СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Значение растений в жизни человека»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка «Значение растений в жизни человека» поможет педагогам дополнительного образования, а также учителям начальной школы обобщить и расширить знания детей о значении растений в жизни человека.

Цель: расширить знания учащихся о значении растений в жизни человека; учить бережно относиться к растениям;

Задачи:

- расширить знания учащихся о значении растений в жизни человека

- развивать мышление, воображение, речь детей;

-способствовать воспитанию стремления бережно относиться к природе, оценивать эстетическое воздействие растений на человека.

Оборудование: гербарии льна, хлопчатника, липы, ивы, подорожника; образцы тканей: лен, ситец, кусок каменного угля с отпечатком листа папоротника, иллюстрации картин с изображением растений; книга Г.Уэллс «Продавец воздуха», карточки со стихами о растениях,

Ход занятия:

1.Оргмомент.

Поговорим?

Поговорим. О чём?

О разном и о прочем,

О том, что знаешь ты,

А что – то мне известно.

Поговорим?

- Поговорим. Вдруг будет интересно

2. Изучение нового материала

Разговор будет о значении растений в жизни человека.

1.Поговорим о том, чем мы дышим?

Вопрос: Что значит дыхание?

Процесс поглощения кислорода и выделение углекислого газа. Итак, для дыхания нам необходим кислород, который содержится в атмосфере. Но состав воздуха не везде одинаков. Много кислорода содержит воздух в лесу, особенно после грозы. Совсем иной воздух в помещении, где много людей, там мало кислорода и много углекислого газа. Население земного шара выдыхает ежегодно около80 млн.тонн углекислого газа. Кроме того, 265 млн.тонн углекислого газа выделяется при сжигании топлива на заводах и фабриках.

Вопрос: У вас не возникает ощущение, что кислород в составе атмосферы может закончиться?

Педагог: А вот ученых возрастающее потребление кислорода и выделение углекислого газа еще в 19 веке беспокоило. Английский физик еще в 1898 году вычислил, что через 500 лет будет поглощен весь кислород, и люди погибнут от удушья. Печатались даже фантастические рассказы.

Педагог: Зачитывает отрывок их книги Г.Уэллса «Продавец воздуха» о том, как один иностранец решил захватить весь воздух, прессовать его в брикеты и продавать людям, и как советский разведчик разрушил его планы.

Чтобы ответить на вопрос: грозит ли человечеству гибель от удушья, попробуем вспомнить, а кто поставляет кислород?

Конечно растения. Так вот К.А.Тимирязев доказал, что человечеству нечего беспокоиться, пока не земле существуют растения. Известно, что растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород в процессе фотосинтеза. Один гектар леса может поддерживать дыхание 30 человек. Один гектар зеленых насаждений поглощает 8 кг. углекислого газа за один час, то есть столько, сколько выдохнут его за это же время 200 человек. На одного жителя города должно приходиться 50 кв.м. зеленых насаждений (у нас, в Новокузнецке – 11 кв.м.)

Вывод: 1 значение – растения нужны для дыхания человека.

2. Поговорим о том, что мы едим?

Задание по группам: составить меню на обед из растений. Группа 1- первое, группа 2 – второе, группа 3 – третье. Условие: называть растения, из которых составлен обед.

Отчет:

Группа 1 – предложила борщ. В борще присутствуют картофель, капуста, свекла, морковь, лук, лавр, укроп, черный перец.

Педагог: в одной руке ложка, а во второй что? Конечно, хлеб.

А из муки каких растений получают хлеб?

Дети: Из пшеницы – белый хлеб, ржаной – из ржи.

Русский ботаник К.А.Тимирязев писал: «Многим ли приходит в голову мысль, что ломоть хорошо испеченного хлеба составляет одно из величайших изобретений человека».

Действительно, какой громадный труд ряда поколений людей был проделан, чтобы получить такой хлеб, какой мы употребляем ежедневно. Много веков прошло с того времени, как первобытный человек размолол зерна пшеницы камнем на камне до получения хлеба на хлебозаводе.

Группа 2 – предложила каши на выбор: пшенная (просо), манная (пшеница), рисовая (рис), перловая (ячмень), гречневая (гречиха).

Группа 3 – предложила на выбор: компот (яблоня, слива, виноград, груша), сок (вишня, персик, абрикос), чай (чайный куст) с сахаром (сахарный тростник, сахарная свекла), шоколадные конфеты ( дерево какао).

Педагог добавляет:

А) Чай по китайски означает «молодой листочек» Китайский поэт Бо-цзюй писал:

У ручья зачерпнул

Быстро бьющей журчащей воды.

Как вскипает гляжу

Бирюзово-зеленая пыль.

Только жаль не могу

Чашку вкусного чая налить

И послать далеко

Человеку, влюбленному в чай.

Б) Дерево какао или шоколадное дерево было открыто европейцами в 1516 году в Мексике. Завоеватели Мексики заметили, что туземцы очень ценят какие-то семена, из которых готовят напиток и называют его «чокоатль». Это и был шоколад. Одна чашка этого напитка достаточна, чтобы поддержать человека бодрым в течение целого дня.

Вывод: 2 значение – растения нужны для питания человека.

3. Поговорим о том, из чего мы строим.

Задание: посмотрите вокруг себя в классе и скажите, что здесь сделано из древесины деревьев?

Дети: парты, пол, шкафы, классная доска, оконные рамы, стулья,

Педагог: многие изделия изготавливают из переработки древесины Так мебель – из фанеры, опилки входят в состав пластмасс. Древесноволокнистые плиты для изготовления мебели, облицовки вагонов, самолетов. Из древесины делают бумагу, получают спирт.

Но у дерева есть замечательное свойство: оно в воде не тонет. Где же его можно еще применять?

Конечно, в строительстве водного транспорта

Вывод: 3 значение: растения необходимы для строительства

4. Поговорим о том, во что мы одеваемся.

Педагог: во что одевался первобытный человек, чтобы согреть свое тело?

Конечно, он покрывал свое тело шкурами убитых зверей. Но время шло.

Человек, срывая ветки, заметил, что прутья ивы очень гибкие, и их можно плести. Затем он заметил, что под корой у липы слой (так называемый луб) очень крепкий и отдирается длинными лентами. От сплетения этих лент получается ткань – рогожа. Из нее раньше готовили одежду, а из коры плели лапти.

Еще в древности человек обратил внимание на стройное растение, которое можно легко выдернуть с корнем, но трудно разорвать. Это растение называется лен (дети рассматривают гербарий льна и образец льняной ткани). Изо льна готовили одежды, которые носили только богатые и знатные люди. А в Египте мумии фараонов в гробницах были забинтованы льняными тканями.

Друга ткань – ситец – легкая и тонкая, получалась из волокон семян хлопчатника (дети рассматривают гербарий хлопчатника и образец ситца). Одежда из ситца легко пропускает воздух.

В Индии из хлопчатника готовили ткань – муслин. Эта ткань настолько тонкая, что платье из нее можно было продеть сквозь перстень.

Сейчас одежда изготавливается из синтетики, что не вполне полезно для кожи. Лучше приобретать одежду из растительных волокон.

Вывод: 4 значение - растения помогают человеку использовать их для изготовления практической и полезной для кожи одежды.

5. Поговорим о том, чем мы лечимся.

Вопрос: если вы на природе порезали пальчик, какое растение поможет вам остановить кровотечение?

Конечно, это всем известный подорожник. Существует множество лекарственных растений. Лекарственные растения издавна используют для профилактики и лечения многих заболеваний. Первые сведения об их использовании относятся к 6 тыс. до н. э. На Руси лечение травами известно давно, этим занимались знахари, колдуны. Наибольшее развитие лечения травами получило при Петре I., когда стали создаваться «аптекарские огороды». Но, чтобы использовать растения, надо знать их свойства и способ применения. Об этом вы узнаете в старших классах. А пока я могу только сказать:

Если кто-то простудился, голова болит, живот.

Значит, надо подлечиться, значит в путь – на огород.

С грядки мы возьмём микстуру, за таблеткой сходим в сад.

Быстро вылечим простуду. Снова будешь жизни рад.

Одуванчик, подорожник, василёк, шалфей и мята.

Вот «зелёная аптека» помогает вам, ребята!

Вывод: 5 значение: растения используются человеком в лечебных целях.

6.Поговорим о том, как растения используются в качестве топлива.

Педагог: В качестве сырья и топлива человек использует не только растения, окружающие его в настоящее время, но и остатки растений, существовавших тысячи, сотни тысяч и миллионы лет тому назад. Эти растения образовали залежи каменного угля и торфа. (Демонстрация кусочка каменного угля с отпечатком листа папоротника)

7. Поговорим об использовании растений в искусстве.

Многие поэты посвятили свои стихи растениям.

Конкурс стихов (дети читают стихи)

Например,

1) В.А.Жуковский «Черемуха»

И вся благоуханная, роняя лепестки

Цветет, цветет черемуха в овраге у реки.

С утра до поздних сумерек со всех концов земли

К цветам ее торопятся тяжелые шмели.

2) А.С.Пушкин

Цветок засохший, бездыханный

Забытый в книге вижу я

И вот уже мечтою странной

Душа наполнилась моя.

Где цвел? Когда? Какой весною?

И долго ль цвел? И сорван кем?

Чужой, знакомой ли рукою?

И положен сюда зачем?

Многие художники изображают на своих полотнах растения.

Дети рассматривают иллюстрации картин

  1. И.Левитан «Одуванчики»

2.Гончарова Н.С. «Цветы»

3.И.Шишкин «Хвойный лес»

4. Исаак Левитан «Березовая роща»

5. И.Левитан «Лилии»

Педагог: Наиболее радостные и торжественные события в нашей жизни мы стараемся отмечать цветами. Цветы преподносят в день рождения, на юбилеях, при выступлениях артистов на сцене.

Вывод: Как видите, жизнь человека тесно связана с растительным миром. К сожалению, не все люди понимают значение растений: рвут дикорастущие травы, ломают деревья и кустарники, рубят деревья в лесах, забывая о том, что погубить растение недолго, а вырастить его — дело многих лет. К тому же, хозяйственная деятельность людей изменяет условиям жизни растений. К примеру, на месте леса люди строят дома, роют карьер, на месте луга закладывают завод или фабрику. Много дикорастущих растений гибнет. Поэтому растения нуждаются в охране. Но об этом мы поговорим на следующем занятии.

Итог занятия: Продолжите предложения, выбрав начало словами:

«Я узнал …»

«Я удивился …»

«Я запомнил …»

28.08.2015 07:49


Рекомендуем курсы ПК и ПП