыке Моцарт. Это вера в жизненную силу
как таковую, которая составляет основу человеческого существования. Однако я чувствую, что основы всех моих мыслей были заложены еще в семнадцать лет. В то время меня захватил образ маленьких и подрастающих детей как сущность радости жизни. Именно отсюда все и началось.
Истоки методики воспитания талантов
В те дни я много играл с детьми. Соседские детишки сбегались, едва завидев издали, как я возвращаюсь с работы. Они брали меня за руки и шли вместе со мной домой, где мы устраивали радостные игры с моими младшими братьями и сестрами. Я просто любил детей. Кроме того, меня вдохновлял Толстой. Я понял всю прелесть детей в возрасте четырех-пяти лет и хотел быть похожим на них.
Они не допускают даже мысли о том, чтобы предать себя.
Они доверяют людям и ни капли не сомневаются в них.
Они умеют только любить и еще ничего не знают о ненависти.
Они любят справедливость и досконально выполняют все правила.
Они радуются жизни, и вся их жизнь наполнена радостью.
Взращенные с любовью |
115 |
Взращенные с любовью |
114 |
Они не знают страха и живут с ощущением безопасности.
Я играл с детьми и учился у них. Мне всегда хотелось обладать детским смирением. Во мне происходила настоящая революция. Именно тогда во мне зародилось семя воспитания талантов, которое впоследствии стало делом всей моей жизни.
Многие из этих милых детишек вырастут, и, возможно, в их жизни появятся подозрения, предательство, нечестность, несправедливость, ненависть, страдание и горе. Почему? Почему нельзя воспитать их так, чтобы они сохранили красоту своей души? Видимо, что-то не так с образованием и воспитанием. Именно тогда я начал задумываться над этим.
Ведущий принцип
Девизом моей альма-матер — коммерческого училища в Нагое — были слова: «Сначала характер, потом способности». Табличка с этим изречением висела в лекционном зале. Этот принцип записан в моем сердце и освещает весь мой жизненный путь. Ученые, артисты, бизнесмены, политики смогут добиться успеха, лишь став настоящими людьми, выработав в себе личность и характер. На протяжении четырех лет, с первого и до последнего дня обучения, я был старостой группы. Как уже было сказано выше, учился я
не слишком прилежно, и оценки были не самыми лучшими, но я любил и уважал всех в своей группе и пользовался взаимной любовью. Меня и выбирали, пожалуй, потому, что знали мою обязательность и стремление сделать что-то хорошее для окружающих.
Во время выпускных экзаменов один из студентов, назовем его «А», решил списать у другого студента — «Б». Тот заметил это и во всеуслышание заявил об этом учителю. «А» с позором выгнали из аудитории. Но как только экзамен закончился и студенты вышли в коридор, на доносчика «Б», который был крепким парнем, налетел студент «В» и ударил его. Остальные присоединились и задали «Б» хорошую трепку. Я был в то время еще в аудитории. Все произошло буквально за несколько секунд. Спустя некоторое время меня как старосту группы вызвало руководство факультета.
— Что означает эта безобразная драка? Вы при этом присутствовали?
— Да. Я тоже бил его.
— Что? Кто еще его бил?
— Вся группа.
— И вы считаете, что поступили правильно?
— Нет. Я считаю, что списывать нехорошо, но выдавать товарища еще хуже. Пожалуйста, накажите нас.
Взращенные с любовью |
116 |
117 |
Взращенные с любовью |
Все училище вышло на забастовку
Вернувшись в аудиторию, я сообщил студентам о том, что сказал учителям, и предложил: «То, что мы сделали, мы сделали ради дружбы. Если вы все согласны, то я скажу, что это было наше общее решение. И давайте мы все завалим в этом году экзамены».
Даже те, кто не принимал участия в потасовке, проголосовали за это, и все согласились остаться на пятый год. Потом каждого студента по очереди вызывали к руководству факультета и допрашивали. На следующий день, придя в училище, мы увидели на доске объявление, в котором сообщалось, что двадцать студентов наказаны, причем десять человек исключены (моя фамилия возглавляла этот список), а остальные десять получают выговор. Хотя к тому времени начальство, очевидно, уже знало, что я не принимал участия в драке, но поскольку я был старостой, тут уже ничего нельзя было поделать. Остальные девять исключенных были заядлыми драчунами.
Конечно, кто-то говорил, что наказание несправедливое, кто-то удивлялся, что его не исключили, хотя он тоже принимал участие в драке. Слухи об этом быстро разошлись по всему училищу, и на следующий день ни один человек на занятия не вышел. Это была забастовка солидарности.
Так продолжалось целую неделю, а потом каждый студент получил извещение с требованием явиться в училище. Все семьсот студентов собрались в аудитории, и директор училища Йо-сики Нисимура, автор девиза «Сначала характер, потом способности», выступил перед нами со слезами на глазах. В заключение своей речи он сказал, что все случившееся будет забыто и что всем будет дана возможность пересдать экзамен.
Обычно каждый год не менее двух-трех человек проваливались на экзаменах, но, хотя мы были не самой лучшей группой, экзамены сдали абсолютно все. Это был 1916 год.
Зло должно быть наказано
В тот вечер, когда произошли эти события, я все рассказал отцу и, опустив голову, спросил его, сможет ли он заплатить еще за один год моего пребывания в училище, поскольку мне придется остаться на второй год. Он улыбнулся и сказал: «Ну что ж, ничего не поделаешь». Это была очень мудрая и понимающая улыбка.
Я думаю, что вся проблема решилась уже в тот момент, когда я держал ответ перед руководством факультета. Я признал, что мы были не правы, выразил свою точку зрения и попросил, чтобы нас наказали. Во мне говорили чувства истинной дружбы и любви, то есть те качества,
119 |
Взращенные с любовью |
118 |
Взращенные с любовью |
которые я почерпнул у Толстого. Я испытывал любовь ко всему живому, даже к самому маленькому насекомому. По дороге из училища домой мне приходилось идти полем на окраине Нагой. На тропинке, по которой я шел, постоянно суетилось множество муравьев — и больших, и маленьких. Я помню, что мне приходилось идти очень осторожно, чтобы не наступить на них. При одной только мысли о том, что мое малейшее движение может навсегда лишить жизни одно из этих крошечных созданий, мне приходилось сдерживать шаг. Это чувство пробудилось во мне уже в раннем подростковом возрасте. Примерно в том же возрасте я впервые услышал пластинку с записью «Аве Марии» в исполнении Эльмана, и звуки скрипки меня буквально заворожили.
© 2017, Седых Ирина Николаевна 595