СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная образовательная программа по русскому языку для обучающихся с умственной отсталостью

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная образовательная программа по русскому языку для обучающихся с умственной отсталостью

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная образовательная программа по русскому языку для обучающихся с умственной отсталостью»

2.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Данная рабочая программа разработана для ученика 7 класса Андреева Максима, обучающегося по адаптированной основной образовательной программе общего образования для обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) (Пр.№ 1599, вариант 1) в форме индивидуального обучения на дому с 01.09.2022 г.

Основание: заключение территориальной психолого-медико-педагогической комиссии г. Балаково № 1037 от 09.10.2017 г. заключение врачебной комиссии № 1047 ГУЗ «Балаковский психоневрологический диспансер».(Протокол ВК № 86 от 15.05.2022г.).

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для учащихся 7 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы» А. К. Аксеновой, Н. Г. Галунчиковой под редакцией И.М. Бгажноковой, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации, учебника «Русский язык» авторского коллектива в составе: Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская, входящего в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации

Адаптированная образовательная программа по русскому языку для обучающихся с умственной отсталостью МАОУ СОШ с. Кормежка имени Ф.П. Полынина разработана в соответствии:

  1. -со статьями 2, 79 Федерального закона Российской Федерации № 273-ФЗ от29.12.2012года «Об образовании в Российской Федерации»;

  2. -приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014г. №1599 «Об утверждении Федерального государственного стандарта образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

  3. -с требованиями Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования

  4. -на основе Программы специальных (коррекционных) образовательныхучрежденийVIIIвида6–9 классы под редакцией В. В. Воронковой–М.: «Просвещение»2011г.

  5. Программа содержит учебный материал для обучающихся 6–9 специальных (коррекционных) классов VIII вида. Программа составлена с учётом психофизических особенностей учащихся с интеллектуальной недостаточностью.

Место предмета в учебном плане отводит 51 учебный час для обязательного изучения русского языка в 7 классе, из расчета 1,5 часа в неделю

анный курс «Письмо и  развитие речи» создан с учетом личностного, деятельностного, дифференцированного, компетентностного и культурно-ориентированного подходов в обучении и воспитании  детей с ОВЗ и направлен на формирование функционально грамотной личности на основе полной реализации возрастных возможностей и резервов (реабилитационного потенциала) ребенка, владеющей доступной системой математических знаний и умений, позволяющих применять эти знания для решения практических жизненных задач.

Процесс обучения письму и развитию речи неразрывно связан с решением специфической задачи специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида – коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, воли, любознательности, формированием  умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.

Обучение письму и развитию речи носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, является одним из средств социальной адаптации в условиях современного общества, готовит учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками.

В основу программы по письму и развитию речи взят традиционный тематический принцип группировки материала, предусматривающий деление на темы, почасовую разбивку прохождения учебного материала,  количество контрольных и проверочных работ.

Цели и задачи обучения:

Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия, логического мышления и воображения учащихся.

Социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативных компетенций учащихся как показателя общей культуры человека, развитие устной и письменной речи.

Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:

развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с особенностями и условиями общения;

освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и тексты-повествования небольшого объема;

воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

 Сформировать набор предметных и общеучебных умений, необходимых для изучения смежных дисциплин, дальнейшего обучения, применения в практической деятельности и в будущей профессии;

– использовать процесс обучения письму для повышения общего развития учащихся и коррекции недостатков их познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личностных качеств с учетом психофизических особенностей и потенциальных возможностей  каждого ученика.

Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию и развитие:

– основных мыслительных операций;

– наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления;

– зрительного восприятия и узнавания;

– пространственных представлений и ориентации;

– речи и обогащение словаря;

– коррекцию нарушений  эмоционально-волевой и личностной сферы;

– коррекцию индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

Обучение письму и развитию речи в коррекционной (специальной) школе VIII вида имеет свою специфику. У воспитанников с ОВЗ, характеризующихся задержкой психического развития, отклонениями в поведении, трудностями социальной адаптации различного характера, при изучении курса возникают серьезные проблемы. Характерной особенностью дефекта при умственной отсталости является нарушение отражательной функции мозга и регуляции поведения и деятельности, поэтому в программе по письму и развитию речи предусматривается концентрическое изучение предмета.

Постоянное повторение изученного материала сочетается с пропедевтикой новых знаний. Неоднократное возвращение к воспроизведению знаний, полученных в предыдущих концентрах, включение изученных понятий в новые связи и отношения позволяют обучающимся овладеть ими сознательно и прочно. Активное использование элементов опережающего обучения на уровне отдельных структурных единиц курса: отдельных упражнений, отдельных уроков, целых тем не только способствует осмысленному освоению обязательного  материала, но и создает основу для введения простейших элементов исследовательской деятельности в процесс обучения как на уровне отдельных упражнений.

В процессе обучения письма и развития речи учащихся с интеллектуальным недоразвитием основной акцент делается на осознанное усвоение полученных ими предметных знаний

Программный материал каждого класса дан в сравнительно небольшом объеме с учетом индивидуальных показателей скорости и качества усвоения представлений, знаний, умений практического материала, их применения в зависимости от степени выраженности и структуры дефекта обучающихся, что предусматривает необходимость индивидуального и дифференцированного подхода на уроках письма и развития речи.

Каждый урок письма и развития речи оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом, техническими средствами обучения.

Организация самостоятельных работ должна быть обязательным требованием к каждому уроку. По мере развития и коррекции познавательных способностей школьников показана необходимость заданий, требующих самостоятельного поиска, умозаключений, переноса знаний в новые или нестандартные ситуации, а также заданий практического характера. Самостоятельно выполненная учеником работа должна быть проверена учителем, допущенные ошибки выявлены и исправлены, установлена причина этих ошибок, с учеником проведена работа над ошибками.

Домашние задания обязательно ежедневно проверяются учителем.

Наряду с повседневным, текущим контролем за состоянием знаний по письму и развитию речи учитель проводит 2 – 3 раза в четверти контрольные работы.

Так как одной из основных задач коррекционная (специальная) школа VIII вида ставит подготовку учащихся к жизни, к овладению доступными им профессиями, посильному участию в труде, то большое место в программе отводится привитию учащимся практических умений и навыков. Наряду с формированием практических умений и навыков программа предусматривает знакомство учащихся с некоторыми теоретическими знаниями, которые они приобретают индуктивным путем, т.е. путем обобщения наблюдений над конкретными явлениями действительности, практических операций с предметными совокупностями.



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА

В результате освоения предметного содержания по русскому языку у учащихся, оканчивающих 7 класс, формируются учебные действия:

ЛИЧНОСТНЫЕ У учащихся будут сформированы:

 положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса русского языка

 способность к самооценке успешности в овладении языковыми средствами в устной и письменной речи;

 использовать правила речевого этикета в соответствии с ситуацией и целью общения;

 вести диалог с собеседником, проявляя к нему внимание и уважение; могут быть сформированы:

 умение признавать собственные ошибки;

 эстетические чувства на основе выбора языковых средств при общении.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ Регулятивные Учащиеся научатся:

 следовать при выполнении заданий инструкциям учителя.

 осуществлять проверку, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки. получат возможность научиться:

 осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении языковых задач;

 осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату изучения темы. Познавательные Учащиеся научатся:

 анализировать, наблюдать, сравнивать, делать обобщения. получат возможность научиться:

 видеть аналогии и использовать их при решении языковых задач;

 выбирать задание из предложенных, основываясь на своих интересах. Коммуникативные Учащиеся научатся:

 владеть диалоговой формой речи;

 формулировать собственное мнение и позицию;

 задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании;

 адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. получат возможность научиться:

 адекватно использовать речь и речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

ПРЕДМЕТНЫЕ Учащиеся научатся:

 писать под диктовку текст, применять правила проверки написания слов;

 разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов;

 различать части речи;

 строить простое распространенное предложение, простое предложение с однородными членами, сложное предложение;

 писать изложение и сочинение;

 оформлять деловые бумаги;

 пользоваться словарем.

• исправлять текст; получат возможность научиться:

 использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обмена мыслями, чувствами в устной и письменной речи (уметь слушать, читать и создавать небольшие высказывания) в учебных и бытовых ситуациях.



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Повторение (10ч) Звуковая характеристика языка: гласные и согласные звуки, ударные и безударные гласные, звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные. Их дифференциация. Соотношение произношения и написания (соответствие и несоответствие произношения написанию в корне, приставке, окончании). Общий способ решения орфографических задач. Развитие умений находить орфограмму, устанавливать ее место (приставка, корень, окончание), выбирать способ решения орфографической задачи (подбор или подстановка проверочного слова). Употребление разделительных ь и ъ знаков в словах. Работа со школьным орфографическим словарем. Алфавит. Единство темы, наличие основной мысли и ее развитие, части текста (вступление, основное содержание, заключение), изобразительные средства языка (сравнение, определение, употребление слов в переносном значении). Состав слова (25ч) Образование разных частей речи с помощью приставок и суффиксов. Их дифференциация. Определение значений слов. Выделение приставки, корня, суффикса и окончания. Эмоционально-оценочные слова. Их значение в тексте. Описание предметов, обозначенных словами с различной эмоциональной оценкой (волчонок — волчище, Маша — Машенька). Подбор однокоренных слов. Определение значений слов. Общее и различное в значении родственных слов. Единообразное написание гласных и согласных в корнях однокоренных слов. Способы проверки орфограмм в корне слова и в окончаниях существительных. Зависимость способа проверки от места орфограммы в слове. Слова с непроверяемыми безударными гласными, непроизносимыми и двойными согласными в корне. Правописание приставок на а и о, приставка пере-. Разделительный твердый знак (ъ) после приставок. Составление групп слов с разделительным твердым знаком (ъ). Сложные слова с соединительными гласными о, е. Подбор сложных слов по единой теме, составление текста с этими словами. Имя существительное (21ч) Роль в речи. Расширение круга имен существительных за счет слов, обозначающих состояние человека и природы, события, действия, профессии людей, черту характера. Существительные, близкие и противоположные по значению. Использование их в контексте. Определение грамматических признаков существительного (род, число, падеж, склонение) с опорой на таблицу. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе. Проверка окончаний способом подстановки существительного того же склонения и падежа, но с ударным окончанием. Склонение существительных во множественном числе. Правописание существительных в родительном падеже с шипящей на конце. Дифференциация правописания существительных с шипящей на конце в единственном и во множественном числе (тишь, врач, туч). Выделение опорных слов из короткого текста и восстановление повествования с ориентацией на опорные слова. Использование средств связи (местоимения, текстовые синонимы, наречия, разные падежные формы имен существительных). Анализ готового текста, описывающего место (помещение, природа), где происходит действие. Выделение слов, называющих предметы (что?) и места их нахождения (где?). Построение текста по аналогии. Имя прилагательное (15ч) Роль в речи. Расширение круга имен прилагательных за счет обозначения пространственного расположения предметов (близкий, далекий), оценочной характеристики (мужественный, добродушный). Правописание родовых окончаний прилагательных. Дифференциация окончаний единственного и множественного числа: -ее, -ие. Упражнения в подборе прилагательных, помогающих описать предмет. Согласование прилагательного с существительным в роде и числе. Использование образных средств языка (определение, сравнение). Склонение имен прилагательных. Правописание падежных окончаний прилагательных в единственном числе. Проверка безударных окончаний прилагательных с помощью вопроса. Составление словосочетаний прилагательных с существительными в косвенных падежах. Подбор словосочетаний на определенную тему, составление текста по опорным словосочетаниям. Местоимение (12ч) Значение личных местоимений в речи. Упражнения в правильном соотнесении местоимений с существительными. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение и правописание личных местоимений единственного и множественного числа. Раздельное написание предлогов с местоимениями. Упражнения в правильном использовании местоимений как средства связи предложений в тексте. Описание места с опорой на схему: вступление (место нахождения автора), главная часть (где? что?), заключение (впечатление). Глагол (25ч) Роль в речи. Семантические группы глаголов (глаголы движения, труда, чувства, цвета, звучания). Слова, близкие и противоположные по значению. Включение их в предложения. Сравнительные обороты с союзами как, будто. Начальная форма глагола (неопределенная форма) на -ть, -ться, -ти, -чь, -чься (что делать? что сделать?). Изменение глагола по временам и числам. Лицо глагола в настоящем и будущем времени. Род глагола в прошедшем времени. Дифференциация глаголов 3-го лица единственного числа и неопределенной формы (-тся, -ться). Изменение глаголов с ударным окончанием по лицам и числам (спряжение). Правописание частицы не с глаголами. Значение отрицания. Выделение из текста глагольной лексики с последующим восстановлением текста с опорой на эту лексику и средства связи. Отбор глагольной лексики для предполагаемого текста повествовательного характера с опорой на картинку, на предложенную ситуацию. Использование слов, указывающих на последовательность событий, действий (сначала, потом, затем, наконец) или на их неожиданность (вдруг, внезапно). Предложение. Текст (19ч) Сложное предложение с союзами и, а, но и без союзов. Сравнение его с простым предложением. Смысловая и интонационная законченность сложного предложения. Наблюдение за простым предложением с однородными членами с союзами и, а, но и сложным предложением с теми же союзами. Их сравнение. Использование схем. Знаки препинания. Выделение простых и сложных предложений из литературного текста. Составление предложений различных конструкций по картинкам, по ситуации, по теме. Работа с диалогом, решение в нем различных речевых задач: сообщение новой информации или желание узнать ее, выражение согласия или несогласия с мнением говорящего. Введение выражений: Я так не думаю. Я не могу согласиться. Мне трудно тебя убедить и т.д. Использование обращения в деловых бумагах. Рассказ и описание как типы текстов. Наблюдение за текстами, рассказывающими о предмете или описывающими его. Их структура. Сравнение планов: Упражнения в составлении коротких текстов описательного или повествовательного характера по плану. Использование простых и сложных предложений. Исправление в тексте нарушений логики и последовательности изложения темы, речевых недочетов, связанных с неправильным употреблением местоимений, текстовых синонимов, временных форм глагола, повторов глагольной лексики (был, был... стоит, стоит...), неточного использования изобразительных средств. Резерв (9ч)













3.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Тема раздела

Количество часов

Повторение

4

Состав слова

9

Имя существительное

6

Имя прилагательное

9

Местоимение

4

Глагол

8

Предложение. Текст

11


Итого

51





4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ





Учащиеся должны уметь:

писать под диктовку текст, применять правила проверки написания слов;

разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов;

различать части речи;

строить простое распространенное предложение, простое предложение с однородными членами, сложное предложение;

писать изложение и сочинение;

оформлять деловые бумаги;

пользоваться словарем.

Учащиеся должны знать:

Главные и второстепенные ( без конкретизации) члены предложения;

Название частей речи, их значение;

Наиболее распространенные правила правописания.









5.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



п/п

Содержание учебного материала

Дата

Корректировка

Главные и второстепенные члены предложения.

01.09


Однородные члены предложения.

05.09


Сложные предложения.

08.09


Контрольный диктант

12.09


Р.р. Письменный пересказ (изложение)

19.09


Гласные и согласные в приставках

22.09


Приставка и предлог

26.09


Состав слова.

03.10


Суффикс.

06.10


Окончание.

10.10


Р.р. Письменный пересказ (изложение)

17.10


Сложные слова

20.10


Р.р. Составление рассказа (сочинение) по репродукции картины В.Г.Перова «Охотники на привале» - упр. 87

24.10


Имя существительное

07.11


Собственные и нарицательные имена существительные

10.11


Три склонения имен существительных

14.11


Склонение имен существительных во множественном числе

21.11


Р.р. Обучающее сочинение по картине А. Пластова «Первый снег»

24.11


Заявление.

28.11


Имя прилагательное. Роль прилагательного в речи

05.12


Склонение имен прилагательных в единственном числе.

08.12


Склонение имен прилагательных женского рода.

12.12


Правописание падежных окончаний имен прилагательных во множественном числе

19.12


Роль личных местоимений в речи.

22.12


Личные местоимения 1,2,3-го лица

26.12


Упражнения на закрепление. Подготовка к контрольной работе

09.01


Контрольная работа (диктант)

16.01


Глагол

19.01


Изменение глаголов по временам

23.01


Изменение глаголов по числам

30.01


Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам

02.02


Изменение глаголов по лицам.

06.02


-Ся или –сь на конце глаголов.

13.02


Р.р. Сочинение (составление рассказа) по репродукции картины В.М.Васнецова «После побоища Игоря Святославича с половцами»

16.02


Изменение глагола по лицам и числам

20.02


Письмо-поздравление.

27.02


Простое и сложное предложение

02.03


Главные члены предложения в простом и сложном предложении.

06.03


Бессоюзные перечисления однородных членов предложения.

13.03


Однородные члены предложения с повторяющимся союзом И

16.03


Сложное предложение

20.03


Сложное предложение с союзом А, И, НО

03.04


Сложное предложение без союзов.

06.04


Обращение.

10.04


Тренировочные упражнения

17.04


Деловое письмо. Объявление

20.04


Состав слова

24.04


Правописание гласных и согласных в корне слова

04.05


Части речи (Прилагательное, существительное, глагол, местоимение).

08.05


Склонение личных местоимений. Правописание глаголов

15.05


Простое предложение и сложное предложение.

18.05






6.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ



  1. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы. Сборник 1 / под ред. В. В. Воронковой.- М.: ВЛАДОС, 2001.

  2. Галунчикова, Н. Г. Рабочие тетради по русскому языку 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Н. Г. Галунчикова, Э. В. Якубовская.- М.: Просвещение, 2003. (№ 1 (Состав слова), № 2 (Имя существительное), № 3 (Имя прилагательное), №  4 (Глагол)

  3. Галунчикова, Н. Г. Русский язык. Учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений  VIII вида / Н. Г. Галунчикова, Э. В. Якубовская. – М.: Просвещение, 2009.

  4. Галунчикова, Н.Г. Русский язык. Учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений  VIII вида / Н. Г. Галунчикова, Э. В. Якубовская. – М.: Просвещение, 2010.

  5. Гапонова, Т. И. Тексты контрольных работ и грамматических заданий по русскому языку для учащихся 5 – 9 классов специальных (коррекционных) учреждений / Т. И. Гапонова. – Хабаровск: ХК ИППК, 2001.

  6. Аксенова, А. К. Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе: учеб. пособие для студентов-дефектологов / А. К. Аксенова. – М.: Просвещение, 1999.